Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Подвижные игры как средство развития быстроты в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в современном обществе, процессы глобализации и информатизации обусловили увеличение роли и значимости каждой личности, успешности ее индивидуального развития [7, 8, 23]. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей младшего школьного возраста.
Одним из важных направлений решения этой проблемы является внедрение новых прогрессивных педагогических технологий в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с детьми часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали бы решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности, в тои числе и развитию быстроты.
Анализ исследований показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость). У детей младшего школьного возраста интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Многие исследователи подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью ребенка [2, 10, 17, 18].
Вместе с тем, Д.Л. Мироновым [12], А.А. Щанкиным [27], Т.Г. Гурулевой [6], доказано, что подвижные игры у детей создают благоприятные условия для их активного, физического и личностного развития, однако до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме развития быстроты у детей младшего школьного возраста, что требует дальнейшего рассмотрения.
Цель исследования – разработать методику подвижных игр для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
2. Оценить уровень развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики занятий подвижными играми для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5.Методы математической статистики.
Заключение:
В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания школьников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в младшем школьном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Выбранная нами тема актуальна, так как формирование быстроты занимает существенную роль в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
2. По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых школьников экспериментальной и контрольной группы имели низкий и средний уровни развития быстроты, что послужило основой для разработки методики подвижных игр по развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.
3. Разработанная методика физических упражнений с преимущественным использованием подвижных игр позволила достичь весомых результатов улучшения быстроты у детей, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной методики приводит к улучшению бега 30 м у детей ЭГ на 0,6 с (<0,05), челночный бег 3х10 м (обычные условия) – на 1,3 с (<0,05), челночный бег 3х10 м (вероятностные условия) – на 2,72 с (<0,05), что подтверждает эффективность разработанной методики подвижных игр.
В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика изменения быстроты, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что постоянная и целенаправленная работа над развитием быстроты должна вестись в процессе занятий в образовательных учреждениях, органически вплетаясь в разнообразную подготовку, направленную на совершенствование других качеств (силы, ловкости, гибкости), без развития которых невозможно достичь полноценной физической подготовленности.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические основы развития быстроты у детей младшего школьного возраста
1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата, но различна его интенсивность роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет [16, 22].
Множество исследований показывают, то, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей младшего школьного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств.
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [4].
В младшем школьном возрасте начинается интенсивное развитие нервной системы, что создает благоприятные предпосылки к освоению новых движений, формированию двигательных навыков.
Пропорции тела у детей младшего школьного возраста продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В период от шести до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Поэтому педагогу нужно уделять значительное внимание укреплению мышечного корсета для поддержания правильной осанки.
Для определения этого создан «филиппинский тест», сущность которого заключается в том, что ребенку нужно провести руку над головой и коснуться противоположного уха. Если полуростовой скачок еще не прошел, ребенок не может дотянуться до уха. Завершение полуростового скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно дотянуться до верхнего края ушной раковины. Данный тест отражает степень морфофункциональной зрелости организма, что связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Костная ткань в младшем школьном возрасте характеризуется следующими особенностями:
• отличия в строении и химическом составе;
• наличие интенсивных ростовых процессов.
Для костной ткани детей характерно строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых. В их костной ткани больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью, большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям. Форма грудной клетки изменяется с возрастом. В возрасте 7-8 лет она принимает форму, характерную для взрослых. У детей при длительной деятельности, которая требует сжатия грудной клетки, возможна ее деформация.
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей, возникновение плоскостопия [1].
В мышечной ткани детей данного возраста происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.