Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Педагогические условия развития внимания у младших школьников в процессе учебной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7
1.1 Внимание как педагогическая категория 7
1.2 Особенности формирования и развития внимания в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности 16
1.3 Педагогические условия развития внимания в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении 21
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности внимания у детей младшего школьного возраста 29
2.2 Реализация педагогических условий развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности в МБОУ Хомутининская СОШ 35
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Основной задачей современной начальной школы выступает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО). ФГОС НОО определяет критерии успешности итогов овладения обучающимися основной образовательной программы, которые обоснованы с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Одной из базовых психических функций, которая является необходимым условием достижения всех предметных и метапредметных планируемых результатов, выступает внимание. В условиях современного обучения объем информации, который необходимо воспринять и обработать учащимся, в том числе младших классов, значительно увеличивается. Высокая степень развития произвольного внимания, разграничение значимого существенного и второстепенного содействует учащемуся начальной школы в том, чтобы продуктивно ориентироваться в широком информационном поле. Соответственно, внимание можно считать обязательным компонентом образовательной и познавательной деятельности.
Такой когнитивный процесс как внимание в настоящее время привлекает к себе огромный интерес, так как он способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление, а также является залогом успешной учебной деятельности у школьников. Всё чаще встречаются случаи, когда у детей наблюдается отвлекаемость внимания, замедленность переключения и недостаточная концентрация. В результате всего этого у детей возникают трудности обучения в школе, двигательная гиперактивность, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Именно поэтому изучение свойств внимания младших школьников позволит разработать комплекс методик, с помощью которых произойдет диагностическая и коррекционная работа свойств внимания, что будет способствовать успешной учебе и жизнедеятельности.
Теоретическая и методологическая основа исследовательской работы сложилась в отечественной и зарубежной психологии в работах А.Р. Лурия, А. А. Ухтомского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. П. Ильина.
Важность развития внимания в образовательной деятельности детей подтверждается исследованиями П. Я. Гальперина, С. П. Зубовой, С. С. Левитиной, С. Л. Кабыльницкой и др. В трудах С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Добрынина, И. В. Страхова и др. достаточно глубоко рассмотрены вопросы происхождения и механизмы реализации внимания, его качества и их взаимосвязь, проанализированы особенности выражения внимания в деятельности, изучена взаимосвязь со специфическими характеристиками личности.
Проблема исследования состоит в том, что несмотря на актуальность обозначенной проблемы, ученые и исследователи не изучили достаточно подробно необходимые для развития внимания младших школьников педагогические условия и особенности их реализации в учебной деятельности. Выработка и обоснование системы значимых психолого-педагогических условий, которые являются фактором, стимулирующим развитие внимания младших школьников в учебной деятельности, особенно таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение, а также объем и концентрация, являются одной из актуальных задач современной начальной школы.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования — процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования — педагогические условия развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: развитие внимания у детей младшего школьного возраста будет более успешным при реализации следующих педагогических условий:
— использование на уроках наглядных пособий;
— использование игровых форм деятельности в организации учебных занятий;
-использование ИКТ на учебных занятиях.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «внимание» как психолого-педагогическую категорию.
2. Выявить педагогический потенциал развития внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие внимания.
4. Определить критерии и уровневые показатели сформированности внимания у детей младшего школьного возраста.
5. Провести сравнительный анализ уровней сформированности внимания детей младшего школьного возраста до начала опытно-экспериментальной работы и после её окончания.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, психолого-педагогический эксперимент, качественные и количественные методы обработки информации, методы математической статистики.
База исследования: МБОУ Хомутининская СОШ Увельского района Челябинской области.
Выборка исследования: выборку исследования составили 40 человек, обучающихся в двух первых классах Хомутининской СОШ. 20 человека составили экспериментальную группу и 20 человек были включены в контрольную группу эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Сегодня вопросы развития возрастных и индивидуальных особенностей внимания вызывают большой интерес. Проведенный анализ теоретических основ зарубежной и отечественной литературы дал возможность выяснить, что внимание младших школьников еще в большей степени непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ученика начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Для развития внимания имеет большое значение ряд педагогических условий, реализация которых значительно увеличивает эффективность развития всех его компонентов: использование на уроках наглядных пособий; использование игровых форм деятельности в организации учебных занятий; использование ИКТ на учебных занятиях.
Нами была реализована опытно-экспериментальная работа, которая включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе нами были исследованы характеристики внимания младших школьников в двух группах (экспериментальной и контрольной). На констатирующем этапе был выявлен достаточно низкий уровень развития характеристик внимания в обеих группах. Затем нами была реализована деятельность по реализации педагогических условий для развития внимания младших школьников. На контрольном этапе вновь были обследованы характеристики внимания и выявлены значимые различия между группами обучающихся: в экспериментальной группе уровень развития свойств внимания значительно повысился, тогда как, в контрольной остался прежним, что указывает на эффективность реализованных педагогических условий развития внимания младших школьников: использование на уроках наглядных пособий; использование игровых форм деятельности в организации учебных занятий; использование ИКТ на учебных занятиях.

 

Заключение:

 

Основной задачей современной начальной школы выступает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО). ФГОС НОО определяет критерии успешности итогов овладения обучающимися основной образовательной программы, которые обоснованы с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Одной из базовых психических функций, которая является необходимым условием достижения всех предметных и метапредметных планируемых результатов, выступает внимание. В условиях современного обучения объем информации, который необходимо воспринять и обработать учащимся, в том числе младших классов, значительно увеличивается. Высокая степень развития произвольного внимания, разграничение значимого существенного и второстепенного содействует учащемуся начальной школы в том, чтобы продуктивно ориентироваться в широком информационном поле. Соответственно, внимание можно считать обязательным компонентом образовательной и познавательной деятельности.
Такой когнитивный процесс как внимание в настоящее время привлекает к себе огромный интерес, так как он способствует повышению эффективности таких познавательных процессов как восприятие, память и мышление, а также является залогом успешной учебной деятельности у школьников. Всё чаще встречаются случаи, когда у детей наблюдается отвлекаемость внимания, замедленность переключения и недостаточная концентрация. В результате всего этого у детей возникают трудности обучения в школе, двигательная гиперактивность, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Именно поэтому изучение свойств внимания младших школьников позволит разработать комплекс методик, с помощью которых произойдет диагностическая и коррекционная работа свойств внимания, что будет способствовать успешной учебе и жизнедеятельности.
Теоретическая и методологическая основа исследовательской работы сложилась в отечественной и зарубежной психологии в работах А.Р. Лурия, А. А. Ухтомского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. П. Ильина.
Важность развития внимания в образовательной деятельности детей подтверждается исследованиями П. Я. Гальперина, С. П. Зубовой, С. С. Левитиной, С. Л. Кабыльницкой и др. В трудах С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Добрынина, И. В. Страхова и др. достаточно глубоко рассмотрены вопросы происхождения и механизмы реализации внимания, его качества и их взаимосвязь, проанализированы особенности выражения внимания в деятельности, изучена взаимосвязь со специфическими характеристиками личности.
Проблема исследования состоит в том, что несмотря на актуальность обозначенной проблемы, ученые и исследователи не изучили достаточно подробно необходимые для развития внимания младших школьников педагогические условия и особенности их реализации в учебной деятельности. Выработка и обоснование системы значимых психолого-педагогических условий, которые являются фактором, стимулирующим развитие внимания младших школьников в учебной деятельности, особенно таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение, а также объем и концентрация, являются одной из актуальных задач современной начальной школы.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования — процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования — педагогические условия развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: развитие внимания у детей младшего школьного возраста будет более успешным при реализации следующих педагогических условий:
— использование на уроках наглядных пособий;
— использование игровых форм деятельности в организации учебных занятий;
-использование ИКТ на учебных занятиях.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «внимание» как психолого-педагогическую категорию.
2. Выявить педагогический потенциал развития внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие внимания.
4. Определить критерии и уровневые показатели сформированности внимания у детей младшего школьного возраста.
5. Провести сравнительный анализ уровней сформированности внимания детей младшего школьного возраста до начала опытно-экспериментальной работы и после её окончания.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, психолого-педагогический эксперимент, качественные и количественные методы обработки информации, методы математической статистики.
База исследования: МБОУ Хомутининская СОШ Увельского района Челябинской области.
Выборка исследования: выборку исследования составили 40 человек, обучающихся в двух первых классах Хомутининской СОШ. 20 человека составили экспериментальную группу и 20 человек были включены в контрольную группу эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

Список литературы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1 Внимание как педагогическая категория

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности.
Изучением внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги Л. С. Выготский, Дж. Миль, Т. Рибо, И. Гербарт, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.
Французский психолог Т. Рибо подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими, независимо от того является внимание ослабленным или усиленным, т. е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную связь [4, с.187].
В своих исследованиях отечественный психолог Н. Ф. Добрынин выделяет то, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов деятельности [4, с.191-192].
По мнению отечественного психолога П. Я. Гальперина внимание — идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля — составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [4, с.192].
Внимание можно определить, как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.
Внимание представляет собой психологический феномен в отношении, которого до настоящего времени среди ученых нет единого мнения. С одной стороны, рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Внимание обеспечивает ясность и четкость сознания, осознание смысла психической деятельности в определенный момент времени. Доктор психологических наук А.Г. Маклаков рассматривал внимание, как и любой другой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга.
Внимание как психический познавательный процесс, сопровождая другие психические явления, реализует несколько функций. В их числе можно дифференцировать следующие функции, которые и обуславливают высокую значимость внимания в деятельности и обучении человека:
1) активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
2) содействует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
3) обеспечивает избирательную и продолжительную концентрацию психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;
4) детерминирует точность и детализацию восприятия;
5) определяет прочность и избирательность памяти;
6) определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности;
7) выполняет роль своеобразного усилителя для перцептивных процессов, что дает возможность дифференцировать фрагменты изображений;
8) имеет значение для функционирования памяти как параметр, позволяющий фиксировать требуемую информацию в кратковременной и оперативной памяти, как необходимый критерий перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти;
9) для мышления имеет значение необходимого условия корректного понимания и решения задачи;
10) в системе межчеловеческих отношений содействует более качественному взаимопониманию, приспособлению людей друг к другу, профилактике и оперативному преодолению межличностных конфликтов.
Внимательный человек воспринимается окружающими людьми как хороший собеседник, тактичный и деликатный партнер в коммуникативном процессе.
Обучение человека с хорошо развитым внимание характеризуется высоким качеством, глубиной, большего достигает в жизни, чем человек с более низким вниманием.
Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредствованное внимание [4, с. 185-187].
Непроизвольное внимание, в некоторых исследованиях называют пассивным, в других — эмоциональным. Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Данный вид внимания можно считать элементарным, так как оно формируется и поддерживается независимо от сознания человека. Например, человек в любом случае неосознанно фокусируется на необычных звуках, неожиданных вспышках света и т.п. Все это можно считать проявлениями непроизвольного внимания.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Оно обусловлено участием воли в реализации мнемической деятельности. В данной ситуации субъект сознательно и целенаправленно фиксирует свое внимание на определенном объекте либо феномене, удерживает внимание на нем на протяжении некоторого промежутка времени, сам переключает свое внимание на новый объект. Произвольное внимание отличается от непроизвольного, те не менее они непосредственно взаимодействуют друг с другом, по той причине, что непроизвольной внимание развивается на основе непроизвольного.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы