Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
Глава 1. Инклюзивное образование в педагогике. Организация деятельности инклюзивного заведения 9
1.1 Задача инклюзивного образования 11
1.2 Составные модели инклюзивного образования 12
Глава 2. Социальная реабилитация и интеграция ребенка с особенностями психофизического развития 16
2.1 Методологические принципы социальной реабилитации детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития 26
Глава 3. Реабилитационное сопровождение детей с особыми потребностями и их семей в ходе интегрированного / инклюзивного обучения 34
3.1 Различия развитию и учебной деятельности детей с особыми потребностями в процессе обучения 35
3.2 Общие рекомендации по адаптации детей с особыми потребностями в учебно-воспитательном заведении 50
Заключение 59
Список литературы 61
Введение:
За последнее десятилетие в России особенно острой стала проблема детской инвалидности. Среди детского населения в Российской Федерации около 1,9% имеют статус ребенка-инвалида. По данным Европейской академии по изучению проблем детской инвалидности, для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ «нормой» для этого показателя составляет 2,5%. Только в случае достижения этого уровня будет происходить дальнейшая стабилизация численности детей-инвалидов.
Высокий показатель инвалидности детей обусловлен целым комплексом социально-экономических причин, среди которых основными являются: несовершенство существующей системы медицинского обеспечения детей и подростков, ухудшение качества питания, техногенные перегрузки, уменьшение объема профилактических программ в амбулаторно поликлиническом звене здравоохранения, несовершенство системы психолого — педагогической поддержки детей из социально неблагополучных семей, неэффективность образовательных программ для формирования у детей культуры здоровья и тому подобное.
В стране продолжается внедрение мероприятий, направленных на профилактику детской инвалидности. В частности, проводится массовый скрининг новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, что способствует своевременной диагностике состояний, которые приводят к ранней тяжелой инвалидизирующей патологии с высокой степенью умственной отсталости.
Также с целью предотвращения детской инвалидности, повышение эффективности диагностики и лечения, предоставление детям-инвалидам возможности большего участия в социальной и экономической жизни, развития их личности разрабатывается соответствующая законодательно-нормативная база. Эффективная адаптация и интеграция детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития к обществу невозможна без получения ими полноценного дошкольного, школьного и внешкольного образования.
Дошкольное образование детей с инвалидностью способствует развитию и формированию их личности, обеспечивает социально-психологическую реабилитацию и адаптацию детей путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работой, готовит их к обучению в школе. Систему учреждений дошкольного образования детей с инвалидностью составляют:
• дома ребенка — дошкольные учебные заведения для детей до четырех лет
• специальные и санаторные дошкольные учебные учреждения (ясли-сады) компенсирующего типа для детей от двух до семи (восьми) лет;
• дошкольные учебные учреждения (ясли-сады) комбинированного типа для детей от двух месяцев до шести (семи) лет, в составе которых могут быть группы общего развития, компенсирующего типа, семейные, прогулочные;
• дошкольные учебные заведения (центры развития ребенка) системы образования, в которых обеспечивается физическое, умственное и психологическое развитие, коррекция психологического и физического развития, предоставление системной консультативно-методической помощи семьям, включение родителей в процесс воспитания и реабилитации ребенка, а также осуществляется оздоровление детей, посещающих другие учебные заведения, или воспитываются дома.
В указанных дошкольных учебных заведениях организована система обучения и воспитания детей с учетом особенностей их развития, в частности, проводятся коррекционно-развивающие занятия по предметно-практическому обучению, лечебной физкультуре, социально-бытовому, пространственному ориентированию, развитию слухового, зрительного, осязательного восприятия, формированию звукопроизношения, развитию речи с целью коррекции нарушений развития.
После получения дошкольного образования дальнейшее формирование личности детей с особыми потребностями, обеспечение их социально-психологической реабилитации, трудовой адаптации осуществляется в общеобразовательных учебных заведениях.
Систему учебных заведений для детей-инвалидов составляют:
• специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты);
• общеобразовательные санаторные школы (школы-интернаты) I-III ступеней для детей, нуждающихся в длительном лечении;
• общеобразовательные школы со специальными классами для обучения детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.
Заключение:
Все международные документы, которые акцентируют внимание на основных правах ребенка с особыми потребностями о включении в жизни общества, воспитание в атмосфере психологического комфорта в семье, создание условий для налаживания и поддержания социальных контактов, а также специального вмешательства специалистов различных специальностей, что будет способствовать развитию личностного потенциала, адекватной оценке собственных качеств, приобретения навыков позитивного восприятия окружающей среды и толерантному отношению к ней.
Гарантией успеха в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями является уважение к нему и его прав, умение видеть в нем личность. Соблюдение личных прав ребенка является ответственностью не только государства, но и семьи и специалистов, работающих с ребенком.
Таким образом, анализ соответствующих научных публикаций показал, что инклюзивное образование представляет собой специально организованное взаимодействие между учителями и детьми с психофизическим дефицитом и нормативным уровнем развития, что предполагает использование организации (нормативно-правовой базы комплексная диагностика, поступательное включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении) и педагогические условия обучения (создание адаптивной образовательной, психологической, медико-административной среды поддержки, формирование инклюзивной культуры среди детей, учителей и родителей).
Правильно организованное совместное обучение создает условия для каждого ребенка, чтобы получить ценный и важный опыт в эмоционально-оценочных отношениях, взаимодействии и овладении различными методами работы в процессе совместной деятельности. Кроме того, общая форма приобретения знаний расширяет границы взаимодействия дошкольников с психофизическими расстройствами и окружающей средой, включая их активную работу и общение, что способствует их успешному развитию. Однако самое важное, что в условиях инклюзивного образования дети, родители и учителя учатся воспринимать всех такими, какие они есть. Действительно, как показывает практика, совместное обучение создает предпосылки для формирования нового общества — толерантного, способного понимать и воспринимать каждого.
Все это свидетельствует о необходимости психологического, педагогического и медико-социального воспитания всего населения, а также специальной подготовки родителей, детей с нормативным уровнем развития и воспитательного состава образовательных учреждений изменить негативные социальные стереотипы в отношении детей с психофизическими нарушениями. Действительно, позитивное отношение, понимание и принятие всеми участниками образовательного процесса этих детей активно влияет на их умственное, эмоциональное и социальное развитие.
Фрагмент текста работы:
В современном мире модель инклюзивного образования — модель уважения прав человека — все больше развивается. Инклюзивное образование основано на социальной модели понимания инвалидности, которая, в отличие от медицинской модели, рассматривает недостаток здоровья как социальную проблему, а не как характеристику человека, поскольку она (проблема) вызвана неспособность окружающей среды, в том числе отношение к людям с особыми потребностями, архитектурная инвалидность и т. д.
Эта модель направлена на изменение общества, с тем, чтобы обеспечить равное участие граждан в осуществлении их прав и предоставить им такую возможность.
Интеграция — усилия по внедрению детей с особыми образовательными потребностями в нормальное образовательное пространство. Мы адаптируем ученика к требованиям школы.
Инклюзия предусматривает адаптацию школ и их общей педагогической философии и политики к потребностям всех учащихся, будь то одаренные дети или дети с особыми потребностями. Инклюзивность требует изменений на всех уровнях образования, потому что это специальная система образования, которая охватывает всех учащихся и дифференцирует образовательный процесс, удовлетворяя потребности учащихся во всех группах и всех категорий.
Включение в образование можно рассматривать как один из многих аспектов включения в общество в целом.
Инклюзивная школа-детский сад — это учебное заведение, которое предлагает инклюзивное образование как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие социальные ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами по обслуживанию в соответствии с различными образовательными потребностями детей, создает благоприятный климат в школьной среде.
Несмотря на то, что инклюзивные школы предлагают благоприятные условия для равных возможностей и полноценного участия, их эффективная деятельность требует совместных усилий не только учителей и школьного персонала, но и их сверстников, родителей и членов сообщества.
Основным принципом инклюзивного образования является:
По возможности, все дети должны учиться вместе во всех случаях, несмотря на некоторые трудности или различия между ними.
Образовательные учреждения должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников, договариваясь о разных типах и темпах обучения.
Обеспечить качественное образование для всех путем разработки соответствующих программ, принятия организационных мер, разработки стратегии обучения, использования ресурсов и создания партнерских отношений со своими общинами.
Дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им понадобиться для обеспечения успеха учебного процесса.
Они являются наиболее эффективным способом обеспечения солидарности, соучастия, взаимного уважения, взаимопонимания между детьми с особыми потребностями и их сверстниками.
Инклюзивный подход:
— создание условий, при которых все учащиеся имеют равный доступ к образованию, включая детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в средних школах;
— В то же время у всех учеников есть возможность получить ценный опыт и знания, чтобы преодолеть предрассудки и дискриминацию и помочь построить позитивное отношение к тем, кто «отличается».
Инклюзивный подход основан на фундаментальном принципе, согласно которому учебные заведения должны быть открыты для всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, речевых или других характеристик. К ним относятся дети с проблемами развития и одаренные дети, уличные дети и работающие дети, дети, принадлежащие к языковым, этническим или культурным меньшинствам. Учреждения должны найти способы обеспечить успех всех детей, в том числе детей с физическими или умственными проблемами [14].
«Школам необходимо найти способы обеспечить успех любого образования детей, включая детей с физическими или умственными недостатками. Задача для инклюзивной школы заключается в разработке личностных педагогических методов, которые обеспечили бы успешное обучение для всех детей, включая детей с психическими или физическими расстройствами. Основной принцип создания инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны учиться вместе, когда это возможно, несмотря на трудности или различия, которые существуют между ними. Инклюзивные школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников, договариваясь о разных типах и темпах обучения, обеспечивая при этом качественное образование для всех путем разработки соответствующих программ, внедрения организационных мероприятий и разработка стратегии обучения, использование ресурсов и создание партнерских отношений со своими общинами». (Саламанкская декларация. Программа действий).