Педагогика дошкольного образования Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Пересказ как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕСКАЗА 6
1.1 Связная монологическая речь и ее развитие в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Организация обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста.. 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА 27
2.1 Диагностика уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Разработка и реализация работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников средствами пересказа 38
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..57

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Речь – сложная многоуровневая, функциональная система, базирующаяся на совместной деятельности трех основных блоков мозга: энергетического, операционного и программирования.
По данным таких ученых как В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин, дошкольный возраст выступает периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Связная речь – это двусторонний процесс, который складывается из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Связная речь характеризуется двумя основными признаками: цельностью и связностью. Изучением проблемы связной речи и ее формирования занимались такие ученые как: В.К. Воробьева, И.Р. Гальперин, В.П. Глухов, И.Н. Лебедева, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова и пр.
Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.
Пересказ выступает осмысленным воспроизведением литературного текста в устной речи; деятельностью, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты А.М. Бородич, Р.И. Габовой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, и, конечно, для развития монологической речи.
Объект изучения – связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – пересказ и его использование для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – на основе теоретического анализа литературы по проблеме развития связной монологической речи у старших дошкольников разработать и реализовать программу по ее развитию с использованием пересказа.
Гипотеза исследования – предполагается, что формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием пересказа будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
— при использовании приемов, способствующих эффективности восприятия художественного произведения (рассматривание иллюстраций, лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале, использование загадок, пословиц, стихов и пр.);
— при использовании разнообразных методических приемов работы с текстом в рамках подготовки к пересказу (беседа по произведению, составление плана по произведению, выделение из текста основных фраз и подбор к ним иллюстраций и пр.);
— при отборе текстов для пересказов в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Рассмотреть понятие «связная монологическая речь» и развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте.
2. Изучить организацию обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать экспериментальное исследование по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пересказа.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— формирующий эксперимент;
— качественный и количественный анализ данных.
Научная значимость выпускной квалификационной работы заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования полученных в ходе исследования результатов различными категориями лиц: педагогами-воспитателями, родителями, имеющими детей дошкольного возраста, студентами, учеными, занятыми схожей научной проблематикой.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа обладает традиционной структурой. Работа содержит введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение.
Экспериментальная база: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №279».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования детской личности, которое достигается посредством участия ребенка в самых разных видах деятельности. Благодаря активному участию ребенка в этих видах деятельности и творческой переработки соответствующих результатов, происходит развитие связной монологической речи. Развитая связная речь ребенка – не только насущная необходимость в преддверии школьного обучения, но отражение мыслительных процессов, умения перерабатывать информацию, осмысливать сведения, полученные из окружающего мира. Поэтому задача развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте – одна из основных и важнейших.
Эффективным средством для развития связной монологической речи у старших дошкольников выступает обучение пересказу. Суть пересказа состоит в воспроизведении сюжета и композиции готового литературного произведения. В ходе реализации пересказа происходит обязательное осмысление, задействованы такие познавательные процессы как память, внимание, воображение и пр. Пересказ художественных произведений оказывает положительное действие на связность речи ребенка, содействует формированию выразительной речи дошкольников.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе теоретического анализа литературы по проблеме развития связной монологической речи у старших дошкольников разработать и реализовать программу по ее развитию с использованием пересказа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено понятие «связная монологическая речь» и развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте;
— была изучена организация обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста;
— было организовано экспериментальное исследование по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пересказа.
Проведение констатирующего этапа исследования позволяет описать состояние связной монологической речи детей из экспериментальной группы на констатирующем этапе через следующие характеристики:
— дошкольников характеризуют значительные трудности овладения основными видами связной монологической речи: пересказа; составления рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составления рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнавания текстового сообщения;
— основными причинами несформированости умений и навыков связной фразовой речи у дошкольников являются нарушения двух видов операций (обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения и отвечающих за его лексико-синтаксическое оформление). Нарушение операций выражено в несформированности передачи смысловой программы заданного текста; в ошибках установления временной последовательности изображенных на картинках событий; в неумении находить и развивать замысел, а также опознавать связные высказывания.
Все вышеописанные недостатки развития связной речи, выявленные в рамках констатирующего этапа исследования, у детей дошкольного возраста актуализирует разработку и реализацию работы по развитию связной монологической речи посредством пересказа. На формирующем этапе для дошкольников из экспериментальной группы была разработана и апробирована система занятий по формированию связной речи.
В результате проведения вторичной диагностики по методике В.П. Глухова удалось установить, что под воздействием системы развивающей работы по формированию связной речи у детей, осуществленной в рамках формирующего этапа работы, удалось достичь положительной динамики связной речи и способности детей к передаче содержания знакомого литературного текста у дошкольников.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием пересказа будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
— при использовании приемов, способствующих эффективности восприятия художественного произведения (рассматривание иллюстраций, лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале, использование загадок, пословиц, стихов и пр.);
— при использовании разнообразных методических приемов работы с текстом в рамках подготовки к пересказу (беседа по произведению, составление плана по произведению, выделение из текста основных фраз и подбор к ним иллюстраций и пр.);
— при отборе текстов для пересказов в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕСКАЗА

1.1 Связная монологическая речь и ее развитие в старшем дошкольном возрасте

Язык является, с одной стороны, средством мышления, а с другой – средством общения, коммуникации. Речь – это процесс использования языка для целей коммуникации. Принято различать речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю. Устная речь включает аудирование и говорение, письменная коммуникация – чтение и письмо. В зависимости от условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической, либо монологической речи.
Монологическая речь занимает важное место в практике общения. Психологическая природа монологической речи, проблемы ее становления и развития раскрываются в многочисленных психологических исследованиях таких ученых как: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др. [1].
Для монологической речи характерно отсутствие замкнутого акта коммуникации, непосредственной обратной связи. Для того чтобы осуществить передачу информации и обеспечить адекватное восприятие ее слушателями, необходимо наличие следующих компонентов высказывания:
— мотивированность;
— коммуникативная направленность (обращенность);
— ситуативная обусловленность или стимулированность;
— эмоциональная окрашенность [1].

Мотивированность как компонент речевого высказывания отражает наличие у говорящего мотива, т.е. намерения передать какую-либо информацию, сообщить свое мнение, поделиться эмоциями, оказать воздействие на речевых партнеров.
Коммуникативная направленность как компонент речевого высказывания предполагает обязательную направленность речи в чью-то сторону. Этот компонент свидетельствует о том, что речь человека всегда для кого-то предназначена, направлена в чью-то сторону. Эта направленность обусловлена целью речевого высказывания, а потому в процессе развития монологической связной речи важно следить за тем, чтобы монологи были направлены на того, на кого планируется воздействие.
Ситуативная обусловленность или стимулированность речи как компонент речевого высказывания означает потребность создания условий, при которых речь станет необходимостью.
Эмоциональная окрашенность речи как компонент речевого высказывания предполагает, помимо прямого содержание, обогащение речи посредством эмоций, которое позволяет более точно выражать свои чувства говорящему [30].
Монологическая речь в сравнении с диалогической речью представляется более сложной и многогранной. Структура монологической речи роднит ее скорее с письменной речью, нежели с простой разговорной. Развернутость изложения мысли, логическая последовательность в передаче идей, применение разнообразных по своей структуре предложений, обращение к общепринятым языковым средствам являются характерными особенностями монолога.
Под монологическим высказыванием понимается связная речь, состоящая из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.

Монологическое высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет ли избирательно пользоваться наиболее уместными для данного моно логического высказывания средствами, то есть употреблять слово, словосочетание, которое точно, полно, выразительно, грамотно отражало бы замысел говорящего [6].
Развитие монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формам общения с окружающими людьми. В работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» [8] основным вопросом является соотношение речи и мышления. Переход от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах.
Развитие связной монологической речи и речевого общения составляет функциональный, или коммуникативный аспект формирования речи. В то же время связная речь тесно переплетается с двумя другими аспектами речи: структурным и когнитивным, так как отражает уровень развития ребёнка, способность анализировать, сравнивать; показывает уровень овладения словарём, грамматическим строем, звуковой культурой речи.
Формирование речи ребенка тесно связано с другими сферами развития и во многом зависит от речевой среды, в которой он растет. После года быстро развивается понимание речи (импрессивная речь) и увеличивается количество слов, произносимых самим малышом (экспрессивная речь).
Изучением специфики речевого развития детей занимались такие именитые педагоги как К.Д. Ушинский и Е.И. Тихеева.
Развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте имеет определенные нормативы.
Речь 5-летнего ребенка должна стать развернутой, причем не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, т.e. предполагают использование предлогов, падежных окончаний, личных окончаний глагола, времен глагола и прочее. Для этого необходимо овладеть словами как частями речи, научиться различать их по конфигурации и извлекать общую смысловую роль [26, c. 111-116].
Здесь уже важно не просто знание слов, а умение устанавливать отношения между обозначаемыми этими словами действующими лицами и предметами.
Для связной монологической речи ребенка 6-го года жизни характерен резкий скачок в развитии. Дети в этом возрасте становятся активными участниками речевого процесса, совершенствуют монологическую речь, без затруднений пересказывают содержание любимой сказки либо разговор родственников. Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и рассуждение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы