Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Профилактика нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию средствами логоритмики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию……………………………………………………..
1.1 Условия формирования звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию……………………………………………………………….
1.2 Онтогенез звукопроизношения у детей с нормой…………………….
1.3 Клинико-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию….
1.4 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию……….
Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию ……………………………………………………………….
2.1. Методики изучения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию………
2.2 Состояние звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию………………..……..
2.3. Коррекция нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию средствами логоритмики……………………………………………….…..
Заключение…………..……………………………………………..……….
Список использованной литературы………..…………………………….
Приложение
Введение:
Актуальность проблемы профилактики нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию средствами логоритмики, обусловлена тем, что в настоящее время значительно возросло количество детей с трудностями в овладении речью. Средний дошкольный возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития.
Одним из приоритетных направлений современной логопедии является профилактика нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию средствами логоритмики. Она является одним из важных направлений логопедической работы. Своевременная профилактика нарушений звукопроизношения у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Важность своевременного овладение речью объясняется тем, что она служит основой для всего психического развития детей. На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей группы риска по речевому недоразвитию. Важно изучить профилактику нарушения звукопроизношения у детей групп риска по речевому недоразвитию с целью своевременного оказания помощи. Средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным для интенсивного речевого и когнитивного развития. Расстройства развития звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает социальную значимость.
Своевременная профилактика нарушений звукопроизношения позволяет эффективно компенсировать отклонения, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию.
Степень разработанности в специальной (коррекционной) педагогике и психологии. В специальной литературе вопросы диагностики и профилактики отклонений в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию освещены многими авторами: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Е.В. Чиркиной, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Е.А. Стребелевой, Е.В. Шереметьевой и др.
Практическая значимость исследования: подобранные нами методики исследования звукопроизношения могут быть применимы логопедами в процессе диагностики детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию, нами разработан комплекс занятий логоритмикой, который также может быть использован педагогами как средство профилактики нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию.
Объект исследования: нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию.
Предмет исследования: логоритмика как средство профилактики нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию.
Цель исследования: рассмотреть профилактику нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию средствами логоритмики.
Задачи исследования:
— определить условия формирования звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию;
— рассмотреть онтогенез звукопроизношения у детей с нормой;
— дать клиннико-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию;
— изучить профилактику нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию;
— экспериментально изучить звукопроизношение у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию.
Теоретической основой исследования послужили научные работы К. Д. Ушинского, Е. И. Тихевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другие.
Методы исследования:
1) теоретический анализ научной литературы по данной проблеме;
2) эмпирические: эксперимент, тестирование;
3) методы математической обработки данных.
Гипотеза исследования: процесс профилактики нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию будет проходить успешно, если применить логоритмику.
Практическая значимость: материалы исследования могут использованы методистами, воспитателями, психологами логопедами, музыкальными руководителями в работе по профилактике нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста. Представлены методики исследования звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию. Разработана и реализована методика работы по профилактике нарушений звукопроизношения посредством логоритмики. Сформулированы методические рекомендации по профилактике нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад .
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, на всех этапах обучения правильному произношению рекомендуется выполнять упражнения в виде игр: с картинками, игрушками, звукоподражаниями, с элементами движений, с пением; чтение и запоминание стихов, анекдотов, анекдотов, чистоговорок. Переписывание коротких рассказов и повествование через картинки с учетом возраста и проблем обучения начинается с этапа автоматизации звука.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора в развитии двигательной сферы. Логопедическая ритмика — это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений. Занятия по логопедической ритмике проводятся как в специально отведенное время, так и включаются в структуру логопедического занятия. Цель логопедической ритмики — развитие речи, посредством движения.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр, основанная на сочетании музыки и движения, музыки и слов, музыки, слов и движений, направленных на решение коррекционных, образовательных и развлекательных задач. В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора развития двигательной сферы. Логопедическая ритмика представляет собой систему музыкально-моторных, моторно-речевых, музыкально-речевых игр и упражнений, направленных на коррекцию нарушений речи с помощью движений, как правило, он входит в систему комплексной коррекции различных нарушений речи. Занятия логопедической ритмикой проводятся как в специальное время, так и входят в структуру логопедических занятий. Цель логопедической ритмики — развитие речи посредством движения.
Средствами логопедической ритмики являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, которые активизируют внимание и культивируют чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференциацию движений, упражнения для развития дыхания. Методологические приемы метода логопедической ритмики включают в себя: демонстрацию физических упражнений, сопряженное, конъюгатно-отраженное и совместное выполнение движений, словесное обучение, объяснение с демонстрацией конкретного движения. Структура занятий с детьми с общим недоразвитием речи строится от простых к сложным на основе лексических тем. Используются все виды речевого материала:: рекламации, песни, стихи; коммуникативные игры, упражнения на релаксацию и снятия напряжения; упражнения по развитию голоса, артикуляции, мышечного тонуса; активизирующие внимания, речевые упражнения без музыкального сопровождения, на развитие музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, игра на музыкальных инструментах. Работа начинается с проведения обследования.
Исследование проводилось в МБДОУ № . Исследование проводилось в средних группах №3 и №6. Выборка составила 56 детей среднего дошкольного возраста. Группу №6 мы определили как экспериментальную, а группу №3 как контрольную.
В качестве методики исследования мы выбрали методики: 1) «Диагностика звукопроизношения детей средней группы» (Ушакова О.С. Струнина Е.М.); 2) «Диагностика развития чувства ритма» (Волкова Г.А.).
Уровень развития звукопроизношения мы оценивали по следующим критериям: произношение гласных и согласных звуков; темп речи, интонационные средства выразительности; умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; четкость дикции при произношении слов и фраз. В качестве критериев сформированности ритма у дошкольников выступили следующие навыки: воспроизведение ритмов по слуховому образцу; воспроизведение ритмов по словесной инструкции; воспроизведение ритмов по графической модели; ритмическая способность в процессе осуществления музыкальной деятельности; ритмическое чувство в речи.
По данным констатирующего эксперимента мы выявили, что звукопроизношение и чувство ритма дошкольников экспериментальной и контрольной группы развито на среднем уровне. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента нами были разработан логопедической ритмики по развитию звукопроизношения дошкольников экспериментальной группы. В ходе формирующего этапа эксперимента был разработан комплекс логопедической ритмики в системе комплексного воздействия на детей с общим недоразвитием речи. В ходе реализации данных мероприятий использовали такие методы и средства как: личный пример работников детского сада, родителей, использование фольклора.
Одним из ведущих приемов, которые использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Индивидуально-дифференцированный подход осуществлялся по отношению ко всем детям. Приемы и методы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития дошкольников.
По данным контрольного эксперимента мы выявили, что звукопроизношение и чувство ритма дошкольников экспериментальной группы достигло высокого уровня и в контрольной группе среднего уровня развития. Гипотеза исследования: процесс профилактики нарушений звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию будет проходить успешно, если применить логоритмику– подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики нарушения звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию
1.1 Условия формирования звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста группы риска по речевому недоразвитию
Звук речи является минимальной несегментарной речевой единицей. Звучит как материальные признаки языка, выполняя две функции: доведение речи до восприятия слуха и выделение значимых единиц речи (морфемы, слова, предложения). Утверждение правильного произношения звука тесно связано с развитием лучшей координации органов артикуляционного аппарата у детей. Исследователи детской речи подчеркивают, что звуковая сторона речи — это средство, позволяющее каждому из участников устного общения передавать другим содержание своих мыслей, задавать вопросы и соглашаться со своими сверстниками в совместной игре. Фонетические наблюдения детей за артикуляцией составляют основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи и ее аспекта произношения [12 с. 51]
Звукопроизводство — это процесс создания речевых звуков, осуществляемый с помощью скоординированной работы трех частей периферического речевого аппарата (дыхания, вокализации и артикуляции), когда он регулируется центральной нервной системой (центральным речевым аппаратом). Правильное произношение звука — это не только четкое произношение каждым звуком речи детьми, но и овладение образцами сочетания этих звуков в слогах и словах. Освоение этого сложного процесса происходит двумя способами: неформальным — основанным на имитации речи окружающих вас людей и формальным — в результате специальной подготовки.
Звуковое произношение состоит из двух частей: звуковой стороны речи и произношения стороны речи. Концепция звуковой стороны речи широка и своеобразна. Он включает в себя фактические качества произношения, которые характеризуют звучащую речь, элементы звукового выражения речи, соответствующие средства выражения и элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием возникновения звучащей речи [9 с. 87].
Дети дошкольники среднего возраста, подверженные риску недоразвития речи, характеризуются проявлениями нарушений в формировании всех компонентов речи, причиной которых могут быть биологические, социальные и психолого-педагогические факторы.
Особенностями словарного запаса детей группы риска по речевому недоразвитию это полное незнание, неточное понимание и использование ряда слов, замена конкретных понятий родовыми и наоборот, взаимозаменяемость символов. В детском словаре мало обобщающих понятий, почти нет синонимов. Детям трудно формировать существительные с уменьшительными суффиксами, ограниченным словарным запасом, многократное использование одних и тех же слов с разными значениями делает речь плохой и стереотипной.