Логопедия Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Подготовка к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава1 Теоретические основы подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте 6
1.1 Понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», характеристика детей 6
1.2 Готовность к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте 12
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ 17
2.1 Принципы, организация и методика логопедического обследования, анализ результатов 17
2.2 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических представлений у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на занятиях по подготовке к обучению грамоте 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Приложение 1 38

  

Введение:

 

Речевая деятельность ребенка представляет собой сложную форму деятельности, в функционировании которой принимает участие большое количество компонентов: сенсорные анализаторы (слух, зрение, кинестетическая и проприоцептивная чувствительность), фонематическое восприятие, моторные действия и др. Нарушение любого из компонентов речевой деятельности влечет за собой те или иные нарушения в ее функционировании и развитии [8].
Фонематическое восприятие представляет собой значимую составляющую в развитии речевой деятельности. Именно на основе фонематического восприятия ребенок учится распознавать и дифференцировать различные звуки, в том числе сходные по произношению, в своей и чужой речи, что позволяет правильно понимать говорящего. Кроме того, развитое фонематическое восприятие является основой слухового контроля за правильностью и понятностью собственной речи. Наконец, фонематическое восприятие имеет важное значение в процессе овладения ребенка письмом и чтением [8].При подготовке ребенка к обучению грамоте имеет большое значение уровень речевого развития ребенка: должны быть сформированы все ее компоненты, в том числе большое значение имеет фонематическая сфера. Нарушения в развитии речи, как правило, характеризуются той или иной степенью нарушения фонематического восприятия.
Одним из довольно часто встречающихся нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данное состояние может диагностироваться у детей с разными речевыми патологиями: дизартрией, ринолалией, некоторыми формами дислалии.
Хотя данная патология и не относится к тяжелым нарушениями речи, однако, она оказывает специфическое влияние на развитие и формирование всех сфер жизни ребенка, и также, как любое другое нарушение речи требует своевременной логопедической коррекции.
Сложность заключается в том, что окружающие не всегда способны заметить, что ребенку, у которого отмечается, например, диффузное произношение звуков, требуется логопедическая помощь. Нарушения выявляются только при целенаправленном логопедическом обследовании.
Тем не менее отмечается увеличение количества дошкольников, имеющих те или иной уровень фонетико-фонематического недоразвития речи, что обуславливает особый подход в подготовке данной категории детей к обучению грамоте.
Современная логопедия вырабатывает новые подходы и методы к коррекции ФФНР, позволяющие эффективно и достаточно быстро преодолевать данное нарушение.
Проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи уделяли внимание такие исследователь, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Белякова Л.И., Усанова Н.О., Гаркуша О.Ф и др.
Цель исследования: выявить особенности организации работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Предмет исследования: содержание работы по подготовке старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития дошкольников с ФФНР;
2. Рассмотреть особенности подготовки старших дошкольников к обучению грамоте;
3. Провести логопедическое обследование фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Анализ научной литературы показал, что исследователи и практикующие логопеды признают значимость фонематических процессов в формировании речевой деятельности, а также в освоении письменной речи.
К фонематическим вопросам можно отнести такие процессы, как фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ.
Все названные процессы имеют значение в освоении ребенком звукопроизношения, освоении навыков дифференциации фонем, что позволяет овладеть смыслоразличительной функцией фонем. Кроме того, высокий уровень развития фонематических процессов имеет большое значение в освоении навыков письма, которое строится на фонетическом принципе.
Ученые отмечают, что в норме развитие фонематических процессов начинается в самого начала жизни ребенка. Уже маленький ребенок демонстрирует реакцию на звуковые раздражители, затем он осваивает умение выделять из множества звуков голос матери, затем учится различать речевые и неречевые звуки. Постепенно формируется способность различать изолированные фонемы, определять фонемы в начале слова, в середине и в конце. Наконец, в норме к завершению дошкольного возраста ребенок осваивает полностью способность дифференцировать все фонемы родного языка, проводить элементарный звуковой анализ и синтез, различать фонемы, слоги и слова, в состав которых входят близкие по произношению фонемы.
Дошкольники с ФФНР характеризуются определенной спецификой развития фонематических процессов: как правило, этот процесс происходит медленней и характеризуется определенными нарушениями.
Для выявления уровня развития фонематических процессов старших дошкольников с дизартрией нами было проведено эмпирическое исследование, которое было направлено на установление уровня сформированности всех компонентов фонематических процессов.
В качестве диагностической методики была выбрана методика, разработанная Е. Ф. Архиповой. Проведенное диагностическое исследование подтвердило наличие нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с ФФНР.
Логопедическая работа опирается на ряд принципов, которые характерны для обучения дошкольников, например, поэтапного формирования умственных действий, принцип доступности, «от простого к сложному» и др. Важным является принцип индивидуального подхода, так как каждый ребенок имеет индивидуальную структуру и глубину нарушений.
Нами были описаны упражнения и формы работы, которые целесообразно использовать в работе по формированию фонематического компонента у старших дошкольников с дизартрией. Работу следует проводит систематически и регулярно, что способствует эффективному преодолению нарушений фонематических процессов старших дошкольников с ФФНР в процессе обучения грамоте.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава1 Теоретические основы подготовки детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению грамоте
1.1 Понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», характеристика детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из — за дефектов восприятия и произношения фонем.
ФФНР может диагностироваться у детей, страдающих ринолалией, дизартрией, дислалией акустико — фонематической и артикуляторно — фонематической формы [4].
Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше придают важное значение развитию фонематического восприятия, т.е. или умения воспринимать звуки речи (фонемы) [3].
Согласно исследованиям Т.А.Ткаченко, формирование фонематического восприятия оказывает позитивное воздействие на развитие всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. У детей, у которых отмечается совокупность нарушения произношения и восприятия фонем, диагностируется незавершенность процессов развития артикулирования и восприятия фонем, дифференцирующихся по акустико – артикуляционным характеристикам.
Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия указывают на то, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в той или иной мере снижаться и уровень его восприятия [4]. Степень сформированности фонематического слуха детей оказывает воздействие на эффективность освоения звукового анализа. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
Возможно обозначить такие уровни недоразвития фонематического восприятия.
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к освоению звукового анализа и уровень действий звукового анализа развиты на низком уровне.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Отмечаются нарушения речевых кинестезий по причине анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое представляет собой весьма значимый механизм формирования произношения [2].
Специфика нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР является признаком низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Дети сталкиваются со сложностями, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент звучания той или иной фонемы или слога. Подобные же сложности проявляются при необходимости воспроизвести вслед за учителем — логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на конкретный звук, при установлении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей определяется несколько состояний: сложности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение фонем, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность установить присутствие и очередность фонем в слове [3].
Состояние звукопроизношения детей с ФФНР описывается определенной спецификой:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки замещаются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] — [ф], вместо [р], [л] — [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) замещаются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционным характеристикам является основой для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка образуется артикулема, но непосредственно процесс фонемообразования не завершается.
Сложности дифференциации близких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, становятся причиной их смешения при чтении и на письме. Число некорректно используемых в речи фонем может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие [с] — [с`],[з] — [з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы