Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Профессиональная этика библиотекаря
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основные понятия этики библиотекаря 6
1.1 Характеристика деятельности библиотечного общества по созданию кодекса этики 6
1.2 Этический аспект культуры библиотечного обслуживания 18
Глава 2. Анализ деятельности библиотеки по реализации основных положений Кодекса этики российского библиотекаря 29
2.1 Общие сведения о библиотеке 29
2.2 Анализ уровня профессиональной этики библиотекаря Малоголовской сельской библиотеки 33
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 50
Введение:
Библиотечная профессия известна с давних времен. Она существовала в таких странах, как Шумер, Вавилон, Ассирия, Древняя Греция и Рим. Это одна из самых распространенных в мире профессий, поскольку ее орудием является книга, которая несет знания людям. Вопрос самостоятельности библиотечной профессии встал с появлением книгопечатания и накопления книг. Когда печатное слово было основным источником информации, профессия библиотекаря считалась одной из самых почитаемых. Первыми библиотекарями были ученые люди, писатели и поэты, в церквях и монастырских библиотеках — образованные монахи. С увеличением книжных фондов и количества посетителей росли трудности в управлении библиотеками. Такая ситуация все настойчивее требовала появления профессиональных библиотекарей. Становление библиотечной профессии произошло во второй половине XIX в.
Личность библиотекаря — очень важная в библиотечном обслуживании пользователей. Профессиональная деятельность специалиста библиотеки высшей школы предполагает индивидуальный стиль деятельности и общения, интеллектуальную культуру и творческий потенциал.
Индивидуальный стиль деятельности и общения обусловлен способностью ориентироваться в ситуациях общения, коммуникативными умениями и навыками, языковыми способностями, направленностью личности. Под интеллектуальной культурой специалиста библиотеки вузов понимаем целостное сочетание таких составляющих, как:
широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте;
профессиональная компетенция, основанная на необходимом объеме общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков;
гибкость и адаптивность мышления.
Творческий потенциал личности специалиста библиотеки вузов включает определенный уровень развития творческих способностей (оригинальность мышления, умение видеть и решать определенные проблемы, способность к формулировке новых определений и т.д.). Сегодня есть все основания утверждать, что профессиональная культура специалиста библиотеки вуза является комплексной системой, в состав которой входят следующие элементы: профессиональное мышление; профессиональные знания, умения, навыки и способности; профессиональное интерес; степень готовности личности к конкретному виду деятельности; профессиональное мировоззрение; профессиональное мастерство; адаптированность к профессиональной среды; профессиональная мораль и тому подобное.
В наше время библиотекари всех стран создают научно-обоснованную, согласованную с практикой систему профессиональных требований, регламентирующих их деятельность. В основе этих требований лежат профессиональные этические нормы, которых должен придерживаться каждый, кто переступил порог библиотеки.
Профессиональная этика библиотекаря — это совокупность специфических требований и норм морали во время выполнения им профессиональных обязанностей по обслуживанию потребителей информации. Она формирует у работника понятие профессионального долга и чести, прививает навыки культуры общения и высокого профессионализма. Этика библиотекаря включает этику общения в библиотеке, риторику библиотекаря, этику слушателя, библиотечный этикет.
Нормы библиотечной этики: свободный доступ к информации, недопустимость цензуры в библиотеке, конфиденциальность чтения, приоритетное обслуживание. Правила этикета особенно необходимы библиотекарю в конфликтных ситуациях: в таких случаях они служат защитным средством от оскорблений и бестактности пользователей. Согласно правилам, библиотекарь должен встречать посетителя приветливой улыбкой, а также соблюдать этикет в одежде и во всем внешнем виде. Соблюдение этикета положительно влияет на авторитет библиотекарей, облегчает их работу с пользователями.
На практике доказано, что вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности библиотекаря. Этика библиотекаря и обслуживания пользователей — взаимосвязанные понятия. Обслуживание предусматривает предоставление необходимых услуг, доброжелательную помощь при общении з пользователем, создание здоровой рабочей атмосферы. Этика включает в себя понимание человеческого характера, природы поступков, потребностей людей и особенностей их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный обязанность, библиотекарь несет ответственность за качество обслуживания пользователей, творчески относится к каждому из них запроса.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить профессиональную этику библиотекаря.
Сообразно с этим в выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
дана характеристика деятельности библиотечного общества по созданию кодекса этики;
рассмотрен этический аспект культуры библиотечного обслуживания
дана общая характеристика сведений о библиотеке;
проведен анализ уровня профессиональной этики библиотекаря Малоголовской сельской библиотеки.
Объектом исследования является Кодекс этики российского библиотекаря.
Предмет исследования – реализацию положений Кодекса в Малоголовской сельской библиотеке.
Для написания выпускной квалификационной работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
При комплексном подходе к анализу обозначенных источников видится возможным полноценное рассмотрение темы.
Заключение:
В профессии библиотекаря, более чем в любой другой, общество акцентирует внимание не просто на уровне образования, объеме специальных знаний, умений, навыков, но и на моральных качествах работника. Объектом деятельности библиотекаря есть люди, но кроме профессионального общения с ними библиотекарь находится в постоянном, специфическом контакте с источниками информации: ^ собирает, хранит и доносит их содержание до широких слоев населения. Сегодня библиотекари всех стран создают науковообґрунтовану, согласованную с практикой систему профессиональных. требований, регламентирующих их деятельность. В основе этих требований лежат профессиональные этические нормы, которые должны соблюдаться каждым, кто переступил порог библиотеки.
Читатель всегда желает видеть в библиотекаре знающего, образованного, доброжелательного, готового помочь специалиста. Отклонение от каких-то из этих качеств осложняет отношения библиотекаря и пользователя и усиливает критическое восприятие читателем деятельности библиотекаря. Выполняя заказ читателя, предоставляя справки, обучая пользоваться справочным аппаратом и др., библиотекарь не может обойтись без высокой культуры речи, доброжелательности, заинтересованности в эффективности своих действий. Главное в языке — общий стиль. Библиотекарю необходимо обладать культурой речи, ведь профессия библиотекаря, как и педагога, журналиста, актера, требует мастерского владения языком. Требования, предъявляемые к языку библиотекаря, заключаются в том, чтобы он была стилистически верно построенным, максимально лаконичным, точным, логичной, эмоционально-окрашенным. Для того, чтобы профессионально рекомендовать литературу, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию, библиотекарь должен знать основы риторики как науки о слове, что учит искусству общения, воздействия слова на ум и сердце людей, формирует мировоззрение и способность к действиям. Умение владеть словом — залог успеха в жизни, необходимое условие высокого профессионализма библиотекаря. Как правило, библиотекарь сам выбирает возможные стили речевого общения. Некоторые предпочитают более деловым, официальным отношениям, другие выбирают дружелюбный, теплый тон общения, но выбирая ту или другую линию речевого общения, невозможно полностью исключить официальные отношения между библиотекарем и пользователем.
В процессе обслуживания библиотекарю часто приходится проявлять требовательность к пользователю и при этом использовать различные методы воспитательного воздействия. С моральной стороны требовательность библиотекаря не должна унижать достоинство читателя, а проявляться в доброжелательной форме — в этом важна моральная сторона его требовательности.
Малоголовская сельская библиотека Муниципального казенного учреждения культуры «Тимирязевский культурно-информационный комплекс». Расположена по адресу: 666202 Иркутская область, Качугский район, д. Малые Голы, ул. Школьная, 14.
В сельской библиотеке имеется два каталога алфавитный и систематический, а также ведутся тематические папки. Работа с каталогами ведется своевременно, приобретенные книги описываются и расставляются в каталоги, а также изымаются карточки на списываемую литературу. Материалы в тематических папках пронумерованы и составлены в списки, какой информационный материал находится в той или иной папке.
Корпоративные этические нормы библиотечных работников Малоголовская сельская библиотека Муниципального казенного учреждения культуры «Тиримирязевский культурно-информационный комплекс» (далее — Нормы) разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Белгородской области, а также с Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, принятым Российской библиотечной ассоциацией.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные понятия этики библиотекаря
1.1 Характеристика деятельности библиотечного общества по созданию кодекса этики
В 2009 году начался процесс разработки Кодекса профессиональной этики библиотекаря, на которым работал специально созданный авторский коллектив. В течение двух последующих лет коллективом авторов были представлены разнообразные проекты для обсуждения в различных регионах страны, среди сотрудников библиотек разных типов, студентов и преподавателей различных высших учебных заведений и учреждений для получения дополнительного профессионального образования. Такое широкое поле обсуждения Кодекс позволяет утверждать, что он создан с учетом реального мнения представителей библиотечного сообщества относительно морали и профессиональных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Так же можно полагать, что это позволит ему стать действительно жизненным документов, а не просто сводом правил.
Очень важно отметить сильную сторону Кодекса, которая заключается в том, что в этом документы коллективом авторов удалось «соединить несоединимое», заложив, таким образом, деалектическую концепцию развития. Данное утверждение позволяет соединить воедино принцип свободного доступа пользователя библиотеки к информации и современным информационно-коммуникационным технологиям с активной позицией библиотекаря, его социальной ответственностью.
Сегодня библиотекарь, являясь этическим и компетентным представителем своей профессии, не может только выполнять роль посредника между читателем и информацией, которая находится в библиотеке. Его дополнительная задача состоит в способствовании интеллектуального и духовного развития личности читателя, его социальной реализации, формировании культуры чтения, оставаясь при этом неравнодушным к социальным проблемам.
Кодекс этики российского библиотекаря — рекомендательный документ, его исполнение — дело чести и совести каждого представителя профессии. Забота о профессиональной репутации и способность осуществлять моральный самоконтроль, требовать от себя выполнения нравственных обязанностей важны для профессии, где главный объект деятельности — человек
Изначально принятию Кодекса предшествовало обсуждение его проекта в российской библиотечной среде, в том числе в профессиональной печати. Как утверждают разработчики, с учетом отзывов и замечаний была одобрена третья редакция проекта. Но, к сожалению, в Кодексе нашли отражение не все пожелания
После принятия Кодекса никаких публикаций, отражающих отношение к нему, долгое время не было. Только в 2001 г. на страницах журнала «Научные и технические библиотеки» развернулась продолжительная и очень острая дискуссия. Основными ее участниками были Ю. П. Мелентьева, возглавлявшая группу разработчиков Кодекса, и Ю. Н. Столяров.
Начало дискуссии положила статья Ю. Н. Столярова «Размышления по поводу этического кодекса библиотекаря». Главные вопросы, которые ставит автор, — это необходимость доказать потребность библиотечного сообщества в кодексе и отражение в нем специфики профессии.
Ю. П. Мелентьева попыталась ответить Ю. Н. Столярову, но ее аргументы показались ему неубедительными [2]. Журнал ввел специальную рубрику «Библиотечная этика», где вскоре выступили С. А. Езова, И. Г. Мор- генштерн, А В. Соколов, И. В. Лукашов, Е. Б. Виноградова, Г. М. Вихрева и другие. Началась активная дискуссия, в ходе которой обсуждались актуальные вопросы: какую роль играет кодекс в регламентации профессиональной деятельности библиотекарей, насколько он эффективен, стал ли он «достоянием профессионального сознания каждого российского библиотекаря» [3. С. 29].
Первая проблема, которую предстояло решить участникам дискуссии: нужен ли вообще библиотекарям этический кодекс? Это принципиально важный вопрос, так как если кодекс не нужен, то снимаются все последующие вопросы, касающиеся его содержания.
Размышляя над этой проблемой, Ю. Н. Столяров ставит под сомнение необходимость профессионального кодекса для библиотечной профессии и высказывает точку зрения, в соответствии с которой представителю любой профессии достаточно руководствоваться общими принципами морали.
А В. Соколов считает, что вместо того, чтобы спорить об этическом кодексе, который библиотекарю «принесет столько же радости, сколько юродивому перламутровая пуговица на его рубище», библиотечному сообществу следовало бы подумать о развитии библиотечного предпринимательства, окупаемости инвестиций в библиотеки, доходности и прибыльности библиотечных учреждений: «в рыночной среде экономика первична, а этика вторична, т.е. сначала фандрейзинг, а этический кодекс потом» [5. С. 154].
Но Ю. П Мелентьева категорично заявляет: кодекс нужен. Она считает, что «разработка проблем профессиональной этики есть показатель высокого уровня профессионального сознания, показатель развитости профессии» [6. С. 63].
В своей книге «Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас» [7] И А Трушина отмечает, что необходимость профессиональных норм возникает прежде всего в тех профессиональных группах, объектом деятельности которых является человек.
Г. А Алтухова, разрабатывавшая проблемы этики библиотечного обслуживания на уровне докторской диссертации, определяет профессиональную этику как совокупность нравственных норм, направляющих поведение представителей социальных групп, принадлежащих к данной профессии. Она отмечает, что кодексы профессиональной этики обеспечивают нравственный характер взаимоотношений между людьми [8. С. 28]. С его помощью общество, профессиональная группа воздействуют на нравственное сознание работника, добиваясь желаемого поведения, необходимого для решения профессиональных задач.
Г. А. Алтухова приводит слова Я. Г. Якобсона: главным смыслом создания профессиональных кодексов этики является осознание «частностной» нормативной этики, которая присуща конкретной профессиональной деятельности [9. С. 43]. Принципы этики вытекают из требований, которые предъявляет общество к той или иной профессии и которые должны стать чертами индивидуальной морали принадлежащих к ней работников. В противном случае, утверждает Я. Г. Якобсон, профессиональная деятельность не может осуществляться или осуществляется плохо. Этим и определяется необходимость конкретизации, «ужесточения» моральных требований к представителям определенных профессий, т.е. создание моральных кодексов.
Не составляет исключения и библиотечное дело, также имеющее свою специфику, требующее особого подхода к людям, отличающееся характерной психологией внутренних взаимоотношений. Как отмечает С. А Езова, многочисленные исследования, опубликованные в центральной и региональной отраслевой печати, посвященные проблемам взаимоотношений библиотекарей и пользователей, показывают, что не всё благополучно в нравственной сфере библиотечной коммуникации [10. С. 97]. Поэтому в кодексе должны быть закреплены нравственные основы взаимного поведения. По мнению С. А Езовой, профессиональный кодекс необходим, чтобы «обеспечить читателям нравственное отношение к ним со стороны библиотекаря, чтобы защитить профессиональную честь и человеческое достоинство библиотекаря в процессе его взаимодействия с коллегами и администрацией библиотеки» [Там же. С. 97-98.].
Большинство специалистов пришли к единому мнению, что Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря нужен. По их мнению, он устанавливает обязательные для каждого правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности на основе нравственных критериев и традиций.
Одним из наиболее важных дискуссионных вопросов стал вопрос о свободном доступе к информации. В этом, по мнению Ю. Н. Столярова, состоит одно из основных противоречий Кодекса. Главное моральное кредо, с одной стороны, должно отражать нормы морали, нравственности, а с другой — провозглашает свободный, ничем не ограниченный доступ к информации, в том числе к безнравственной, социально опасной, освобождает библиотекаря от ответственности за предоставление этой информации. Исходя из сказанного, Ю. Н. Столяров сделал вывод, что Кодекс снимает все этические барьеры, «безнравственен в своей основе и этичен только по названию» [2. С. 135].
По словам Ю. П Мелентьевой, разработчики Кодекса понимали, что «свобода доступа к информации не только благо, что она предоставляет доступ к «негативной», «плохой», «нежелательной» информации».
Однако «свобода информации — ужасная вещь, но ничего лучше пока не придумано» [6. С. 68].
Но, как справедливо отмечает А В. Соколов, «свобода в цивилизованном обществе обязательно сопровождается ответственностью» [5. С. 150]. Свобода без ответственности за свои действия — это «беспредельное своеволие», поэтому свобода всегда помещена в рамки правовых запретов.
Но, напоминает И В. Лукашов, несмотря на провозглашенный свободный неограниченный доступ к информации, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» отмечено: «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу» [4. С. 89]. Соответственно, если библиотекарь считает, что тот или иной документ может нанести вред, он может и должен ограничить доступ к такому документу.
Г. А Алтухова считает, что закрепленное в Кодексе положение о недопустимости цензуры «облегчит моральный выбор библиотекаря, предостережет от возможных ошибок» [9. С. 46]. С. А Езова, приводя результаты анкетирования библиотекарей, констатирует: «Каждый пятый опрошенный библиотекарь осознает ответственность за последствия свободы предоставляемой информации» [10. С. 96], хотя Кодекс полностью освобождает их от этого.
Обращаясь к норме, снимающей с библиотекаря ответственность за использование полученной библиотечной услуги, А В. Соколов отмечает: «В подготовленном и изданном РНБ замечательном собрании библиотечных этических кодексов разных стран мне не удалось обнаружить эту норму ни в одном из них. Напротив, в некоторых прямо утверждается: «библиотекари сознают свою ответственность перед обществом»» [5. С. 149-150].
Ю. Н Столяров в ряде своих статей [12, 13] показывает несостоятельность такого представления и приводит факты из истории запретов на книги в США и других западных странах. «Американские библиотекари честно признаются: «Мы в значительной мере контролируем отбор, организацию, сохранность и распространение информации» [12. С. 72]. Ю. Н Столяров подчеркивает, что заявление о защите интеллектуальной свободы и свободе доступа к информации следует понимать так: «Эта защита и свобода осуществляется по отношению к документам, предварительно отобранным и просеянным библиотекарем». Он говорит также, что другие страны «не стесняются вводить в свои кодексы соответствующие этические ограничения) [2. С. 134] и считает, что подобный подход следует брать на вооружение российским библиотекарям.
Еще до принятия Кодекса З. А Янкова и Л. М. Инькова отмечали, что его составители будто сознательно избегают таких понятий, как воспитание, общение, формирование личности, опосредованное влияние на нее (создание необходимых условий для плодотворного чтения, приобщение к высотам культуры и т.п.). По их мнению, это «обедняет содержание документа и дает одностороннее толкование библиотечной профессии» [14. С. 20].
Авторы Кодекса явно исходят из концепции, согласно которой библиотека — информационный центр, а потому ее главная функция — информационная. «Современный читатель ценит в библиотеке прежде всего широту и доступность информации», — пишет Ю. П. Мелентьева [6. С. 67]. Не отрицая правомерности такой позиции, участники дискуссии между тем считают, что в данном документе, призванном отразить сущность, природу деятельности всех типов и видов библиотек, важно отчетливо провести мысль о библиотеке как социальном институте и ее полифункциональности.
Несмотря на настойчивое повторение в каждом пункте основного текста Кодекса прилагательного «российский», Г. А. Алтухова, Ю. Н. Столяров, З. А. Янкова, Л. М. Инькова отмечают, что составителям не удалось определить специфику деятельности российского библиотекаря Причину этого А В. Соколов видит в том, что «кодекс сверялся с иностранными аналогами, с общечеловеческими стандартами, а никак не с беспокойной совестью российского библиотекаря» [5. С. 159]. Поэтому участники дискуссии предлагают отразить такие моменты, как, например, приоритетное обслуживание, дифференцированный подход в работе с читателями; включить в профессиональный кодекс личные морально-нравственные качества библиотекаря — честность, совестливость, бескорыстность, доброжелательность, ответственность за порученное дело.
Ю. Н Столяров предлагает не просто отразить специфику деятельности российского библиотекаря, а дифференцировать нормы профессионального кодекса с учетом типа библиотеки и контингента ее пользователей. Это предложение поддержали И В. Лукашов, С. А Езова. Не согласилась с ним Е. Б. Виноградова: «Мораль для всех одна, а конкретным особенностям разных учреждений место в уставах, правилах и других официальных документах» [15. С. 101].
Многие специалисты (Ю. П. Мелентьева, Г. А. Алтухова, С. А. Езова и другие) подчеркивают, что кодекс — это открытый документ, который необходимо пересматривать, корректировать, уточнять. К сожалению, вопрос о том, каким должен быть Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, по-прежнему остается открытым. За десять лет существования Кодекса оценки его в прессе весьма неоднозначны, в его адрес высказано немало замечаний, предложений, отношение к нему противоречиво. Поэтому рабочей группе по разработке новой редакции Кодекса предстоит большая работа.
Сравним два варианта «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря»: первый был принят 22 апреля 1999 г. на IV ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации [4], второй — 26 мая 2011 г. на XVI ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации [5]. За 12 лет в кодексе произошли существенные изменения, которые демонстрируют развитие профессионального самосознания и создание системы профессиональных ценностей.
Кодекс от 1999 г. состоит из 11 пунктов, кодекс 2011 г. — из 32 пунктов и имеет внутреннюю рубрикацию, отражающую смысловую структуру документа: общую миссию, взаимоотношения с обществом, пользователями, коллегами, отношение к собственной профессии и ответственность за несоблюдение кодекса.
Основной ценностью при взаимоотношениях библиотекаря с обществом, согласно кодексу 1999 г. выступает принцип доступности информации: кодекс противостоит ограничению доступа к материалам, признает авторские права, «рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности» [4, с. 160]. По замечанию И. А. Трушиной, «информоцентричность» не просто доминанта, а единственное направление деятельности библиотек, и в кодексе не отображена просветительская традиция деятельности Российских библиотек [15, с. 90].
В редакции кодекса 2011 г. появляется понятие профессионального долга, которым должен руководствоваться сотрудник библиотеки в противовес личным взглядам, а также интересам сторонних религиозных или общественных организаций. Библиотекарь противостоит цензуре, но при этом «соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации» [5], а также «стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости» [5].
На наш взгляд, эти нормы закрепляют этические антиномии информационного общества, сформулированные И. А. Трушиной в работе «Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас»: «информационное общество создает условия для распространения высоких идеалов нравственности» и «информационное общество способствует распространению идей расовой ненависти, порнографии, насилия и т. д.» [15, с. 147], «информационное общество создает беспрецедентные возможности для отбора информации» и «информационное общество характеризуется беспрецедентным информационным загрязнением» [15, с. 151]. С одной стороны, библиотекарь должен противостоять цензуре, но с другой — не должен способствовать распространению социально-опасной информации. Провозглашается независимость сотрудника библиотеки от давления общественных, религиозных, политических и прочих организаций, но в то же время говорится о необходимости сотрудничества (с органами власти и др.) в интересах развития библиотеки.
Таким образом, первый вариант кодекса от 1999 г. критиковали за излишнюю расплывчатость и декларативность. В частности, указывалось на невозможность соблюдения принципа противостояния цензуре на практике из-за отсутствия необходимых материальных средств и неэтичности принципа абсолютного, а не ситуативного решения вопроса доступности информации [14]. В редакции кодекса 2011 г. сделана попытка предложить реальные ориентиры для решения профессиональных задач, но при этом еще более обозначились проблемность и антиномичность профессиональных обязанностей.
Так же, по сравнению с кодексом 1999 г., в редакции 2011 г. появляется просветительская функция библиотеки: библиотекарь выступает в роли межкультурного коммуниканта, который должен способствовать позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп в обществе. В качестве доминанты выступает не просто информация, но вводится понятие качества информации.
Сильные изменения также претерпели отношения с пользователем, в целом они расширились.
Без изменений остались принципы уважения к читателю и соблюдение конфиденциальности. Появилась норма, согласно которой библиотекарь должен обеспечивать равные права на библиотечное обслуживание всех категорий населения, а также предоставлять доступ не только к информации, но и к «культурным ценностям». Таким образом, библиотекарь не просто оказывает информационные услуги, но участвует в культуросозидающем процессе:
«инициирует участие пользователя в культурной жизни общества»,
«способствует социализации личности, формированию гражданского сознания»,
«содействует развитию информационной культуры личности»,
«пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения» и др.
Таким образом, кодекс 2011 г. закрепляет образовательную функцию библиотеки.
Принцип социальной и культурной ответственности приходит на смену норме кодекса профессиональной этики российского библиотекаря 1999 г., согласно которой библиотекарь «не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке» [4]. Такой подход подвергся особенной критике со стороны профессионального сообщества и социума. Принцип морального нейтралитета вписывается в рамки концепции библиотеки как коммерческой структуры, но противоречит пониманию библиотеки как социально значимого института. Можно сказать, что за 12 лет, которые разделяют два варианта кодекса, повысился социальный статус библиотеки в глазах проффесио- нального сообщества, а соответственно, и возросли требования к профессиональной деятельности.
Новые нормы, нацеленные на просветительскую деятельность, полностью соответствуют «Манифесту о публичной библиотеке ИФЛА / ЮНЕСКО», принятому в 1994 г. и размещенному на официальном веб-сайте Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений [6]. В частности, в манифесте говорится, что деятельность библиотек должна способствовать созданию условий для творческого развития личности, стимулировать интерес к культурному наследию развивать межкультурный диалог, поощрять культурное многообразие и др.
Оба варианта «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря» содержат так же нормы взаимоотношений с коллегами. Согласно версии 1999 г., библиотекарь должен относиться к коллегам уважительно и с позиции сотрудничества, передавая им свои знания и перенимая чужой опыт. Если поступок коллеги противоречит этическим нормам или наносит урон авторитету профессии, то такой представитель профессии лишается «цеховой» защиты.
В кодексе 2011 г. так же говорится о принципах уважения и сотрудничества по отношению к коллегам, вводится понятие корпоративной культуры коллектива, оговаривается недопустимость использования нечестных приемов соперничества. Отдельно сказано о запрете плагиата. Необходимые качества — доброжелательность, уважение, честность, ориентация на сотрудничество, взаимопомощь. Все это направлено на становление эффективной корпоративной культуры библиотеки, зачатки которой были в первом варианте кодекса.
Отношению к собственной профессии в кодексе 1999 г. был посвящен всего один пункт: библиотекарь «стремится к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности» [4]. В кодексе 2011 г. мы находим уже развернутый ряд требований профессионала к самому себе. Самообразование и профессиональное совершенствование остаются необходимым условием выполнения «социальной и профессиональной миссии» [5]. Библиотекарь не просто поддерживает положительный имидж профессии, но активно участвует в повышении социального престижа своей профессии, а так же способствует признанию ее перспективности в информационном обществе.
В кодексе 2011 г. отдельно подчеркивается недопустимость получения материальной выгоды за счет пользователей, коллег и других, то есть провозглашается принцип материальной незаинтересованности библиотекаря.
В итоге, можно сделать вывод, что на сегодня основными направления профессиональной самоидентификации является формирование и поддержка высокого как социального статуса, так и престижа библиотекарской профессии, создание образа культурно-проактивного субъекта, который не только сохраняет, но и приумножает культуру.
За период более 10 лет, который разделяет между собой два вариант Кодекса библиотекаря, можно пронаблюдать динамику основной концепции данного документа. Это можно видеть по четкой логической структуре документа, в которой выделены основные смысловые блоки, появлением преамбулы, которых не было в первом принятом варианте документа.
Основное значение преамбулы состоит в освещение роли библиотеки как значимого социально-культурного института. Основные принципы, по которым должен выстраиваться профессионализм библиотекаря – гуманизм, преемственность, социальная ответственность. Фундаментальными же функциями библиотеки, которые является основой развития современной культурно России, являются информационная, культуроохраняющая и культурообразующая функции.
С одной стороны, можно увидеть генерализацию принципов и основных правил, на основе которых кодекс находится на более высоком уровне императивов, с другой стороны уровень профессиональной ориентированности документа остается на прежнем высоком уровне, учитывая особо значимые узловые проблемы библиотечного дела.
Довольно противоречивой все же остается проблема свободы информации и деятельность библиотеки, направленная на просвещение общества, что нашло свое отображение в противоречии между нормами взаимоотношения библиотекаря и посетителей библиотеки. Данную дилемму можно решить, используя два рычага: внутренняя порядочность и отсутствие материальной заинтересованности у библиотекаря, у которого на первом месте должны стоять ценность культуры и знания. Опираясь на данные ориентиры, библиотекарь должен строить свою профессиональную карьеру.