Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Предстартовые состояния спортсменов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ 5
1.1 Физиологическая характеристика состояния организма при занятиях спортом 5
1.2Стартовые условия и предстартовая тренировка спортсменов 18
1.3 Методы регуляции предстартовых состояний 29
ВЫВОДЫ 35
Список литературы 36
Введение:
Актуальность темы. Многолетний опыт работы тренеров, психоло-гов, физиологов и врачей со спортсменами позволил утверждать, что успешность выступления на соревнованиях во многом определяется пред-стартовым состоянием спортсмена. В предстартовом состоянии спортсме-на следует понимать условный рефлекс психологической и физиологиче-ской предварительной адаптации человека, и его организма к предстоящей соревновательной деятельности. Предстартовое состояние представляет собой биологически адекватную адаптивную реакцию организма, сопро-вождающуюся мобилизацией двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы — соревновательной деятельности. Одна-ко хорошо известно, что повышение уровня возбуждения связано с эффек-тивностью активности не линейно, а с U-образной зависимостью, описан-ной Р.M. Ерксом(1908) и Дж. Д. Додсон(1908) еще в 1908 году.
Психическое состояние, возникающее перед стартом, является ост-рым переживанием спортсменом определенного отношения к возможным результатам активности в данный момент времени. Высокие психические и физические нагрузки в спорте почти всегда приводят к стрессу, который рассматривается как неотъемлемое психофизиологическое состояние, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для пре-одоления экстремальных эффектов, сопровождающихся неспецифическими вегетативными и эмоциональными изменениями. Эти явления были впер-вые описаны канадским физиологом Г. Селье (2005).
Стресс, в том числе конкурентный стресс, является неотъемлемой реакцией организма и человека на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. В динамике сопротивляемости организма к повреждающим стрессовым факторам выделяют три фазы:
Тревога — настороженность и первичное (часто чрезмерное) воз-буждение в ответ на стрессовый фактор.
Сопротивление — реакция адаптации (адаптации) организма к стрес-сорам.
Истощение — это фаза несоответствия в активности систем организма, приводящая к «срыву» некоторых из них.
Согласно представлениям о динамике спортивного стресса, после воздействия очень высоких конкурентных стрессовых факторов возникают реакции организма, характеризующиеся мобилизацией функциональных резервов. Это положительное влияние стресса на состояние спортсмена, которое способствует значительному увеличению способностей человека к стрессу, называется эустрессом. Если действие фактора стресса длится слишком долго, начинается стадия истощения — дистресс, то есть общее снижение функциональных показателей тела спортсмена.
Спорт — это соревнование людей, где решающим фактором является способность к самоконтролю и саморегуляции, что, в свою очередь, не-возможно без воспитания и развития силы воли.
Объектом исследования является предстартовое состояние спортс-мена.
Предметом являются навыки саморегуляции, которые позволяют преодолеть трудности, возникающие в предстартовом состоянии.
Цель состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные мето-ды развития навыков саморегуляции, обеспечивающие преодоление пред-стартовых условий у спортсменов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить особенности предпускового состояния у спортсме-нов
2. выяснить возможности саморегуляции в решении проблем предстартового состояния у спортсменов
3. изучить методы саморегуляции для преодоления предстарто-вого состояния.
Заключение:
Анализ зарубежных и отечественных источников показал, что про-блема предстартовых условий рассматривается как один из ведущих фак-торов, определяющих эффективность выступления спортсмена на соревно-ваниях.
Системы анализа перед запуском состояния включают рассмотрение краткосрочных и более устойчивых особенностей динамики психического состояния, возникающих в ожидании и во время воздействия на спортсме-на факторов конкурентного стресса.
Предлагаемые системы основаны на эмоциональных, когнитивных и физиологических изменениях, которые происходят до старта, то есть в от-вет на воздействие факторов конкурентного стресса, а также на общую U-образную зависимость производительности от уровня возбуждения орга-низма. Однако стоит отметить, что описанные подходы существенно до-полняют закон Йеркса-Додсона с точки зрения эффективности соревнова-тельной деятельности.
Большая часть исследований, посвященных изучению предстартовых условий, была направлена, в том числе на изучение как предконкурент-ных, так и конкурентных условий, без учета специфики динамики психиче-ского состояния непосредственно перед стартом. Мы предложили перио-дизацию, включающую семь сегментов подготовительного, предконку-рентного и конкурентного периодов, сопровождаемые различными зада-ниями, стрессовыми факторами и, соответственно, психическими состояни-ями. Каждый из выбранных периодов требует использования определен-ных методов оценки состояния спортсмена и коррекции, необходимой для повышения спортивных результатов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАР-ТОВЫХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Физиологическая характеристика состояния организма при заня-тиях спортом
Во время систематических тренировок тело спортсмена испытывает ряд различных функциональных состояний, тесно связанных друг с дру-гом, где каждое предыдущее влияет на ход следующего.
Нередко в тренировочной деятельности спортсмен испытывает чрез-мерное психическое напряжение, возникающее при сочетании трех факто-ров: высоких физических нагрузок, груза ответственности и плохого управления собственным состоянием, которое снижает эффективность дея-тельности.
В соревнованиях, где участвуют спортсмены, практически равные по своей физической, технической и тактической подготовленности, побежда-ет тот, кто обладает большими возможностями самоконтроля и саморегу-ляции [5].
Современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных нагрузок. А это, в свою очередь, приводит к росту физи-ческой усталости, и психического напряжения. Это требует тщательно продуманной, систематической психологической подготовки, одним из со-ставляющих которой является обучение спортсменов методам само-контроля и психорегуляции.
Исследованием проблемы психических состояний в отечественной психологии занимались достаточно много таких ученых как: Н.Д. Леви-тов(2000), В.М. Мясищев(1997), К. Изард (2003), Я.П. Ильин(1999), С.Л. Рубинштейн (2013), А.Ц. Пуны(2007), А.А. Черникова(2003) и другие.
Н. Д. Левитов(2000) рассматривал психическое состояние как це-лостную характеристику психической деятельности за определенный пе-риод времени, показывающий своеобразие протекания психических про-цессов в зависимости от раскрытых предметов и явлений действительно-сти, предшествующего состояния и психических свойств личности. Психи-ческие состояния, как и все другие явления имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. Любое состояние есть продукт включения субъекта в какую-либо деятельность, в процессе которой формируется взаимное влияние на успешность деятельности, в данном случае спортивная деятельность.
В спортивной психологии причины, оказывают влияние на психоло-гическое состояние спортсмена перед соревнованиями, называют фактора-ми. Обоснованием необходимости изучения причин, которые влияют на эмоциональное состояние спортсмена, служит тот факт, что интерпретация таких состояний должна проводиться лишь при условии четкого опреде-ления факторов, которые их вызывают.