Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Педагогический коллектив как объект управления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Характеристика педагогического коллектива как объекта управления 5
1.1. Понятие педагогического коллектива и его структура 5
1.2. Характерные особенности педагогического коллектива как объекта управления 10
2. Механизм и функции управления педагогическим коллективом 16
2.1.Особенности организационного механизма управления педагогическим коллективом 16
2.1. Основные функции и принципы управления педагогическим коллективом 20
Заключение 29
Список использованных источников 37
Введение:
На современном этапе развития системы менеджмента особое внимание уделяется вопросам кадрового обеспечения и управления персоналом, поскольку именно трудовые ресурсы сегодня считаются основным элементом потенциала развития любой организации. Особенно актуально это утверждение по отношению к образовательным организациям. Переход к качественно новой образовательной системе требует создания и реализации эффективных механизмов управления персоналом образовательных учреждений.
Поэтому на каждом уровне образовательного процесса, в каждой организации данной сферы важно обеспечить эффективное управление педагогическим коллективом. Для этого необходимо понимать особенности его формирования, развития, мотивации и т.д.
Об актуальности этих вопросов свидетельствует и частота обращения к данной теме в научных исследованиях. Современные представления о сущности и особенностях педагогических коллективов сформировались под влиянием идей известных отечественных педагогов (Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), которые подчеркивали важность саморазвития, инновационной активности в таких коллективах, а также характерных психологических особенностей педагогов.
На современном этапе вопросы управления персоналом образовательной организации рассматриваются в работах многих исследователей.
Вместе с тем, многие из них описывают процесс управления педагогическим коллективом, опираясь на общие основы менеджмента, не учитывая специфику данного объекта управления. Поэтому актуальной задачей является выделение специфических характеристик педагогического коллектива, которые определяют особенности управления трудовыми ресурсами образовательных организаций.
Исходя из вышесказанного, целью исследования в данной дипломной работе является анализ характерных признаков педагогического коллектива и особенностей управления им на уровне образовательной организации.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования сформулированы следующим образом:
— определить понятие и структуру педагогического коллектива;
— изучить характерные особенности педагогического коллектива как объекта управления;
— рассмотреть особенности организационного механизма управления педагогическим коллективом ;
— описать основные функции и принципы управления педагогическим коллективом.
Объектом исследования в дипломной работе выступают основные положения педагогического менеджмента.
Предмет исследования – педагогический коллектив как объект управления.
Структура работы состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена характеристике педагогического коллектива как объекта управления. Во второй главе рассмотрены механизм и функции управления педагогическим коллективом.
Заключение:
Педагогический коллектив являет собой объединение педагогических кадров образовательной организации, действующих в рамках нормативно-правовых актов государства и конкретного образовательного учреждения с целью достижения высоких результатов учебно-воспитательной деятельности.
Структура педагогического коллектива во многом зависит от образовательной организации – от ее места в системе образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее и т.д.), а также от ее отраслевой специфики (по отношению к средним профессиональным и высшим образовательным учреждениям). В процессе управления важно учитывать специфику структуру педагогического коллектива как по половым признакам (тек, женские коллективы более конфликтны), так и в зависимости от уровня адаптации и профессионально-творческого развития педагогических кадров. Анализ научной литературы показал, что в последние годы происходят значительные изменения гендерной структуры педагогических кадров. Все больше преподавателей женского пола получают научные звания, а также занимают управляющие должности в образовательных учреждениях.
Организационный механизм управления педагогическим коллективом образовательной организации предусматривает не только подчиненность руководителю (например, директору школы), но и функционирование ряда структур самоорганизации педагогического коллектива (например, педсовет, методические советы и т.д.).
В ходе управления педагогическим коллективом образовательной организации на современном этапе особенную роль играет функция мотивации и стимулирования к инновационной деятельности, использованию инновационных педагогических технологий и т.д. Также важными являются и другие классические функции менеджмента.
Важными принципами эффективного управления педагогическим коллективом являются: принцип уважения к человеку и доверия к нему; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода к педагогическому работнику; принцип обогащения педагогической деятельности; принцип личного материального и морального стимулирования; принцип непрерывного повышения квалификации; принцип коллективного принятия решения; принцип обновления и развития.
Фрагмент текста работы:
С целью интерпретации термина «педагогический коллектив» целесообразно использовать трактовку, исходя из сущности родового понятия «коллектив». В научной литературе коллективом называют «объединение людей, связанных едиными целями, единой деятельностью, деловыми отношениями и добивающихся определенных результатов» [16].
Исходя из этого, под категорией «педагогический коллектив» в рамках образовательной организации целесообразно понимать объединение педагогических кадров образовательной организации, действующих в рамках нормативно-правовых актов государства и конкретного образовательного учреждения с целью достижения высоких результатов учебно-воспитательной деятельности.
Как подчеркивает Н.И. Сергеева и другие исследователи, термин «коллектив» предусматривает наличие определенной структурной иерархии социальной общности индивидов, которые организованно и регулярно взаимодействуют друг с другом, а также обладают чувством аффилиации – приобщенности к данной группе [18, с.2232].
Что касается структуры педагогического коллектива, то она может быть оценена по различным критериям. Чаще в научных источниках исследуется состав педагогических кадров в зависимости от профессиональной компетентности, которая выражается в уровне образования, научных званиях и т.д., а также в зависимости от половых характеристик персонала.
Исследователи подчеркивают, что специфической особенностью педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений (а также и средних образовательных организаций) является преимущественно женский состав, что влияет на специфику взаимоотношений педагогов и психологический климат в трудовом коллективе, поскольку женский коллектив считается более эмоциональным и более конфликтным [4].
В этом аспекте следует отметить, что с учетом специфики объекта педагогической деятельности в разных образовательных учреждениях структура педагогического коллектива может значительно отличаться. Например:
1) в дошкольных образовательных учреждениях традиционно преобладают педагогические кадры женского пола с высшим и средним профессиональным образованием;
2) в средних образовательных учреждениях на сегодня также преобладают преподаватели женского пола, но с высшим педагогическим образованием;
3) в средних профессиональных и высших образовательных учреждениях состав преподавателей может существенно отличаться в зависимости от отраслевой специфики организации. Так, например, в строительных образовательных учреждениях основная доля преподавателей может быть представлена сотрудниками мужского пола, тогда как в педагогических, экономических образовательных учреждениях основную часть должностей занимают педагоги женского пола. Также в высших учебных учреждениях значительную долю педагогического состава составляют научные сотрудники – кандидаты наук, профессора и т.д.
Профессиональные и гендерные особенности педагогических коллективов раскрыты в исследовании В.Ф. Пугач. Автор изучала вопросы гендерного состава преподавателей вузов за период с 1995 по 2013 гг. Анализ показал, что распределение преподавателей, как мужчин, так и женщин, претерпело с 1999 г. значительные изменения. Общими являются следующие тенденции: рост доли профессоров, снижение долей старших преподавателей, преподавателей и ассистентов. В то же время различий существенно больше, причем касаются они как направлений изменений, так и их интенсивности [15, с.80].