Изобразительное искусство Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Характеристика развития навыков изобразительной деятельности учащихся 5-8 класса 5
1.2 Значение изобразительной деятельности развитии психических процессов школьников 13
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Характеристика педагогических условий успешного обучения изобразительному искусству 22
2.2 Методические рекомендации по реализации педагогических условия успешного обучения изобразительному искусству в 5-8 классах 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

В современной ситуации происходит трансформация понимания статуса и значения дисциплин художественно-эстетического цикла. Помимо традиционных видов искусства: рисунка, живописи – целесообразно включать в образовательную программу инновационные методики деятельности для формирования продуктивного мышления. В общеобразовательной школе в современных условиях были осуществлены значительные преобразования в организации и содержании образовательной деятельности. В современных условиях не только изменилось содержание учебного процесса, но и созданы новые формы и методы подачи учебной информации, ориентированные на увеличение уровня активности обучения и активизацию интеллектуальных процессов обучающихся. Основной фундамент формирования личности закладывается школой в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности с обучающимися при их активном участии. Изменения, происходящие в мире в целом, требуют качественно нового подхода в деле творческого воспитания подрастающего поколения.
Следует отметить, что процесс организации изобразительной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте изучен достаточно подробно, этому вопросу уделяло внимание большое количество исследователей. Однако если рассматривать основную школу, в частности период обучения с 5 по 8 класс, то работ, касающихся организации изобразительной деятельности на этом этапе значительно меньше. Это говорит о недостаточной изученности особенностей изобразительной деятельности младших подростков. Эта закономерность может быть вызвана следующими факторами: многие ученые отмечают, что при переходе на данный возрастной этап развития дети утрачивают активный интерес к изобразительной деятельности. Однако при грамотном подходе к организации соответствующей образовательной деятельности данный интерес может быть сохранен, что в некоторых случаях имеет значение даже для выбора будущей профессии детьми. Также исследователи указывают на то, что положительное влияние изобразительной деятельности на развитие личности в данном возрасте также весьма значительно. Соответственно, возникает проблема отбора и реализации таких педагогических условий организации изобразительной деятельности в 5-8- классах общеобразовательной школы, которые бы позволили эту деятельность эффективно осуществлять и сохранять высокий интерес обучающихся к ней.
Цель исследования: выделить и описать особенности реализации педагогических условий успешного обучения изобразительному искусству учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы.
Объект исследования: изобразительная деятельность учеников 5-8 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития изобразительной деятельности в младшем подростковом возрасте;
2. Проанализировать значение изобразительной деятельности для развития психической деятельности младших школьников;
3. Выделить и описать педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в 5-8 классах общеобразовательной школы;
4. Предложить методические рекомендации по обучению изобразительному искусству в 5-8 классах общеобразовательной школы.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и психических процессов не только в дошкольном и младшем школьном возрасте, но и на более поздних этапах развития. Занятия изобразительной деятельностью позволяют развивать различные аспекты личности: нравственные и ценностные установки, способность эстетически воспринимать окружающий мир. Также развиваются навыки пространственной ориентировки и композиционного мышления, внимание, память, наблюдательность, творческая направленность личности, в процессе общения при работе над рисунком формируются эффективные коммуникативные навыки ребенка. Все это является весьма важным аспектом в обучении и воспитании детей.
Однако исследовали указывают на наличие определенных проблем, а именно: как правило, в младшем подростковом возрасте интерес к изобразительной деятельности несколько угасает в силу естественных особенности психического развития. В образовательной деятельности данному виду занятий также не уделяется достаточного внимания. Однако для активного использования положительных эффектов ИЗО в развитии личности, необходимо активизировать и мотивировать младших подростков к участию в подобных видах деятельности, к самостоятельности и творческой самореализации.
В связи с этим возникает необходимость определения ряда педагогических условий, который позволили бы максимально эффективно обучать школьников в 5-8 классах изобразительному искусству. Исследователи приводя различные условия. Если обобщить информацию, полученную в результате анализа научной литературы, то можно выделить следующие:
— Активизация интересов и мотивации учащихся к участию в изобразительной деятельности. В данном случае важен индивидуальный подход, т. к. у детей может различная мотивация для участия в данном виде деятельности: интерес к искусству, наличие определенных способностей и др.
— Предоставление учащимся определенной степени самостоятельности в выборе сюжета, материалов работы;
— Учет возможностей учащегося: не стоит предлагать ребенку непосильные либо чересчур объемные задачи. Неуспешность станет фактором потери интереса к данной деятельности;
— Применение активных методов деятельности6 проблемно-поисковых ситуаций, проектного метода и др. Именно активность ребенка на уроке ИЗО становится основой максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
— Использование соответствующей наглядности и средств ИКТ.
Соблюдение выделенных условий позволяет достичь максимально благоприятного влияния средств изобразительной деятельности на развития личности младшего подростка.
Также следует отметить, что в настоящее время происходит пересмотр традиционных методических приемов и средств деятельности. Творчество на уроках изобразительной деятельности становится более свободным, самостоятельным, учащимся предоставляется больше возможностей для проявления собственной активности. При этом педагог не устраняется, а выполняет роль помощника, наставника, в необходимый момент оказывая ребенку поддержку. Такой подход является фактором успешности обучения изобразительному искусству в 5-8 классах общеобразовательной школы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Характеристика развития навыков изобразительной деятельности учащихся 5-8 класса

В настоящее время сформулированы разнообразные определения понятия «изобразительная деятельность».
Е.А. Флерина под изобразительной деятельностью подразумевает сознательное отображение дошкольником внешнего мира в ее результатах, которое основано на функционировании воображения, передаче собственных наблюдений, впечатлений, воспринятых посредством речи и разнообразных форм искусств, реализации собственного отношения к изображаемому [16]. Н.П. Сакулина представляет изобразительную деятельность в качестве особого образного исследования внешнего мира.
Согласно концепции группы ученых, изобразительная деятельность –это художественно-творческая деятельность, которая ориентирована на проявление в разнообразных видах (графической, пластической) впечатлений, возникших от предметов и явлений внешнего мира, а также на проявление собственного отношения ко всем реальным и изображаемым явлениям.
Изобразительная деятельность позволяет субъекту отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали педагоги прошлого: Фребель, Каменский. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время [20].
Изобразительные умения (англ. artistic ability) — вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество [23]. Исторически изобразительные умения. развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества; в онтогенезе большое значение для проявления изо умения имеет обучение. Изобразительные умения могут развиться достаточно рано.
Важнейшими показателями изобразительных умений являются способность передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью. Изобразительные умения у школьников формируются в процессе обучения на уроках изобразительной деятельности (ИЗО).
К изобразительным умениям можно отнести следующие: умение строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТа; умение пользоваться живописными и графическими материалами, художественными принадлежностями; умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции объектов и предметов; умение оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.; умение правильно сочетать цвета, оттенки; умение компоновать предметы, составлять композиции; умение выполнять эскизы [20]. Если попытаться кратко сформулировать роль и значение развития изобразительных умений, то важно обратить внимание на следующее: они помогают школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеют большое значение для общего образования учащихся и подготовки их к непосредственной практической деятельности; дают материал для чувственного (наглядного) и теоретического познания природы и человека, как её части; помогают учащимся разбираться в устройстве и пространственных отношениях предметов, а также процессов, не поддающихся непосредственному наблюдению; содействуют развитию творческого мышления и познавательных способностей учащихся, их пространственных представлений; оказывают большое влияние на воспитание у школьников внимания и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, самостоятельности и плановости, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; развивают у них точности движений, является важнейшим условием успешного овладения школьниками многими видами труда и помогает их дальнейшему образованию; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Проблемы подросткового возраста и особенности его изобразительной деятельности рассмотрены в работах Е. И. Игнатьева, Л. С. Выготского, А. В. Бакушинского, А. В. Фаворского, В. С. Щербакова, Г. В. Лабунской и др. Примерно к 11-12-летнему возрасту характер изобразительной деятельности учащегося меняется. Г. В. Лабунская отмечает, что в переходном возрасте в процессе рисования перестраивается логика мышления, зрительного восприятия, представлений, чувств и волевой направленности ребенка и подростка, формируются новые специфические качества для изобразительной деятельности.
Особенности подросткового возраста влияют, в частности, и на оценку результатов собственной изобразительной деятельности. В самый ответственный период жизни, когда складываются фундаментальные качества личности, идет бурное развитие психических процессов мышления, воображения, восприятия, памяти и т. д., но ребенок, как правило, перестает заниматься изобразительной деятельностью. Л. С. Выготский по этому поводу замечал: «Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают удовлетворять его…, он приходит к убеждению, что не может рисовать и оставляет рисование» [Выготский 1997: 36].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы