Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития двигательных качеств у дошкольников через использование нетрадиционных средств физического воспитания 5
1.1. Понятие «двигательные качества», их характеристика 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.3. Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников 12
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Разработка и экспериментальная апробация методики развития двигательных качеств у детей среднего дошкольного возраста на основе применения нетрадиционных средств физического воспитания в дошкольной образовательной организации 20
2.1. Подготовительный этап методики развития двигательных качеств у детей среднего дошкольного возраста через применение нетрадиционных средств физического воспитания 20
2.2. Реализационный этап методики развития двигательных качеств у дошкольников через применение нетрадиционных средств физического воспитания 25
2.3. Аналитико-результативный этап методики развития двигательных качеств у детей среднего дошкольного возраста через применение нетрадиционных средств физического воспитания 26
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 40
Введение:
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается тенденция снижения двигательной активности дошкольников – гипокинезия, что влечет за собой ухудшение здоровья. Причиной данной проблемы является малоподвижный образ существования жизни, связанный с повышением комфортности (лифты, автомобили, бытовая и цифровая техника и пр.). Современные дошкольники много времени проводят за гаджетами и компьютерами, вместо того, чтобы участвовать в дворовых подвижных играх. Они отстают по показателям от норм подвижности и работоспособности суставов и мышц, координации движений. Двигательная активность является биологически необходимой для физического развития и здоровья ребенка. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста является одной из основных задач образовательной области «Физическое развитие», которая обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных организациях, проблема совершенствования двигательных качеств дошкольников остается актуальной.
Вопросами развития двигательных качеств детей дошкольного возраста занимались В.К. Бальсевич, Е.Н. Вавилова, В.И. Лях, Т.И.Осокина, Г.П.Лескова, Л.Т. Майорова и др. Однако в результате изучения трудов ученых пришли к заключению, что проблема развития двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством недостаточно изучена. В связи с чем и выбрана тема данной работы.
Объект исследования ‒ процесс развития двигательных качеств у детей средней группы.
Предмет исследования – методика развития двигательных качеств дошкольников через применение нетрадиционных средств физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования – выявление педагогических условий развития двигательных качеств у детей среднего дошкольного возраста через применение нетрадиционных средств физического воспитания.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
‒ раскрыть смысл и значения понятия «двигательные качества», привести их характеристику;
‒ раскрыть анатомо-физиологические особенности детей 4-5 года жизни;
‒ изучить роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников;
‒ провести эмпирическое исследование по развитию двигательных качеств у детей среднего дошкольного возраста через применение нетрадиционных средств физического воспитания.
Методы исследования:
— теоретические методы — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические методы – педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки данных.
Методики исследования: «Наклон вперёд из положения стоя» (автор Л. А. Парамонова), «Прыжок в длину с места» (автор Л.А.Парамонова), «Обегание предметов змейкой» (автор Л.А.Парамонова).
Структура работы состоит из: введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Двигательные качества — совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия. Основными двигательными качествами человека являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Особенности развития двигательных качеств детей среднего дошкольного возраста обусловлены спецификой развития и функционирования основных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной.
Нетрадиционные средства физического воспитания обладают значительным потенциалом для развития двигательных качеств дошкольников, среди которых: гибкость, быстрота, ловкость, сила.
В результате первичной диагностики уровня развития двигательных качеств у детей среднего дошкольного возраста по выделенным показателям (гибкость, координация движений, ловкость) установлено, что у большинства дошкольников в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития двигательных качеств (46,6%) и низкий (40%), в контрольной – низкий (53,3%) и средний (46,6%).
На формирующем этапе была реализована методика развития двигательных качеств у дошкольников на основе применения нетрадиционных средств физического воспитания (фитбола, стретчинга).
В результате повторной диагностики установлено, что большинство дошкольников в экспериментальной группе имеют высокий уровень развития двигательных качеств, что составляет 60% (было 13,3%), средний уровень установлен у 40% (было 46,6%), низкий – не выявлен (был 40%). В контрольной группе изменений не произошло.
Полученные результаты указывают на эффективность экспериментального фактора – методики развития двигательных качеств у дошкольников на основе применения нетрадиционных средств физического воспитания (фитбола, стретчинга).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития двигательных качеств у дошкольников через использование нетрадиционных средств физического воспитания
1.1. Понятие «двигательные качества», их характеристика
Задачей данного раздела является раскрытие понятия «двигательные качества» и их характеристик.
Следует отметить, что в науке для названия качеств, которые относят к двигательной деятельности, используют термины, отражающие специфику тех дисциплин, где они употребляются.
К примеру, изучая дисциплину «теория и методика физического воспитания» мы встречаем термины «физические» или «двигательные» способности. В психологии чаще всего употребляют «психомоторные» или «психофизические» способности дошкольников. Если это физиология, то «физические качества» ребенка, а в биомеханике «моторные» и «физические» качества [Глазырина, 2015, с.16].
В нашем исследовании мы будем опираться на понятия, относящиеся к двигательной деятельности дошкольников с позиции педагогической дисциплины – «теория и методика физического воспитания». Под «двигательной деятельностью» здесь рассматривают особенности ребенка, связанные с успешным осуществлением им двигательной деятельности и определяющие уровень его двигательных возможностей [Ашмарин, 2013, с. 127].
Значение понятия «двигательные качества» ребенка определяет, как различные стороны его двигательных возможностей, так и степень владения теми или иными движениями. Есть и другое определение, где «двигательные качества» рассматриваются как отдельные двигательные возможности или совокупность биологических и психических свойств индивида, выражающие его физическую готовность к различным двигательным действиям.
Одно и тоже двигательное качество индивида иногда выражается в разных двигательных способностях. Под последними мы понимаем задатки ребенка, которые заложены в нем природой, однако проявляются по-разному в разных двигательных действиях [Бойко, 2015, с.24].
Перечисляя двигательные качества, которыми должен обладать каждый здоровый ребенок, мы назовем прежде всего такие, как ловкость и выносливость, сила и быстрота, координация движений и гибкость.
Рассмотрим каждое из перечисленных качеств подробней.
Сила — способность к преодолению ребенком внешнего сопротивления или умение противостоять данному сопротивлению за счет мышечных усилий в статистических и динамических движениях. [Вавилова, 2011, с.34].
Другое двигательное качество – быстрота – характеризуется как способность индивида совершать двигательные действия в очень короткий для заданных условий промежуток времени.
Когда мы рассматриваем скоростные способности индивида, то приходим к выводу, что они относительны. Так, например, ребенок выполняет очень быстро одно движение, но значительно медленнее других иное. В научных источниках мы находим информацию о том, что «быстроту» рассматривают в двух ее видах: быстрота одиночного движения и быстроту двигательных реакций. К первому виду мы можем отнести бег. А вот второй вид подразумевает процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает ребенка к действию и завершается с началом ответных реакций.
Огромное значение для быстроты движений имеет приобретенный ранее навык ребенка, однако мы должны помнить, что в каждом движении она развивается отдельно.