Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Педагогическое сопровождение адаптации детей младшего возраста к дошкольной образовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретические основы адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации 7
1.2. Сущностно-содержательная характеристика понятия адаптации детей к дошкольной образовательной организации 20
1.3. Содержание и реализация педагогических условий адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 42
2.1. Изучение педагогических условий адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации 42
2.2. Разработка и апробация комплекса педагогических условий адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации 55
2.3. Анализ эффективности комплекса педагогических условий адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Введение:
Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется как общество переходного периода с присущими ему духовными ориентирами, нормами и ценностями, которые слишком неоднозначными и противоречивыми. Это предопределяет становление нового типа личности — личности, которая могла бы должным образом адаптироваться к быстрым изменениям условий и образа жизни.
Приспособление (адаптация) ребенка в ДОУ — достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Ранний возраст является наиболее ответственный период жизни ребенка, когда формируются фундаментальные способности, которые будут определять дальнейшее ее развитие. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и тому подобное. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует определенных форм общения взрослого человека с ребенком и их совместной деятельности.
Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольные учреждения очень рано. Детские сады первыми открывают перед ребенком мир социально-общественной жизни. Детский сад вместе с семьей берет на себя функции воспитания и формирования личности.
При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, JI.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика и др.
Социальная адаптация — специфическая форма социальной активности, связанная с вхождением и приведением объективных и субъективных особенностей личности в соответствие с новым социальным условиям. Человеку всю жизнь приходится приспосабливаться к меняющимся условиям жизнедеятельности, однако пик ее социальной адаптации приходится на период старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать условия педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Объект исследования: процесс педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Предмет исследования: условия педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Гипотеза исследования, педагогическое сопровождение адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию будет проходить эффективнее, если:
– использовать игровые технологии;
– формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить проблему педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
2. Проанализировать сущностно-содержательную характеристику понятия адаптации.
3. Рассмотреть содержание педагогических условий адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной.
4. Изучить уровни адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации.
5. Разработать и проверить комплекс педагогических условий адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации.
6. Проанализировать эффективности комплекса педагогических условий адаптации детей трёх лет к ДОО.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
– концепции педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова, Р.М. Битянова);
– изучение адаптации как процесса привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко и др.) – исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ (Р.В. Танкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и др.)
– подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в ДОУ (Н.Д. Ватутина, Шмидт, Кольмер, Севостьянова и др.).
Исследование предлагает комплексное использование таких методов, как: теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных: эксперимент, анкетирование.
Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных педагогические условия педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить условия педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Экспериментальной базой исследования являлось Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 236 имени Героя Советского Союза Г.И. Щедрина» г. Москвы. Контингент детей во второй младшей группе МБДОУ № 21 (возраст 3 года) представлен детьми, не адаптированными к детскому саду, 10 детей. В исследовании помимо детей участвовали родители младших дошкольников, воспитатели, педагог-психолог.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют определить педагогические условия педагогического сопровождения развития адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, эмпирически подтвердить их эффективность. Определены и охарактеризованы критерии и уровни адаптации детей раннего возраста. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей раннего возраста.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Начало посещения детского сада — это не только новые условия жизнедеятельности, режима и питания, — но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Это очень напряженный период, требующий от каждого ребенка особых форм приспособления.
Придя в ДОУ, ребенок оказывается в новых социальных условиях, в новой среде, происходит изменение образа жизни, поэтому у нее может возникнуть ощущение нестабильности. Этот период жизни ребенка также насыщен различными проявлениями поведения, в первую очередь, связано с трудностями адаптации к новым условиям. Привыкание к детскому саду чаще всего сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости и тому подобное.
Заметим, что адаптационный процесс детей к условиям ДОО включает три фазы: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка; фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. Под воздействием неблагоприятных факторов, при отсутствии внимания к проблемам ребенка может возникнуть дезадаптация, под которой понимается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Основной особенностью детей, которая обуславливает процесс адаптации к ДОО, является потребность и мотивы в общении. Именно от этого зависит длительность и степень тяжести адаптационного периода. Если ребенку не создавать соответствующим образом организованного общения и игровую деятельность ребенка, то процесс привыкания не только задержится, но и осложнится. Для этого педагогу необходимо знать характерные особенности и этапы протекания процесса привыкания.
Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОО и включают в себя следующие положения:
1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста.
2. Формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.
Исследование проходило на базе на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа № 236 имени Героя Советского Союза Г.И. Щедрина» г. Москвы. Результаты экспериментальной работы на этапе констатации показали, что из 10 воспитанников высокому уровню адаптации соответствовали 0 детей, среднему — 4 ребенка и низкому – 6 детей.
После проведения работы над повышением адаптации у детей к условиям дошкольной образовательной организации, количество детей с легким уровнем повысилось (30 %).
Детей со средней степенью адаптации — 60%, что свидетельствует о некоторых нарушениях в физическом состоянии детей: выборочном аппетите, длительном процессе приёма пищи, долгом засыпании, учащённых физиологических отправлениях.
3. Детей которые проявили тяжёлую степень адаптации осталось всего (10%) что выразилось в серьёзных нарушениях показателей их физического здоровья: дети отказываются от еды, тревожно спят (просыпаются с периодичностью 20-30 минут, ворочаются, плачут, иногда вскрикивают слово «нет», успокаиваются, когда чего-нибудь попьют, трут глазки), редко имеет место процесс мочеиспускания, наблюдается запор. Все эти нарушения возникли вследствие испуга, связанного со сменой условий жизнедеятельности малышей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Теоретические основы адаптации детей трёх лет к дошкольной образовательной организации
Дошкольное образование является первым звеном системы непрерывного образования, что наряду с семейным воспитанием закладывает основы социокультурного становления личности, обеспечивая формирование комплекса ключевых компетенций. Вступление индивидом качеств, необходимых для жизнедеятельности, активное усвоение и воспроизводство социального опыта общества, определяется в современной науке как процесс социализации. Рассматривая соотношение процессов социализации и адаптации, ученые акцентируют внимание на понимании адаптации как одного из видов взаимодействия общества и его членов, первого уровня социализации человека.
Определяющую роль на этапе детства в этом смысле играет дошкольное учебное заведение. Концепция дошкольного воспитания и Базовый компонент дошкольного образования четко очерчивают концептуальные координаты деятельности дошкольного учреждения: стать «Институтом социализации», назначение которого: обеспечение физической, психологической и социальной компетентности ребенка, возможности адаптации к нормированной существования среди людей, сформировать ценностное отношение к миру, научить личностного существования, вооружить элементарной наукой и искусством жизни.
Социология рассматривает детство как часть социальной структуры общества, как особое состояние социального развития. Как объект специального социологического анализа детство в его структурном выражении находится в центре внимания теоретиков и практиков. Над этой проблемой работают ученые:
В. Абраменкова, И. Богданова, И. Зверева, А. Кононко, В. Кузь, В. Кудрявцев, С. Литвиненко, И. печенку, Д. Фельдштейн и др.
Социальное развитие ребенка выступает как составляющая преобразования биологического индивида в социальное существо путем его привлечения к различным видам деятельности, как результат становления личности и ее социализации. Период дошкольного детства является фундаментальным в процессе социального становления личности. От того, насколько успешным будет формирование личностных социально-психологических механизмов социализации на этом возрастном этапе зависит успех социализацийного процесса не только в период обучения в школе, но и в жизненном самоопределении личности. Общаясь со взрослыми и ровесниками, дети учатся жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становятся социально компетентными.
Современная государственная политика охраны детства является составной общей целостной концепции развития российского общества, где приоритетом выступает личность ребенка как интегральное сочетание «Я — физического», «Я — психического», «Я — социального». Социальная ориентация современной личности, формирование позиции субъекта развития, предотвращения ранней школьной дезадаптации актуализируют проблему социальной адаптации ребенка к условиям жизни в дошкольном учебном заведении и вообще приспособления к меняющемуся социуму.
«Социальная адаптация как специфическая форма социальной активности личности связана с вхождением индивида в новую социальную среду и означает приведение объективных и субъективных особенностей личности в соответствие с условиями социального среды» [4, 11]. Адаптация является предметом современных теоретических и практических исследований, что связано с объективной необходимостью общества в формировании социальной мобильности личности на различных возрастных этапах. Еще большую значимость приобретает эта проблема в связи с модернизацией системы образования в России в контексте европейским требованиям и переходом на обучение детей в школе с шестилетнего возраста.