Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Приемы освоения прыжковой техники в средних классах профессионального хореографического обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА АРТИСТА И ПРЫЖКОВОЙ ТЕХНИКИ В БАЛЕТЕ 5
1.1. Методические принципы профессиональной подготовки артиста балета 5
1.2. Прыжки в классическом танце (allegro) 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОСВОЕНИЯ ПРЫЖКОВОЙ ТЕХНИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 20
2.1. Становление методов преподавания прыжковых движений 20
2.3. Разработка приемов прыжковой техники в классе студентов 22
2.4. Апробация приемов прыжковой техники в средних классах профессионального хореографического обучения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность. В настоящее время при обучении студентов классическому танцу очень важно следовать классической методической системе, поскольку по ней работали выдающиеся балетмейстеры, воспитывая многие поколения потрясающих артистов балета. Соответственно, важно отдавать отчет в том, что правильная техника исполнения, методические приемы в танце – это основа грамотно исполненного танца, технический уровень исполнения движений.
Очень важным компонентом классического танца являются прыжки. Более того, прыжки в балете – это показатель мастерства артиста, его уровня владения техникой классического танца. Кроме того, развития его врожденных задатков и способностей. Смело можно заявить о том, что прыжки – это основной компонент классического танца.
Многие исследовали приходили к мнению о том, что научить танцора прыжкам нельзя – это именно врожденное физиологическое и психофизиологическое качество, которое на протяжении всего обучения артиста балета необходимо оттачивать до совершенства.
Прыжковая техника достаточно сложна в исполнении, поэтому требует многократного повторения на протяжении всего образовательного процесса. Важными особенностями прыжка следует назвать пружинный взлет и эластичное приземление – тогда можно считать, что танцор имеет определенные начальные успехи в освоении прыжков.
При преподавании каждый педагог должен обладать своеобразием методического инструментария, основанного на личном опыте. Это означает, что педагогу необходимо иметь свою особенность и свои педагогические принципы, которые должны соответствовать актуальной психологии студентов. Педагогу необходимо демонстрировать своеобразие новой техники, развивая навыки студентов в классическом балете, в частности, именно прыжковую технику, как приоритетную.
Соответственно, проблема данного исследования строится непосредственно на методической системе преподавания прыжковой технике в хореографическом училище. Прыжки – очень важная часть всей танцевальной работы, без которой танец как таковой вряд ли состоится.
Объект данного исследования: прыжковая техника в средних классах хореографического училища.
Предмет исследования: методический подход к преподаванию прыжковой техники и приемов в средних классах хореографического училища.
Цель исследования: разработать и апробировать методические приемы прыжковой техники в средних классах хореографического училища с учетом новой техники.
В соответствии с поставленной целью следует выделить исследовательские задачи:
— показать методические принципы профессиональной подготовки артиста балета;
— рассмотреть сущность прыжков в классическом танце;
— изучить становление методов преподавания прыжковых движений;
— разработать приемы прыжковой техники в классе студентов;
— провести урок с приемами прыжковой техники в средних классах профессионального хореографического обучения.
Научная новизна данного исследования. Впервые систематизированы методические принципы и приемы преподавания прыжковой техники для студентов хореографического училища и разработана модель урока.
Практическая значимость исследования. Данная разработка может являться методическим пособием для преподавания прыжковой техники в средних классах хореографического училища.
Структура исследования. Данная работа имеет введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение, список литературы.
Заключение:
В данном исследовании были решены следующие задачи:
— показаны методические принципы профессиональной подготовки артиста балета;
— рассмотрена сущность прыжков в классическом танце;
— изучено становление методов преподавания прыжковых движений;
— разработаны приемы прыжковой техники в классе студентов;
— проведен урок с приемами прыжковой техники в средних классах профессионального хореографического обучения.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что одной из главных традиций отечественной школы классического танца является воспитание не просто исполнителей, а всесторонне развитых личностей, творческих индивидуальностей.
Ключевая и наиболее важная задача при этом заключается непосредственно в том, чтобы средствами классического танца уметь формулировать содержательные хореографические образы, которые непосредственно отвечают задачам педагога-балетмейстера, поскольку именно присущее балетному танцу художественное качество может являться определяющим мастерство критерием, присуждая ему звание «классического»
В ходе решения второй задачи было выяснено, что прыжки – это важная составляющая классического танца, техника которой является обязательной к соблюдению для того, чтобы не травмироваться.
Выявлено, что ля полета характерны элевация и баллон.
Элевация – это сила и высота прыжка. Она зависит от действия мышц ног стопы.
Баллон – способность танцовщиков фиксировать разные позы в воздухе во время прыжков.
Так, например, звезда мирового балета Наталья Осипова – обладательница так называемого мужского прыжка.
Балерина создает ощущение невесомости, замирает в воздухе на несколько секунд. Высокий прыжок дан этой балерине природой, что является большой редкостью.
По сути, прыжки – это основа раскрытия образа и демонстрация танцевального мастерства самого артиста балета. Именно поэтому на них следует обращать пристальное внимание в процессе обучения.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что русская методическая школа классического балета стала складываться только в начале прошлого столетия, причем, первой, кто опубликовала методические труды, была А.Я. Ваганова.
Она обусловила свой подход к изучению прыжковых движений, и все остальные методические разработки так или иначе основывались на методах А.Я. Вагановой, но, все время привносилось что-то свое, не отходя от основной линии сложившейся классической школы.
В ходе решения четвертой задачи нами были даны методические рекомендации по изучению прыжковой техники классического танца. Используя данный опыт в классе студентов, также были описаны наиболее употребляющиеся ошибки в прыжковом исполнении. Кроме того, предложены способы их решения.
В ходе решения пятой задачи нами был организован урок с использованием приемов прыжковой техники в средних классах профессионального хореографического обучения.
В качестве цели мы определили отработку качественного прыжка на уроках классического танца.
Среди задач превалирующей являлась правильная постановка корпуса, ног, рук, головы в процессе усвоения основных движений у станка и на середине зала, развитие элементарных навыков координации движений.
Таким образом, задачи данного исследования были решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические особенности профессионализма артиста и прыжковой техники в балете
1.1. Методические принципы профессиональной подготовки артиста балета
Профессиональное обучение артиста балета является достаточно специфичным направлением, диктующим определенные методические особенности и принципы, которые дают возможность будущему артисту балета постичь огромный пласт аспектов, которые связаны с исполнительской культурой танца, определяющей ее самобытность.
Ключевую роль в подготовке артиста балета играет непосредственно классический танец. А.Я. Ваганова говорила о классическом танце, что «он обеспечивает воспитание тела в движении, которое может служить подспорьем в любом танцевальном решении» [6, с. 67-68].
Классический танец – это базовая дисциплина в хореографическом училище, у которой имеется самая важная роль в профессиональном обучении студентов. Непосредственно на уроке классического танца осуществляется то самое тонкое познание самовыражения через хореографию. Так, следует выделить, что для того, чтобы на высоком уровне овладеть исполнительским мастерством в балете, очень важно понять его природу и прочувствовать присущие ему выразительные средства [25, с. 20]. В сущности, школа классического танца представляет собой основу систематического, последовательного, методического обучения профессии артиста балета.
Ориентация на традиционные, канонические методические приемы при обучении искусству балета, ориентация на принцип преемственности поколений представляются в настоящее время некоторым гарантом единства балетной школы и ее высокой профессиональной культуры, что, в свою очередь, позволяет балету как искусству быть актуальным всегда.
Г.А. Безуглая, к примеру, говорила о том, что лексический смысл классического балета можно рассматривать в качестве достаточно обширного комплекса, который состоит из элементов сценического танца, формируемого под эгидой преемственной пластической традиции и, соответственно, дополняемого своеобразием техник известных мастеров [5, с. 107].
Классика – это основополагающий предмет в профессиональном обучении артиста балета, который дает возможность ему стать органичным танцовщиком в любых видах танца. А.А. Асылмуратова говорила о том, что методика Вагановой является необыкновенно сильным фундаментом, на основе которого может ложиться совершенно любой танцевальный стиль [2, с. 10].
Суть обучения балету заключается в исключительно важной роли базовой восьмилетней подготовки и принятия детей на жесткой конкурсной основе. Специфика обучения профессии артиста балета диктует определенные методические принципы, которые следует представить:
— наличие соответствующих профессиональных данных;
— начало обучения с раннего возраста (с 10 лет);
— строгая системность;
— принцип изустно-пластического обучения;
— ежегодные экзамены (с правом отсева неуспевающих);
— обучение ведется параллельно со сценической практикой (изучение классического наследия, участие в театральных спектаклях, концертах и т.д.);
— комплексный подход в преподавании хореографических и общеобразовательных дисциплин на основе их взаимодействия и взаимообогащения.
Изучим более подробно данные материалы.
1. В первую очередь интерпретация балета происходит именно наглядно. Он не может передаваться на уровне аудиального восприятия, поскольку это зрелищное искусство. И это – один из основных своеобразных свойств искусства классического балета [14, с. 80].
Данное, в свою очередь, обусловливает особые требования ко многим его составляющим, и в первую очередь к главному действующему лицу — артисту балета. Цикл балета устанавливается как период, включающий в себя 8 лет, на протяжении которых субъект формирует себя как профессиональную личность, и в процессе этого обучения формируется определенный профессиональный потенциал знаний, умений, навыков, а также потенциал творческой активности. Кроме того, происходит становление в техническом плане: его тело артиста должно отвечать самым жестким профессиональным требованиям [13, с. 191]. То есть, можно сказать о том, что тело – инструмент танцора, поэтому оно должно быть безупречно подготовлено.
Говоря о профессиональных данных, отметим, что именно они преимущественно определяют уровень успеваемости воспитанников, а уже несколько в более поздние периоды обучения – непосредственно квалификацию и характер работы артиста балета. А. Бурнонвиля (1795-1878), который являлся основоположником датского балета, в частности, говорил о том, что любой танцевальный талант – это, в первую очередь, именно задатки, а уже потом все прочее [15, с. 245].