Дошкольное воспитание Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Пересказ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………………………….6
1.1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Методические аспекты обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПЕРЕСКАЗА 29
2.1. Изучение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Обучение пересказу для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Обсуждение результатов экспериментальной деятельности 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

 

  

Введение:

 

Речь в психолого-педагогической науке понимается, прежде всего, как вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).
Характеризуя актуальность интересующей нас проблемы нужно отметить, что конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь. Формирование связной монологической речи у детей – изначально сложный процесс. Ребенок, овладевающий ею, умеет грамматически правильно построить свое высказывание, понятно и последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Актуальность проблемы повышается, если учесть, что при большом количестве детей с речевой патологией в настоящее время, работа по развитию связной речи или предупреждению ее нарушений в дошкольных образовательных организациях организована относительно сла¬бо, хотя при своевременной развивающей работе проблем со связной речью у многих детей мог¬ло и не быть. В связи с этим, вопрос выбора диагностических и развивающих методик в работе со связной речью детей имеет большое значение в данное время.
Проблемой развития у детей дошкольного возраста устной речи занимались занимались А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, С.А. Васильева, В.В. Гербова, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова. Л.П. Федоренко и др. Особенно неоценимыми для практической развивающей работы по формированию связной речи у дошкольников являются идеи В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой.
Анализ научной литературы выявил необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей обучения устной речи детей старшего дошкольного возраста. Эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной педагогике и требует дополнительного изучения и, поэтому мы остановились именно на ней.
Данная работа посвящена проблеме применения пересказа в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задействование развивающих возможностей пересказа в плане развития связной речи у детей и профилактики ее нарушений является чрезвычайно актуальным и важным.
Объект изучения – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – пересказ и его применение для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально исследовать пересказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: пересказ будет являться средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, если:
— педагог обучает пересказу в следующей последовательности: подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ;
педагог мотивирует детей на максимально полную передачу содержания доступного литературного текста, применяя при этом разнообразные приёмы: вопросы по содержанию текста, пересказ по частям или по ролям (при наличии диалогов), по картинному плану или по мнемотаблицам, пересказ от лица главного героя, пересказ с перестройкой текста.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы развития связной речи у старших дошкольников в трудах психологов и педагогов.
2. Описать методические основы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью пересказа.
4. Проанализировать полученные результаты.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
— теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
— педагогическая диагностика;
— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
— математико-статистический метод (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучены и теоретически обоснованы вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования пересказа.
Практическая значимость состоит в том, что апробированы на практике методы и приемы по формированию связного выказывания с помощью пересказа.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Общий объем работы без приложений составил 60 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведено исследование проблемы пересказа как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из двух основных этапов – теоретического анализа и собственно экспериментального исследования, которое в свою очередь представляло собой проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В результате теоретического анализа проблемы выяснилось, что связная монологическая речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Пересказ – это наиболее простой вид монологического высказывания, в основе которого лежит совершенствование структуры речи, произношения, усвоение норм построения предложения и целого текста, т.е. всего того, что необходимо для произнесения связного высказывания. При этом для формирования связной монологической речи посредством пересказа необходимы систематичность и последовательность в обучении; сформированность навыков диалогического общения; наличие мотивации, потребности в передаче сообщения; элементарная сформированность аналитико-синтетических навыков; вариативность работы над текстом: разнообразие видов и приёмов; доступность и понятность текстовых материалов; умение структурировать собственное высказывание. И для полноценного развития связной речи ребенка необходимо нормальное развитие его слухового восприятия, главным условием которого является наличие различного рода образов слов слухового и кинестетического характера, а также привычных словосочетаний и соответствующим им фонем и других фонетических речевых элементов.
В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет – воспитанников старшей группы МБДОУ «Детский сад №259» (г. Новокузнецк).
Согласно полученным результатам экспериментального исследования на констатирующем этапе эксперимента большинство детей в выборке по выполнению речевых проб демонстрировали наличие определенного нетяжелого системного речевого нарушения в рамках нормативного развития речи (III уровень выполнения). Дети с IV уровнем успешности выполнения речевых проб полностью соответствовали возрастной норме речевого развития. Кроме того, большинство детей в выборке имело средний итоговый уровень развития связной речи. Также дети в выборке нуждались в проведении специальной развивающей работы по улучшению у них уровня развития связной речи. Кроме того, было выявлено, что распределение количества детей по уровням успешности выполнения речевых проб после проведения с ними развивающей пработы изменилось в лучшую сторону. Т.е. можно было заметить повышение уровня успешности выполнения речевых проб у детей. Среднегрупповой профиль детей по выполнению ими заданий на оценку компонентов и уровня развития связной речи после проведения развивающей работы заметно улучшился.
В целом, в результате проведенного исследования гипотеза была подтверждена. В качестве перспективы дальнейшего исследования проблемы можно рассматривать широкий учет индивидуальных характеристик детей, больший арсенал художественных текстов, а также больший объем экспериментальной выборки.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Теоретические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Как отмечали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др., речь является процессом, с помощью которого происходит материализация человеческих мыслей. Благодаря речи как психическому процессу возможно человеческое общение с использованием людьми разного рода языковых средств устной и письменной форм (например, звуковые сигналы, письменные знаки и др.). Являясь особым видом психической деятельности, речь обладает определенной структурой, включающей в свое содержание три основных уровня – это мотивационно-потребностный, ориентировочно-исследовательский и исполнительный уровни [6, 26, 28, 29].
Родной язык (речь) усваивается каждым отдельным человеком самостоятельно, неосознанно, в процессе подражания речи окружающих. Самостоятельно – значит по собственному побуждению, собственными усилиями мышц речевого аппарата, с собственным пониманием смысла речи. Неосознанно – значит, воспринимая речь как операционную систему (усваивая каждый знак языка как кодовый знак обозначаемого им неязыкового явления, не замечая материальной – звуковой и кинестетической – оболочки знака), подсознательно дифференцируя и классифицируя единицы языка [33].
Изучение языка – это усвоение сведений, добытых учеными – лингвистами в области фонетики, лексики, грамматики и стилистики. Сведения эти состоят из терминов лингвистики, называющих соответствующие понятия, правил, определений понятий фонетики, лексики, грамматики, стилистики, а также правил правописания – орфографии, пунктуации. Обучение речи – это развитие навыков употребления языка для мышления, общения и др. [22].
Н.И. Жинкин подчеркивал, что язык – знаковая система, оперируя которой человек мыслит (т.е. осознает себя как «я», различает объективно существующие предметы, их действия, признаки, отношения) и общается с другими людьми (т.е. получает и передает информацию, воспринимает эмоциональное состояние собеседника и сообщает о своих). Язык материален. Материю языка человек ощущает органами слуха (устный вариант языка), зрения (письменный его вариант), мышцами органов речи (когда говорит, слушает, читает, пишет) [13, 14].
В то же время, язык представляет собой комплекс символов, носящих условный вид. С помощью данных символов осуществляется передача различных сочетаний звуков, имеющих для человека конкретный смысл и значение.
Язык обладает следующими признаками:
— выступает средством общения;
— представляет собой систему условных знаков;
— развивается по законам в соответствии с лингвистическими механизмами;
— отражает национальный менталитет и социальные установки этноса.
В языке выделяют определенную структуру, которая состоит из следующих компонентов:
— лексический строй (включает слова и значения слов);
— грамматический строй (включает различные формы слова);
— синтаксический строй (включает правила, по которым строятся предложения);
— фонетический строй (включает особенности отдельных словесных звуков и специфику их произношения) [13].
Кроме вышеприведенных определений феноменов языка и речи и раскрытия их сущностных характеристик, необходимо обратиться к вопросу о механизмах возникновения речевого высказывания, на природу которых в науке у исследователей существуют различные взгляды. Одна из точек зрения на механизмы возникновения речевого высказывания была сформулирована Л.С. Выготским и А.Р. Лурией, предложившими свою модель порождения речевого высказывания. Данная модель предполагает то, что человек в процессе речевого высказывания:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы