Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Представление о здоровом образе жизни в подростковой (молодежной) среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у подростков 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование у подростков ценностей здорового образа жизни и мотивации к двигательной активности 10
1.3. Характеристика здоровьесберегающих технологий у подростков 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 18
2.1. Методы и организация исследования 18
2.2. Оценка представлений подростков о здоровом образе жизни 24
2.3. Оценка уровня физического здоровья и физической подготовленности подростков 32
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний про основы здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепление здоровья подростков приобретает все большую актуальность [3, 5, 7].
Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов вызвали осложнения учебных программ, их интенсификацию, увеличили число раздражителей, которые постоянно влияют на организм подростков.
Вместе с этим, проблеме повышения качества жизни, уровня здоровья и теоретико-методологическим основам формирования здорового образа жизни у подростков посвятили свои исследования многие ученые [8, 12]. В своих исследованиях ученые рассматривают общетеоретические вопросы формирования здорового образа жизни у разных групп населения, социальную ценность здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Вопросы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи на здоровый образ жизни исследовались во многих работах [8, 16, 24, 28, 35].
Таким образом, учитывая насущную проблему и научно-практические потребности в ее решении, а также учет состояния обоснованности этой социально-воспитательной проблемы, представляется довольно аргументированной потребность в ее дальнейшей разработке. Вышеназванные обстоятельства позволили определиться с направлением исследования, которое состоит в оценке осведомленности подростков о факторах здорового образа жизни, а также мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Цель исследования – изучение уровня осведомленности подростков о здоровом образе жизни.
Объект исследования – формирование здорового образа жизни у подростков.
Предмет исследования – осведомленность подростков о факторах здорового образа жизни.
Гипотеза исследования. Предполагается, что современные подростки обладают низкой осведомленностью о здоровом образе жизни, а также низкой физической подготовленностью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования здорового образа жизни у подростков.
2. Оценить уровень осведомленности подростков о здоровом образе жизни.
3. Оценить уровень физической и функциональной подготовленности подростков.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Социологический опрос (анкетирование).
3. Педагогическое тестирование: оценка уровня здоровья и физической подготовленности подростков.
4. Методы математической статистики.
Заключение:
1. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни подразумевает строгое соблюдение правил личной гигиены, высокую приверженность к занятиям физической культурой и спортом, игнорирование вредных привычек и сознательно негативное отношение к ним. Формирование здорового образа жизни человека происходит под влиянием многих социальных, биологических и экологических факторов, где ведущую роль играет семья, компания друзей, средства массовой информации, учреждения образования. Проблема формирования ориентации на здоровый образ жизни является очень актуальным вопросом, что обусловлено тенденцией снижения уровня здоровья молодежи, а также гиподинамией в условиях современного образовательного процесса.
Основой решения проблемы формирования и сохранение здоровья школьника есть такая организация учебной деятельности в школе, в которой создается личная установка каждого школьника на здоровье, уверенность в себе и своих возможностях.
Одной из важнейших задач физического воспитания в школе является формирование у подростков устойчивого интереса и мотивации к физическому самосовершенствованию как основного фактора их качественной жизнедеятельности. Несмотря на многочисленное количество исследований, направленных на изучение и повышение мотивации подростков на здоровый образ жизни и к занятиям физической культурой и спортом, отмечается отсутствие согласованности между теорией и практикой. Теоретический анализ современных литературных источников показал, что физическое воспитание отражает уровень целенаправленного использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и гармонического развития личности.
2. Результаты проведенного опроса подростков вызывают обеспокоенность о том, что лишь немногая часть из них отдает предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями, что крайне необходимо для укрепления здоровья.
Настораживает тот факт, что большая часть подростков не проводят никаких мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, не придерживаются правил здорового образа жизни, не занимаются спортом и не следуют принципам рационального питания, что негативно влияет на состояние здоровья современной молодежи и повышает их восприимчивость к различным заболеваниям.
Во время детального анализа ответов респондентов было выявлено, что они очень часто болеют инфекционными заболеваниями, однако не отдают предпочтение соблюдению здорового образа жизни и не считают его важным фактором профилактики инфекционных заболеваний.
Это требует повышенного внимания со стороны педагогов современных образовательных учреждений, так как лишь небольшая часть подростков получают информацию о здоровом образе жизни на учебных занятиях, однако больше половины опрошенных респондентов хотели бы получать информацию о профилактике инфекционных заболеваний.
3. На основании полученных результатов оценки функционального и физического состояния подростков было выявлено, что у подростков наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных проб, индекса Скибинского, жизненной емкости легких, индекса Руффье, что свидетельствуют о сниженных адаптационных возможностях кардиореспираторной системы. Результаты тестирования их физической подготовленности также показали низкие результаты оценки всех исследуемых качеств: гибкости, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств и выносливости.
Таким образом, в данной работе была подтверждена гипотеза о том, что современная молодежь обладает низкой осведомленностью и приверженностью к соблюдению здорового образа жизни.
Данное обстоятельство требует разработки целенаправленных мероприятий по повышению мотивации на здоровый образ жизни и занятий физической активностью. Необходимо побуждать население к физически активному образу жизни, повышать доступности этих видов оздоровления, доносить актуальную и ценную информацию о здоровом образе жизни с помощью средств массовой информации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у подростков
Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Перспективы развития и существования государства в значительной степени зависят от того, как происходит процесс воспроизводства основ производительных сил, а именно людских ресурсов. Молодежь является залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего [40].
Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов. Признаками индивидуального здоровья являются: специфическая и неспецифическая резистентность к действию стрессорных факторов; показатели роста и развития; уровень физического и функционального состояния организма; наличие хронических заболеваний или дефектов развития; уровень моральных и волевых установок.
Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека.
Так как именно оно определяет выбор будущей деятельности, возможность всестороннего развития личности, ее социального утверждения. Более того, состояние здоровья также влияет на общую подготовленность человека, его духовное и физическое развитие, будущие достижения в сфере профессиональной деятельности [11, 15, 17].
Осложнение социально-экономической ситуации и кризисные явления в обществе стали причиной снижения активности молодежи, замедления ее физического и психического развития, отклонений в социальном поведении. В результате этого, проблема сохранения здоровья личности становится особенно актуальной, что подтверждает официальная статистика и результаты эпидемиологических исследований, согласно которым состояние здоровья населения страны значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. Вышеизложенное актуализирует проблему сохранения и укрепления здоровья подростков, определение стратегии развития образования, с позиций формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [14].
Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности.
Здоровье является целостным, многомерным динамическим состоянием, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, 8, 18].
Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья личности обуславливается жизненными приоритетами человека (наличием позитивных целей и ценностей); вдумчивым и осмысленным отношением к своему здоровью, рациональной организацией здорового образа жизни, который позволяет управлять состоянием человека исходя из его индивидуальных особенностей организма, а также реализовывать программы самореализации.
Формирование культуры здоровья личности реализуется в системе образования и тесно связано с методологией обучения основам здорового образа жизни [27].
В то же время реальная система образования зачастую приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи.
Интенсификация учебного процесса, увлечение компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физической культурой и спортом – главные причины гиподинамии подростков и студентов.
Кроме того, большинство руководителей и педагогов образовательных учреждений слабо владеют специальными знаниями и умениями диагностики состояния здоровья, организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Индивидуальное здоровье человека является системообразующим фактором, которое нужно оценивать в динамике и практико-ориентированном здоровом образе жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.
Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.
Здоровый образ жизни это:
1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;
3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;
4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [29].