Педагогика ОВЗ Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Применение условно-графической наглядности при обучении детей с ОВЗ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения детей с ОВЗ 5
1.1. Особенности и потребности детей с ОВЗ 5
1.2. Условно-графическая наглядность, как средство обучения младших школьников с ОВЗ 7
Глава 2. Практические аспекты использования условно-графической наглядности при обучении детей с ОВЗ 14
2.1. Опыт применения условно-графической наглядности при обучении детей с ОВЗ 14
2.2. Анализ эффективности использования условно-графической наглядности в процессе обучения младших школьников с ОВЗ 22
Заключение 34
Список литературы 35

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению. У таких детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Память ограничена в объеме и снижена познавательная активность. В большей степени развито наглядно-действенное мышление, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Возникают трудности формирования учебных умений. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.
Задачами обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Для решения этих задач хорошо подходит метод наглядности.
Актуальность данной работы заключаться в том, что в настоящее время недостаточно разработаны методики работы посредством применения условно-графической наглядности на уроках детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать и показать эффективность методических приемов использования условно-графической наглядности для учащихся с ОВЗ в начальной школе.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Изучить особенности психолого-педагогическая характеристика учащихся с ОВЗ.
2. Рассмотреть условно-графические средства обучения и их виды.
3. Проанализировать практические аспекты использования условно-графической наглядности при обучении детей с ОВЗ.
Объектом исследования является процесс учащих с ОВЗ.
Предмет исследования – применение условно-графической наглядности при обучении детей с ОВЗ.
Методы исследования: литературный (анализ методических источников, государственных документов, регламентирующих содержание и процесс обучения); анализ педагогического опыта.
Практическое значение состоит в том, что разработаны методические материалы, позволяющие реализовать их на уроках.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы выделил: особенности познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, особенности их развития, теория использования визуальных средств обучения; проблемы, возникающие у обучающихся с ОВЗ при обучении, в частности:
1) недостаточное развитие речи, которое приводит к непониманию условия задачи в словесном выражении;
2) трудности в понимании пространственных отношений между различного рода объектами с помощью формулировки одних лишь словесных средств;
3) недостаточная сформированность опорных пространственных образов;
4) трудность при выборе способа решения, установления отношений порядка между величинами и иерархии между родственными понятиями;
Данные проблемы обучения е обучающихся с ОВЗ в определенной степени должны решаться с использованием специальной методической литературы. Однако наблюдается недостаточная разработанность методического обеспечения обучения, учитывающего специфику познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.
Проблема повышения уровня образования диктует необходимость разработки специальной методической литературы обучения лиц с ОВЗ на основе сочетания наглядности, коммуникации с использованием условно-графической наглядности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации обучения детей с ОВЗ

1.1. Особенности и потребности детей с ОВЗ
В проекте Концепции Федерального образовательного стандарта для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (2013) дается следующее определение данной категории детей: «Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями [13].
Рамки выпускной квалификационной работы не позволяют детально изучить особенности всех типов детей с ОВЗ и их характеристики. Поэтому мы обобщили данные о специфике обучения детей с ОВЗ. В Приложении 1 дана краткая характеристика особенностей развития различных типов детей с ОВЗ и их основных образовательных потребностей [16].
Анализ характерных образовательных потребностей детей с ОВЗ показал, что все факторы, влияющие на его обучение и воспитание, можно условно разделить на четыре группы:
К первой группе относится степень и качество дефекта, определяющие своеобразие атипичного развития. Основным правилом, определяющим развитие ребенка с ОВЗ, является правило зависимости количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта. Чем глубже первичный дефект, тем более ярко выражены вторичные отклонения.
Ко второй группе факторов относится срок или время возникновения первичного дефекта. Выраженность отклонений психофизиологического развития обусловлена сроком патологического воздействия: чем раньше, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
Третью группу факторов составляют условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды, воздействующие на ребенка с ОВЗ. Успешность обучения и воспитания таких детей зависит от своевременности коррекционно — реабилитационной работы на более ранних периодах онтогенеза (в младенческом, раннем и дошкольном возрасте).
К четвертой группе факторов относится состав группы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Выделяется две основные тенденции, характеризующие детей с ОВЗ. Первая тенденция связана с ростом количества детей с комплексными нарушениями, требующих максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вторая тенденция противоположна первой и связана с тем, что применение современных медико-педагогических мероприятий позволяет детям с ОВЗ достигнуть состояния развития близкого к норме к началу школьного обучения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы