Клиническая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Проблемы неуверенности в себе в консультировании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты изучения проблемы неуверенности в себе в консультировании 5
1.1Сущность понятий уверенность и неуверенность в литературе 5
1.2Особенности проведения психологического консультирования и коррекции уверенности в себе 15
Глава 2.Влияние уверенности и неуверенности на самооценку и мотивацию достижения успеха младших школьников 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2Анализ и результаты исследования 27
2.3 Тренинг для повышения уверенности в себе 31
2.4 Проверка эффективности тренинга 35
Заключение 37
Список литературы 40

  

Введение:

 

В последние годы в связи с современным ритмом жизнедеятельности часто возникают негативные эмоциональные состояния неопределенности, неуверенности, тревожности, фрустриваности, агрессивности, которые не находят внешней реализации и приводят к появлению психосоматических заболеваний, снижению качества и продуктивности профессиональной деятельности. Поэтому на первый план выдвигается проблема поиска средств снятия психоэмоциональных негативных явлений, своевременного разрешения противоречий внутреннего мира личности. Первым, кто серьезно занялся проблемой уверенного поведения был Андре Сальтер.
Степень разработанности. Ссылаясь на теорию И.П. Павлова А. Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, которые приводят к формированию «тормозной личности», не способной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей. Проанализировав работу А. Сальтера можно выделить шесть характеристик здоровой и уверенной в себе личности: открытость, невербальное общение, местоимение «Я», вера в собственные силы, спонтанное выражение чувств. Он подчеркивал значение спонтанности и принципа «здесь и сейчас», «старайся не обдумывать», стоит ли говорить «сначала говори, а потом думай». А. Лазарус причинами неуверенности считал «дефицит поведения», слабое овладение необходимыми навыками поведения.
Дж. Вольпе считал, что причиной неопределенности является влияние социальных страхов. Ф. Перлз считал, что главной характеристикой уверенного человека выступает зрелость – это принятие человеком ответственности за саму себя. К. Роджерс понимает уверенность в себе как доверие своему жизненному опыту. Он выделяет уверенность как важное условие конструктивного поведения человека. Рядом с уверенностью в себе ученые пользуются такими концептами как: самоотношение и самооценка (В. Джемс, С. Куперсмит, М. Розенберг, Дж. Марвелл, Г. Уайли, С. Пантилєєв, С. Максименко), образ-Я (Л. Бороздина, Г. Борищевський, И. Бех, И. Кон, Есть. Соколова), Я-концепция (В. Столин, Г. Бернс, Э. Эриксон), саморегуляция (С. Рубинштейн, Д. Леонтьев, Б. Братусь, В. Клочко, В. Петровский), а также более жизненные – общее благополучие, удовлетворенность жизнью и др.
В научных трудах достаточно четко определяются некоторые методы саморегуляции неуверенности в себе, как эмоционального состояния. Однако методы самопомощи неуверенности, направленные на психо-коррекцию этого явления как черты характера в научных работах, были определены не комплексно и фрагментарно.
Цель исследования состоит в определении проблем неуверенности в себе в консультировании.
Предмет исследования. Проблемы неуверенности в себе в консультировании.
Объект исследования. Взаимосвязь уверенности в себе и способности проявлять инициативу.
Задачи:
1) теоретический анализ особенностей структуры уверенности в себе, а также субъектных функций индивида;
2) эмпирическое изучение влияния уверенности и неуверенности на самооценку и мотивацию достижения успеха младших школьников;
3) подбор методик исследования; исследование категорий, характеризующих уверенность в себе.
Методологическую основу работы составляют фундаментальные для социальной психологии принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений. Особенности высшей нервной деятельности человека рассматриваются как условия, под влиянием которых осуществляется социальная детерминация.
Базу для изучения степени социальной обусловленности уверенности в себе образует принцип опосредованности субъективно-личностных (само)отношений общественными отношениями, представления отечественных психологов о том, что наибольшим социальным влияниям подвержены те свойства, процессы, качества, в которых выражается отношение человека как общественного существа к явлениям общественной жизни; что самоотношение личности формируется как посредством осознания отношения её к другому, так и через осознание отношения этого другого к самой личности. При анализе стабильных и вариативных компонентов уверенности используются работы отечественных психологов по проблемам социального нормирования поведения.
Практическое значение. На практическом уровне работа автора стала основой для разработки им пакета программ тренинга уверенности.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что существует сильное влияние уверенности и неуверенности на самооценку детей младшего школьного возраста
Методология. Методологическую базу исследования составили положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, представления о деятельности и личности, разработанные в отечественной и зарубежной психологии (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение, хотелось бы отметить, что проблема неуверенности в себе встречается в нашей жизни довольно часто. Большинство клиентов в консультировании заявляют как одну из своих проблем, либо как основную проблему чувство неуверенности. И конечно, каждый желает избавиться от этого чувства, т.к. оно мешает жить. Люди, обладающие уверенностью в себе, не сомневаются в своей компетентности, и это лишь помогает им слышать и воспринимать мнения других людей. Они способны понять, что ради достижения общей цели (будь то проект на работе или взаимопонимание в семье), нужно проявлять гибкость и умение договариваться. При этом они не бояться выразить свое видение ситуации, т.к. оставаясь инициативными и помня о своих интересах, они способны проявить лояльность и пойти на компромисс.
Неуверенность в себе часто становится препятствием на пути эффективного и компетентного осуществления ими профессиональных функций. Неуверенность основывается на неверии человека в себя и на его сомнениях относительно собственных сил, возможностей, качеств, способностей и тому подобное. Она может быть направлена на себя (когда реальное «Я» индивида расходится с образом его идеального «Я»); других (когда есть личностные проблемы социального взаимодействия); деятельность (когда у индивида есть сомнения относительно собственной способности к компетентному осуществлению профессиональных функций, причинами которых является несовершенство и неполнота знаний, умений, навыков). В процессе проведения консультирования и коррекции психолог может использовать различные научные подхода: психоаналитический, клиент центрированный, экзистенциальный и другие. Однако, среди современных направлений наиболее распространенным для формирования навыков уверенного поведения является использование поведенческого подхода.
Особенности тренинга уверенного поведения заключаются в проведении упражнений для развития умения выдвигать требования, говорить о своих целях, отказывать и критиковать, устанавливать контакт и завершать разговор. Особое внимание уделяется развитию способности отличать уверенную, агрессивную и неуверенное поведение и усвоению правил уверенного поведения.
При повторном исследовании личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов уверенности в себе у детей 3 класса установлено, что у большинства повысился уровень самооценки, самоуважения и самоэффективности, появились смелость и уверенность при принятии какого-либо решения и уверенное поведение при общении с другими людьми.
По результатам теста «Дерево», у девочек и мальчиков отмечены положительные изменения в показателях их уверенности в себе. Причем преобладающее значение этих изменений наблюдается у мальчиков. Так, показатель шкалы «Уверенность в себе» у них увеличился на 66%, показатели шкал «Социальная смелость» и «Инициатива в социальных контактах» повысились на 58% и 67% соответственно.
При определении степени неуверенности у младших школьников с помощью теста Г. Кеттела, получены такие результаты: 70 человек уверены, социально адаптированные ученики, у 9‑х учеников выявлен средний уровень неуверенности и в 10-ти человек выявлен высокий уровень неуверенности – они испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новому месту. Это на 30 % лучшие результаты, в сравнении до проведения тренинга.
После интерпретации результатов, полученных с помощью анкеты. С. Карпенко, было выявлено, что высокую степень неуверенности имеют 5 учеников, среднюю степень неуверенности имеют 20 ученика и низкую степень неуверенности имеют 64 детей.
Сопоставляя результаты исследования самооценки и уровня неуверенности младших школьников с помощью методик Г. Кеттела, И. С. Карпенко, В. А. Мельникова мы видим, важным результатом целенаправленной психологической работы, явилось то, что число неуверенных в себе детей 3 класса снизилось с 75% до 21%. Число уверенных в себе детей при этом увеличилось на 54%.
Разработанная и апробированная система психологического тренинга оказала положительное влияние на оценку качества жизни детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Теоретические аспекты изучения проблемы неуверенности в себе в консультировании
1.1Сущность понятий уверенность и неуверенность в литературе

Предвестником современной психологической концепции уверенности в себе философское осмысление данного понятия. В произведениях античных философов категория уверенности рассматривается в контексте проблем, связанных с поисками движущих сил природы и общества. Сократ отождествлял уверенность с убежденностью и рассматривал ее как один из существенных аспектов знания. Активное обращение к проблеме уверенности происходит во времена рационализма, когда активность и деятельность человека выдвигается на первый план. Г. Декарт считал сомнения основой мировосприятия и утверждал, что с опытом возникают определенные убеждения, которые побуждают к действиям. Отсутствие убеждений проводит до сомнений, которые вместе с активными действиями могут стать сильным толчком для развития и обретения уверенности через самосовершенствование. Дж. Локк утверждал, что “существуют люди, которые сами подавляют собственный дух, разочаровываются при первом же осложнении в процессе решения обычного дела… Никто не знает силы собственных возможностей, пока сам не испытает их… Поэтому наиболее подходящие лекарства в этом случае проявляются в том, чтобы заставить ум работать и прилагать собственные мысли к делу… Человек, который пытается идти на слабых ногах, не только пойдет дальше, но и станет сильнее той, которая, обладая сильной конституцией…, сидит сиднем на одном месте” [3].
Е. Кант считал, что человек перед совершением дела обязана не только предположить или предсказать конечный результат, но и быть уверенной в нем. Б. Паскаль также связывал уверенность со знанием, считал, что ее формирование обязано познанию истины. Г. Сковорода был убежден, что в основе личного совершенствования лежит познание человеком самого себя, своих сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон, умение правильно оценивать свои успехи и недостатки в работе. Поэтому философ советовал прислушиваться к себе, изучать и испытывать себя в делах, сопоставлять субъективные данные с объективными фактами, быть строгим и требовательным к себе. С. Русова считала уверенность важным качеством при отстаивании собственного мнения, она отмечала: “Чтобы произнести решительное слово, нужна храбрость, которая опирается на прочную независимость активного духа” [5]. На фоне уверенности и веры в себя осуществляется нравственное воспитание ребенка. Успех формирует достаточную веру в себя, а на этой основе возникает стремление “стать хорошим”. Именно с победы над собой, по мнению. Сухомлинского, и начинается познание себя, и, если ребенок переживает удовольствие от того, что ей удалось преодолеть свои слабости, она начинает критически относиться к самой себе. Моральные силы для преодоления своих слабых сторон воспитанник “черпает в своих успехах, и именно в той деятельности, где он может лучше всего проявить себя, раскрыть свои духовные силы” [6, 7]. Несмотря на то, что проблему уверенности в том или ином виде можно найти практически в каждой теории психологии личности, до настоящего времени среди психологов нет единого мнения относительно феномена уверенности. Уверенность в себе трактуют как: чувство переживания, ощущения и осознание личностью своих возможностей в предстоящих действиях (Г. Загайнов, А.Черникова и др.); как свойство личности, ядром которой является положительная оценка индивидом собственных навыков и способностей, достаточных для достижения значимых для нее целей, задач и потребностей (В. Табунська, В. Лабунская и др.); как психическое состояние мобилизации готовности, устойчивое знание человека на достижение высокого результата (А. Пуни, А. Генов и др.); как волевые качества: решительность, смелость, инициативность, настойчивость, умение противостоять и атаковать, неприятие самоуничижения и недооценки своих сил и качеств, способность к импровизации (А. Сальтер, Е. Щербаков и др.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы