Клиническая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Профессиональное выгорание у медицинских работников в психиатрической сфере(больнице)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР 7
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе 7
1.2. Особенности эмоционального выгорания медицинских сестер как профессиональная деформация личности: определение, структура, факторы, механизмы 13
1.3. Особенности протекания синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер 17
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР РАБОТАЮЩИХ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ 20
2.1. Организация исследования влияния профессии на особенности проявления эмоционального выгорания 20
2.2. Результаты исследования СЭВ в группе медицинских сестер 24
2.3. Практические рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

 

  

Введение:

 

Известно, что работа медицинской сестры насыщена стрессогенными ситуациями, которые обусловлены не только обстоятельствами профессиональной деятельности, но и человеческим фактором (коммуникативной составляющей). В связи с этим медицинские сестры, как и все медицинские работники, подвержены риску формирования синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания (далее в работе СЭВ) – накопленная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в профессиональной деятельности, содержащей психотравмирующие воздействия [21].
Изучение синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности медицинской сестры особенно актуально в период проведения реформ здравоохранения, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские сестры обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья. Организационный фактор «эмоционального выгорания» может быть связан с многочасовой работой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, в том числе и в связи со сложившимися условиями работы в период пандемии.
Разработка данной проблематики представляется актуальной в связи с прямым отношением синдрома «эмоционального выгорания» к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации, а соответственно улучшению качества медицинского обслуживания пациентов на уровне среднего медперсонала.
Актуальность данного исследования обусловлена:
— во-первых, стрессогенностью профессиональной деятельности медицинских сестер психиатрической больницы, которая обуславливает возникновение СЭВ,
— во-вторых, СЭВ непосредственно приводит к психофизиологическим последствиям, которые отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли, общее ухудшение самочувствия и т. д., что в конечном итоге может привести к состоянию глубокой депрессии. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации.
На основе вышесказанного можно обозначить проблемы исследования: особенности протекания СЭВ у медицинских сестер психиатрической больницы.
Объектом данного исследования выступил СЭВ медицинских сестер психиатрической больницы.
Предмет исследования –эмоциональное состояние медицинских сестер.
В качестве гипотезы исследования выступили предположения:
Профессиональная деятельность медсестры, проработавшей более 5 лет в психиатрической больнице, приводит к формированию СЭВ.
Проявления профессиональной деформации личности различаются у медицинских сестер различного профиля.
Цель исследования – проанализировать СЭВ медицинских сестер психиатрической больницы.
Задачи исследования:
1. изучить понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе,
2. охарактеризовать особенности эмоционального выгорания медицинских сестер как профессиональная деформация личности: определение, структура, факторы, механизмы,
3. проанализировать охарактеризовать особенности формирования и протекания эмоционального выгорания медицинских сестер
4. провести исследование синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер работающих в психиатрической больнице,
5. разработать практические рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер.
Методы исследования. В ходе теоретического и методологического обоснования проблемы и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались теоретические методы аналитического исследования, позволяющие объяснить причинно-следственную связь изучаемых явлений, эмпирические методы диагностики (методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник К Маслач «Эмоциональное выгорание»), статистические методы обработки полученных данных (метод определения достоверности различий), обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов. Вычисления производились с помощью статистических пакетов SPSS 11.5, Stadia 6.3. prof, пакет анализа Microsoft Excel.
Научная новизна исследования:
Уточнено понятие и содержание синдрома эмоционального выгорания для медицинских сестер. Показана специфика симптоматики эмоционального выгорания у медицинских сестер, в зависимости от стажа работы и профиля работы психиатрической больницы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования дополняют научные представления о механизмах развития синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер как психологами, работающими в данных организациях, так и администрацией медицинских учреждений. Полученные результаты могут быть учтены при адаптации и дальнейшем профессиональном росте, для выработки наиболее продуктивных и благоприятных стратегии поведения личности в ситуациях, вызывающих психо-эмоциональное напряжение. Результаты исследования дают практическим психологам возможность проведения как консультационной, так и профилактической работы по предупреждению развития синдрома у специалистов сферы «человек-человек».
Структура исследования. Данное дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование индивидуально-психологических, профессиональных и личностных особенностей медицинских сестер, работающих в психиатрии, позволили определить особенности протекания у них СЭВ.
Осуществив теоретико-методологический анализ профессиональной деятельности медицинских сестер различного профиля, установлено, что основной формой деятельности в специальности «сестринское дело» является сестринский процесс. Сестринский процесс заключается в организации взаимодействия между пациентом и медсестрой с целью оказания сестринской помощи. У медсестер психиатрического, хирургического, терапевтического, педиатрического профиля сестринский процесс имеет свои особенности, формирующиеся на основе взаимодействия медсестры с пациентом.
Проанализировав теоретические подходы к изучению проявления СЭВ медицинской сестры, установлено, что значительное влияние на развитие симптомов профессионального выгорания средних медицинских работников оказывается:
— нервным напряжением, которое создают отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные пациенты;
— сопротивлением, во время которого работник пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
— истощением, приводящим к психоэмоциональному оскудению и психосоматическим расстройствам.
Кроме рабочих стрессоров на психическую и эмоциональную жизнь медицинских работников так же, как и на других людей, оказывают влияние внешние социальные факторы и личные проблемы. Последствия эмоциональных нагрузок затрагивают не только саму личность, но и профессиональную деятельность — ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растёт число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, возможна смена рабочего места или профессии. На развитие синдрома выгорания большое воздействие оказывают как особенности профессиональной деятельности, так и индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Подводя итоги, можно сказать, что предупреждение и преодоление возможных деформаций личности среднего медицинского персонала является одной из важнейших задач, так как от этого во многом зависит и психологический климат трудового коллектива, и психическое здоровье пациентов.
Было проведено исследование с целью изучения и описания личностных деформаций медицинских сестер различных профилей и стажа работы.
Исследование было проведено на базе психиатрического отделения МБУ «ЦГКБ №6». В исследовании принимало участие три группы медицинских сестер трех подотделений: диспансерного, отделения неврозов и острого отделения.
Для выявления уровня СЭВ и доказательства гипотезы исследования были использованы диагностические методики В.В, Бойко и К. Маслач.
По результатам диагностики по методике В.В. Бойко было выявлено, что в группе медицинских сестер диспантерного отделения СЭВ не сформирован, в группе медицинских сестер отделения неврозов СЭВ сформирован частично, а ВТО у медицинских сестер острого отделения СЭВ сформирован у всех.
По результатам методики К. Маслач были выявлены схожие результаты. В группе медицинских сестер диспансерного отделения СЭВ не сформирован, в группе медицинских сестер отделения невроза, СЭВ выявлен, но на очень низком уровне, тогда как в группе медицинских сестер острого отделения СЭФ сформирован полностью.
Для доказательства гипотезы исследования, была проведена статистическая обработка данных по всем методикам по проверим, существуют ли статистически значимые различия в уровне эмоционального выгорания у испытуемых в зависимости от профиля профессиональной деятельности по Uэмп Манна — Уитни.
При помощи U-критерия Манна-Уитни было доказано, что в зависимости от профиля профессиональной деятельности у медицинских сестер психиатрической больницы существуют статистически значимые различия в уровнях эмоционального выгорания.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана полностью.
С учётом специфики работы психиатрического коллектива и на основании приведенных выше характеристик работающих в нем специалистов, можно порекомендовать программу, направленную на снижение уровня профессионального выгорания специалистов, работающих в психиатрии.
По результатам проведенного исследования были составлены практические рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания медицинских сестер психиатрической больницы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе

Впервые термин психическое выгорание был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание». Он описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия в результате истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей.
Эмоциональное истощение рассматривается как главная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в уменьшенном эмоциональном фоне, безразличии или эмоциональном перенасыщении.
Второй компонент (деперсонализация) отражается в деформации отношений с другими людьми. В некоторых случаях это может быть увеличение зависимости от других. В других случаях наблюдается негативизм, цинизм настроений и чувств по отношению к получателям: пациентам, клиентам и т.д. [12]
Третий компонент эмоционального выгорания — сокращение личных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, недооценивать свои профессиональные достижения и успехи, отрицательности по отношению к заслугам и возможностям службы, либо в снижении собственного достоинства, ограничение возможностей и обязанностей в отношении других.
Модели процессов выгорания определяют выгорание как динамический процесс, который развивается со временем и имеет определенные фазы или этапы. Например, динамическая модель Б. Перлмана и Е.А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на стресс. Это:
— физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
— аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация / деперсонализация);
— поведенческие реакции, выраженные в симптоматических типах поведения (маладаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, снижение мотивации и производительности труда).
Профессор психологии Калифорнийского университета К. Маслач детализировала это понятие, определив его как синдром физического и эмоции истощения, состоящие из развития негативной самооценки, негативного отношения к работе и потери понимания сострадания о клиентах. К. Маслач подчеркивает, что «профессиональное выгорание» — это потеря творческого потенциала, а не реакция на скуку, а, вероятно, эмоциональное истощение, которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением [3, 25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы