Психолого-педагогическое образование Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Педагогическое сопровождение группового взаимодействия младших школьников как условие успешности в учении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГО ГИЧЕСКОГО СОПРВОЖДЕНИЯ ГРУППОВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ В УЧЕНИИ
.. 6

1.1 Сущность понятий «учение»,
«успешность учения», особенности обучающихся младших классов
. 6

1.2 Групповое взаимодействие как
основа обучения в младших классах
. 16

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ В
УЧЕНИИ
.. 28

2.1. Исследование уровня успешности в
учении на констатирующем этапе
. 28

2.2. Формирование успешности учения
при помощи группового метода
. 39

2.3    Анализ
полученных результатов на контрольном этапе
. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 67

Приложение 1. 71

  

Введение:

 

Особенность современной начальной школы определяется
переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт,
основным требованием которого выступает личностное развитие ребёнка и
формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД)
– это совокупность действий обучающегося, обеспечивающие его культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Сегодня необходимым условием для развития младших школьников
становится всестороннее развитие учащихся. Не представляется возможным
воспитать постоянно совершенствующегося, творческого человека, готового к
непрерывному образованию, не учитывая его успешности в обучении.

Успешность в начальной школе сегодня реализуется в контексте
всесторонних требований современного образования. Анализ актуальной сегодня
литературы говорит о том, что вопрос успешности обучения сегодня становится не
только средством для формирования знаний, но и средством для развития личности.

Сегодня педагог должен решить ряд задач, которые должны
реализоваться на основе формирования ощущения успешности обучения. Изучение
работ современных исследователей позволяет рассматривать учебную успешность в
совокупности трех ее составляющих:

− педагогической, отражающей соответствие достижений младшего
школьника требованиям образовательной программы и выраженной в успеваемости;

− психологической, представляющей удовлетворенность обучающегося
учебной деятельностью и ее результатами (что выражается в преобладающих эмоциях
ученика на уроке, в самооценке его учебных достижений и отношении к школе);

− социальной, определяющей особенности взаимодействия обучающегося
с окружающими (учителем, одноклассниками) в рамках учебной деятельности [4, с.
16]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебная успешность
представляет собой обобщенную оценку эффективности результата деятельности
обучающегося по усвоению различных знаний, умений, навыков, ценностей,
обеспечивающую раскрытие своих умственных возможностей, позитивное отношение к
учебной деятельности, удовлетворенность. [2, с. 442] Учитывая многогранность
изучаемого понятия, определение уровня успешности детей, в частности младших
школьников, является весьма затруднительным и в наши дни.

Роль развития успешности в системе общего начального
образования достаточно высока. Без умения стремиться к успеху, развития учебной
мотивации и формирования стремления к получению знаний, нельзя всерьёз говорить
о требованиях к образованию, как и о формировании УУД младшего школьника.

Результаты ряда исследований показывают,
что вопросы формирования учебной успешности наиболее актуальны для младшего
школьного возраста, так как полученный в начальной школе опыт успешности задает
траекторию взаимодействия человека с миром во взрослой жизни (У. Глассер, Е.
Куркин, О.А. Яшнова и др.).

Исследования
современных ученых и опыт педагогов-практиков показывает, что существует
множество проблем, связанных с развитием у школьников ситуации успешности.

В последние годы педагоги на уроках всё более активно применяют
метод группового взаимодействия. В основе данного метода лежит формирование
группового обучения для решения определенных задач на уроках.

Групповое взаимодействие в своих работах изучали: Е.Н. Супрунюк, Н.В.
Короткова, В.Ф. Одегова, Л.А. Ефросинина и др.

Цель исследования – выявить
педагогические условия, при которых групповой метод станет эффективным способом
формирования успешности обучения младших школьников.

Объект исследования: процесс успешного
учения младших школьников.

Предмет исследования: педагогическое
сопровождение группового взаимодействия младших школьников, способствующее
успешности в учении.

Гипотеза: целенаправленное и
систематическое использование группового метода будет способствовать повышению уровня
успешности в учении младших школьников включающее следующие условия: обучение
младших школьников групповым методам; применение различных видов упражнений при
реализации групповых методов.

 Задачи
исследования:

1.                    
Изучить литературу по изучаемой проблеме.

2.                    
Составить методики для формирования успешности
обучения

3.                    
Провести исследование успешности младших школьников

4.                    
Определить показатели успешности младших школьников
в учении и продиагностировать уровень их сформированности.

5.                    
Проверить эффективность группового взаимодействия
младших школьников как условия успешности в учении.

Теоретическая значимость исследования –
проанализирована сущность групповых занятий 
на уроках, раскрыты особенности групповой работы.

Практическая значимость исследования –
представленный в работе материал способствует реализации групповой работы на
уроках, а также может быть применен для разработки групповых занятий.

Методы исследования: изучение и анализ
психолого-педагогической литературы; эксперимент; тестирование; анкетирование.

База исследования: МОУ СОШ № 4

Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают
специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость,
заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся
оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных
законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на
успехе».

Успешность в учении ­ исторически обусловленное понятие. В
зависимости от социокультурных условий в понимании успешности особую значимость
приобретала либо когнитивная, либо эмоциональная составляющая. Так, практика
средневекового обучения была ориентирована на получение результата в виде
когнитивной составляющей, а в эпоху Возрождения в решении проблемы достижения
успешности акцент делался на эмоциональной составляющей.

Таким образом, успешное обучение можно определить как особым
образом организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в
котором создаются условия для достижения каждым школьником результатов учения,
адекватных современному уровню, а также обеспечивается эмоциональное
благополучие учащихся.

Исходя из представленного выше, успешность можно рассматривать с
точки зрения социального качества, ведь успешность оценивается людьми и самим
человеком, опирающимися на обычаи, нормы и ценности, принятые в современном
обществе. Успешность можно понимать как один из социальных личностных
параметров, как своеобразный индикатор социального статуса индивида. Успех же
может осознаваться людьми в ходе приобретения социального опыта и достигаться
ими за счет усилий и стараний.

С точки зрения педагогической науки успешность определяется как
качество, которое присуще личности, достигшей успехов в результате обучения и
воспитания. Это могут быть и успехи детей в обучении, и успехи учителей в
обучении и воспитании учащихся, и успехи родителей в воспитательном воздействии
на их детей. В ходе многочисленных педагогических наблюдений было выявлено, что
многие учителя начальной школы подходят к преподаванию учебных предметов
шаблонно, не внося разнообразия в процесс его изучения. Это ведет за собой
повышенную утомляемость детей на уроках, непонимание предмета и, как следствие,
– нежелание детей осваивать его основы и низкая успеваемость. И это притом, что
уже давно замечено, что обучение школьников реализуется с большей
эффективностью, если учителем активно внедряются самые разнообразные виды
работы с детьми. Наиболее оптимально, на наш взгляд, ведущая деятельность
младшего школьного возраста реализуется в групповых формах обучения, имеющих
ряд своих достоинств.

Поэтому одним из способов повышения успешности являются групповые
формы обучения. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса
является создание группового взаимодействия, т.е. работа в группах, в парах.
Во­первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором
ребенок не боится высказывать свои мысли о чем­то незнакомом, неизвестном. Во­
вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и
знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В­третьих, к детям приходит
понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для
успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения
и сотрудничества, что, бесспорно является залогом дальнейшего успешного
обучения. В­четвертых, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать
объективно собственную работу и работу своих сверстников. 

Под групповым взаимодействием принято понимать основной способ
активизации потребности в самоактуализации и саморазвитии личности ребенка. В
совместном этапе способности и возможности партнеров реализуются в наиболее
полном объеме, поскольку, дополняя друг друга, они способны достигнуть
принципиально новой ступени своего развития. Обобщая различные положения
авторов, а, также основываясь на сущности общих форм организации учебной
деятельности школьников можно дать следующее определение: групповая форма обучения
­ это способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при
опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем.

 Групповые формы организации
учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать,
слушать и слышать друг друга. Правильно организованное групповое взаимодействие
школьников на уроке делает урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся
сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную
деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю
объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего
класса при минимальной затрате времени учителя.

 

Фрагмент текста работы:

 

1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГО
ГИЧЕСКОГО СОПРВОЖДЕНИЯ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНОГО
ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОСТИ В УЧЕНИИ

1.1
Сущность понятий «учение», «успешность учения», особенности обучающихся младших
классов
 

 

Перед тем,
как более подробно рассмотреть каждое из данных направлений, целесообразно дать
толкование понятиям «успех», «успешность», «успешность обучения».

Д. Ушаков
в своем Толковом словаре русского языка указывает, что существительное
«успешность» образовано от прилагательного «успешный», то есть заключающий в
себе успех, делающий что-либо с успехом, представляющий собой успех.

Соответственно,
понятие «успешность» можно считать производным от понятия «успех». Его
определяют следующим образом:

удача в
запланированном деле, мероприятии, достижении поставленной цели;

признание
удачи окружающими людьми, что проявляется в общественном одобрении достижений
какого-либо человека;

признание
чьих-либо достоинств, проявление внимание общества к кому-либо.

Если
рассматривать успех с социально-психологической точки зрения, то успех – это
оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее
деятельности. «…Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания
окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе».

Основная
задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания и
достижении нового качества его результатов. Структурным элементом
педагогической системы, обеспечивающим требования к качеству учебной
деятельности субъектов, является оценка, направленная на реализацию функций
обратной связи в процессе обучения. Совершенствование оценочной деятельности,
разработка новых методов обеспечения качества успеваемости, поиск таких
подходов и средств, позволяющих оценивать знания и умения обучающихся,
реализующих личную траекторию обучения, являются важными задачами школы [14]. В
настоящее время система оценки достижений в обучении позволяет использовать
оценивание для организации учебного процесса в его формирующей функции. В
последнее время понятие «формирующий» появилось в таких категориях, как «успех
и успешность».

К
сожалению, большинство людей безоговорочно принимают общественное определение
успеха. Или, по крайней мере, определение, которое пропагандируется СМИ и
основной культурой.

Но
успешность гораздо шире, так как успех – качество развития личности как в
контексте школьной успеваемости, так и в контексте развития личности вообще.

Анализ
научно-педагогической литературы, различных научных теорий, подходов и
концепций показал, что понятие «успешность обучения» рассматривается учеными в
двух основных направлениях (рисунок 1).






















Рисунок 1 — Направления понятия
«успешность обучения»

Если
использовать понимание ситуации успеха относительно процесса обучения, то
необходимо анализировать, как минимум, три компонента (рисунок 2).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы