Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Педагогические условия адаптации первоклассников к школьному обучению.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы адаптации первоклассников к школьному обучению 7
1.1. Проблема адаптации в современной зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Специфика адаптации первоклассников к школе 14
1.3. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению 27
Выводы по 1 главе 41
Глава. II. Эмпирическое исследование педагогических условий успешной адаптации первоклассников к школьному обучению 43
2.1. Выявление уровня адаптации первоклассников к школьному
обучению 43
2.2. Апробация педагогических условий адаптации детей первоклассников к школьному обучению 49
2.3. Выявление динамики уровня адаптации детей первоклассников к школьному обучению 56
Выводы по 2 главе 58
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение 68

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что усиление учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Начало обучения ребенка в первом классе — сложный и ответственный этап в его жизни, ведь происходит очень много изменений. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция школьника: был ребенком, теперь стал школьником; меняется социальный институт обучения и воспитания.
Социальная ситуация психического развития младшего школьника отмечается системой требований и ожиданий взрослых по интеграции ребенка в школьную среду [12]. Значительно возрастает объем обязанностей ребенка. Для ребенка поступление в школу означает установление нового типа отношений со сверстниками и педагогами, освоение новых форм деятельности.
Период перехода ребенка к школьной жизни называется периодом социально-психологической адаптации.
Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит к возникновению не только ряда проблем во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов [22].
В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса, что связано именно с трудностями адаптационного периода.
К вопросу адаптации первоклассников с позиции исследования обращались: Леонтьев А.Н., Лурии A.Р, Божович Л., Мухина В.С.
Исследование социально-психологической адаптации первоклассников и особенности развития детей этого возраста рассмотрены в работах Каверина В.А., Безруких М.М., Гуткин Н.И., Горланова Е.М., Дубровина И.В., Ефимовой С.П., Захарова А.И. и другие.
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении нового социального статуса «ученик», а также в налаживании эффективного общения со сверстниками и учителем [21]. Именно поэтому, значительное внимание уделяется налаживанию работы и общению первоклассников с педагогами в тех или иных рамках работы школьного психолога.
Основная задача работников образования в период вступления первоклассников в школу является содействие в успешной адаптации детей. Ведь успешная адаптация первоклассника является необходимым условием развития его индивидуальности, продуктивной активности и творчества.
Успешная адаптация первоклассника к новым условиям жизнедеятельности во многом зависит именно от эффективности взаимодействия психолога с педагогами. Именно от их совместных усилий зависит легкость привыкания ребенка к школе, а значит и его эмоциональное состояние, работоспособность, успешность в учебе. Взаимодействие психолога, педагогов и родителей появятся залогом успешной адаптации первоклассника.
Таким образом, особенности периода адаптации первоклассника к условиям обучения, большое количество проблем в успешной социально-психологической адаптации детей и необходимости проведения социально-психологической работы в условиях обучения первоклассников обусловила актуальность данной работы «Особенности социально-психолог­ической адаптации к о­бучению в школе детей­ 6-7 лет».
Объект исследования: процесс адаптация первоклассников к условиям обучения.
Предмет исследования: проблема адаптации к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста.
Гипотеза исследования. Успешность социально — психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения зависит от:
— Эффективности взаимодействия психолога с педагогами.
— Взаимодействие психолога, педагогов и родителей.
— Соблюдение рекомендаций, которые были сформулированы психологом и педагогом.
Цель данной работы — на основе анализа литературы по теме исследования, выявить наиболее эффективные способы социально — психологической адаптации первоклассников к обучению.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации в психолого-педагогической науке.
2. Выявить динамику психоэмоциональных состояний детей, поступивших в первый класс, на этапе адаптации их к школьной жизни.
3. Разработать программу психологической поддержки первоклассников и наметить пути её реализации в адаптационный период.
4. Провести апробацию эффективности разработанной программы психологической поддержки первоклассников и выяснить результативность её внедрения методом оперативной диагностики.
Методы исследования:
1. Сбор данных о заболеваемости первоклассников
2. Анкета «выявления наличия психосоматических симптомов дезадаптации».
3. Анкета «Определение уровень дезадаптации».
4. Проективные методики «Домики» и «Ступеньки».
5. Методика «Школа зверей»
Теоретическое значение. В данной работе исследуется уровень социально — психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
— Ознакомлении с понятийно — категориальным аппаратом;
— Осуществление теоретического анализа проблемы формирования социально — психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения.
— Разработке рекомендации по социально — психологическая адаптация первоклассников к условиям обучения, а также разработке адаптационного тренинга.
Практические значения. Результаты исследования представляют интерес для специалистов, работающих в сфере социальной работы в образовательных учреждениях. Данная работа может быть использована как социальными работниками или практическими психологами в работе с первоклассниками, а также в написании научных работ и статей.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе теоретико-методологического анализа современной научной литературы рассмотрен вопрос о социально-психологическую адаптацию первоклассников к условиям школьного обучения. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям. Главную роль в адаптации дитя к обучению принадлежит учителю. Который должен создать благоприятный климат в классе также постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Проанализировав понятийно-категориальный аппарат рассмотрено терминологию данной работы: адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, групповая работа, дезадаптация, группа риска, дети младшего школьного возраста или первоклассники на основе исследований таких педагогов и психологов как Каверина В.А., Безрукого М.М., Гуткин Н.И., Горланова Е.М., Дубровина И.В., Ефимовой С.П., Захарова А.И. и другие.
Для определения социально-психологической адаптации первоклассников было проведено по предложенным методикам исследования для определения социально — психологической адаптации первоклассников в условиях школьного обучения. Проведен опрос родителей и учителей, сделано сбор данных о заболеваемости первоклассников. Обследование первоклассников было проведено с помощью проективных методы. Результаты исследования показали, что в целом уровень адаптации первоклассников к обучению в школе есть достаточный. Ученики, которые имеют низкие показатели по всем или большинству исследуемых аспектов требуют дальнейшего сопровождения со стороны учителей, родителей и психологов. Именно для этой категории учащихся был составлен ряд рекомендаций, направленных на повышение уровня адаптивности первоклассников к обучению. Также разработаны адаптационный тренинг, основной целью которого было повышение уровня адаптации к условиям обучения в школе. Также была проведена работа с родителями, а именно был разработан буклет «Рекомендации родителям по адаптации учащихся первого класса».
Таким образом, проделанная работа была направлена, как на учеников первого класса, так и учителей, и родителей учеников. Такая масштабность работы свидетельствует об актуальности и необходимости социальной работы в рамках школьного обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы адаптации первоклассников к школьному обучению

1.1. Проблема адаптации в современной зарубежной и отечественной психологии

Вопросам адаптации и дезадаптации посвящено немало отечественных и зарубежных исследований. Сущность понятия адаптации рассматривается в работах Б.Т. Лихачева, Л.А. Беляевой, И.С. Кона и др.
В настоящее время человечество переходит на новую качественную ступень развития, в связи с чем, еще больше возрастает актуальность проблемы адаптации, как наиболее универсального механизма, обеспечивающего эволюционное развитие человека [7]. В словаре русского языка С.И. Ожегова адаптация определяется как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям». Само понятие «адаптация» (поздне- лат. adaptatio — приспособление, прилаживание, лат. adapto – прилаживаю) изначально отталкивается от биологизаторских позиций. С точки зрения биологических наук адаптация является совокупностью морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающих возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского, Г. Селье и др. адаптация рассматривается не только как общебиологическое, но и как психологическое свойство живых организмов. Под психической адаптацией понимается адаптация психической деятельности человека к условиям и требованиям окружающей среды, данное определение является общепринятым пониманием сущности феномена СПА [11]. Существует множество подходов к рассмотрению сущности феномена адаптации. Так, В.Г. Афанасьев, А.И. Берг, Б.В. Бирюков, Н. Винер, Г.Д. Волков, И.И. Гришкин, В.С. Готт, Т.Г. Дичев, М.С. Каган, И. Калайков, Г. Клаус, А.Н. Кочергин, В.И. Креминский, Ю.А. Левада, Э.С. Маркарян, Н.Б. Оконская, Б.Д. Парыгин, JL.А. Петрушенко, О.С. Разумовский, Е.А. Седов, Э.П. Семенюк, В.С. Тюхтин, Б.С. Украинцев, В.П. Фофанов, Э.Г. Юдин и др. в своих работах рассматривают адаптацию с позиций информационного подхода и философско- социологического анализа. Особенностью данного подхода является то, что он базируется на позиции глобализации информационных процессов и технологий. Неоспорим тот факт, что процессы глобализации занимают одно из первых мест в современном развивающемся обществе и оказывают глубокое влияние, как на развитие личности, так и на психофизическое здоровье.
Исходя из этого, несомненна актуальность процесса психологической готовности человека к техногенным и информационным перегрузкам, которая невозможна без адаптации его психологических возможностей [33]. С позиций деятельностного подхода, рассматривается роль СПА и адаптационных механизмов в учебно-профессиональной деятельности, готовности к школе, адаптации к ДОУ, школе и вузу и т.п. (Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.) [31, 33]. Однако, нельзя рассматривать процесс СПА только с указанных позиций, не менее важным аспектом является и биологизаторский подход. С этой точки зрения нельзя не рассмотреть необихевиористское определение адаптации [17].
Необихевиористский подход строится на позиции двоякого определения адаптации (adjustment). С одной стороны, это состояние, которое полностью удовлетворяет потребности индивида и требования среды. С другой стороны, это процесс, посредством которого достигается это состояние. Таким образом, происходит как приспособление человека к изменениям окружающей 9 среды, так и приспособление этих изменений к потребностям данного индивида. Необходимо так же отметить, что человек, как существо социальное, постоянно находится во взаимодействии с социумом, а не только с окружающей средой. И поскольку взаимодействие с социумом происходит на протяжении всей жизни человека, следовательно, и процесс адаптации принимает непрерывное значение, Исходя из чего, становится несомненно, что для оптимального взаимодействия индивида и социокультурной среды является важным раннее формирование адекватных адаптационных механизмов. Большой вклад в определение сущности феномена СПА внесли работы Г.А. Балла, который выделяет понятие «адаптация» и «адаптированность». Адаптация по Г.А. Баллу, представляет собой процесс, а адаптированность – со- стояние личности, выражающееся в таких взаимоотношениях индивида и группы, при которых личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере оправдывает те ролевые ожидания, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [6, 8, 41].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы