Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Патопсихологические особенности лиц с игровой зависимостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой зависимости 6
1.1. Понятие и этиология игровой зависимости 6
1.2. Личностные особенности лиц с игровой зависимостью 12
1.3. Методы коррекции игровой зависимости 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Исследование патопсихологических особенностей лиц с игровой зависимостью 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования патопсихологических особенностей лиц с игровой зависимостью 28
2.3. Программа психологической коррекции игровой зависимости 37
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список литературы 44
Приложения…………………………………………………………………….…..49
Введение:
Актуальность темы аттестационной работы заключается в том, что тотальная информатизация современного общества на фоне всеобщего распространения средств связи и иных компьютерных гаджетов обусловила свободный доступ подавляющего большинства детей и молодежи к компьютерным играм и сети Интернет. Значимость Интернета, как информационного, коммуникативного и смыслового ресурса, в последнее время возрастает. Наиболее активными пользователями интернет-ресурсов становятся подростки и лица юношеского возраста. В настоящее время Интернет внедрен во все виды жизнедеятельности человека. Наряду с позитивным влиянием Интернета, возникают и проблемы интернет-зависимости, в частности зависимости от компьютерных игр. Из-за неустойчивости личности, именно подростки и лица юношеского возраста больше всего подвержены формированию различного рода зависимостей. Отсюда возникают негативные последствия – проблемы в семье, трудности в учебной деятельности, трудности общения со сверстниками и пр.
Современные исследования и наблюдения за игроками в компьютерные игры позволяют утверждать, что игровая зависимость – это объективно существующая проблема. Поэтому перед всеми специалистами, практически сталкивающимися с этим феноменом в своей профессиональной деятельности (психологи, психиатры, наркологи, педагоги), встает вопрос о возможностях ее разрешения. В связи с этим одним из актуальных аспектов решения данной проблемы выступает оценка степени влияния игровой зависимости на личность и диагностика патопсихологических изменений, вызванных чрезмерным увлечением компьютерными играми.
На основании вышесказанного формулируется проблема аттестационного исследования: существуют ли различия между юношами и девушками, характеризующимися игровой зависимостью, и их сверстников, не имеющих патологической тяги к компьютерным играм в выраженности личностных особенностей?
Базой исследования выступило молодежное региональное общественное движение «Студенты столицы» (г. Москва).
Объектом исследования в работе стали личностные качества юношей и девушек 18-20 лет, имеющих игровую зависимость.
Предмет исследования был определен как различия в выраженности личностных качеств юношей и девушек 18-20 лет, имеющих игровую зависимость, и их сверстников без игровой зависимости.
Целью нашего исследования являлось выявление различий в выраженности личностных качеств юношей и девушек 18-20 лет, имеющих игровую зависимость, и их сверстников без игровой зависимости.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. На основании диагностических результатов сформировать две группы испытуемых: имеющие игровую зависимость и не имеющие зависимость.
3. Исследовать нервно-эмоциональную устойчивость, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению у испытуемых.
4. Эмпирически выявить силу личности у испытуемых и их индивидуально-типологические особенности.
5. Установить, имеются ли различия в уровнях нервно-эмоциональной устойчивости, степени интеграции личностных свойств, уровня адаптации личности, силы личности и индивидуально-типологических особенностей у испытуемых в зависимости от наличия игровой зависимости.
В качестве основной гипотезы исследования мы предположили, что студенты, имеющие игровую зависимость, обладают спецификой личностного развития по сравнению со своими сверстниками, не зависимыми от компьютерных игр. Также была сформулирована и дополнительная гипотеза: студенты, имеющие игровую зависимость, и студенты без зависимости имеют значимые различия по целому ряду личностных характеристик, среди которых ипохондрия, депрессия, уровень нарциссизма, экстраверсия, спонтанность, тревожность и др.
Методологической основой исследования являются: труды А.Е. Войскунского, В.А. Лоскутовой-Буровой, С. Чена и К. Янг; исследования Я.И. Гилинского, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевича, Г.В. Старшенбаума; труды Г.С. Абрамовой, И.С. Кона, О.В. Хухлаевой и др.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы был применен комплекс адекватных объекту и предмету методов. В исследовании использовались: теоретический анализ клинико-психологической и психолого-социальной литературы по проблеме; эмпирические и психодиагностические методы; методы математической статистики для обработки данных.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были применены методики: тест на определение С. Чена (CIAS); тест на определение зависимости К. Янг; сокращенный многофакторный опросник для исследования личности СМОЛ (сокращенный вариант MMPI); тест оценки нарциссизма; индивидуально-типологический опросник (ИТО).
Для обработки эмпирических данных использовались современные методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем проведено сравнение личностных особенностей юношей и девушек 18-20 лет, имеющих игровую зависимость и не зависимых от компьютерных игр.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявленные патопсихологические особенности лиц с игровой зависимостью позволяют расширить представления о влиянии патологической увлеченности компьютерными играми на психическое развитие молодых людей.
Практическая значимость данного исследования определена возможностью использования разработанной программы психологической коррекции игровой зависимости с лицами, страдающими игровой зависимостью.
Структура аттестационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
Теоретический анализ литературы, проведенный в рамках аттестационной работы, позволяет отметить, что проблема зависимости от компьютерных игр существует. По сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, игровая компьютерная зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы ни явное снижение трудоспособности и эффективности функционирования в реальном социуме. Когда такой досуг начинает занимать центральное место в жизни и человек уже не задумывается о своих социально-бытовых проблемах, не интересуется будущим, не строит никаких планов, а вся его жизнь отдана данной, конкретной аддиктивной реализации, есть о чем задуматься.
Особую проблему чрезмерная увлеченность компьютерными играми несет для неокрепшей психики подростков и юношей. В то время, когда молодой человек должен переживать становление своего Я, находить свое место в обществе, ориентироваться в выборе профессионального будущего, зависимость от компьютерных игр может привести к отказу от реальности, дезадаптации, аддиктивному поведению. Помимо вышеуказанных негативных последствий чрезмерная увлеченность компьютерными играми обуславливает формирование агрессивности у подростков. Обилие сцен насилия, применение культа силы, использование оружия и пр. – свойственные компьютерным играм элементы – приводят к легитимизации насилия у молодежи, снятия запретов на агрессию. Отсутствие внутренних запретов на совершение агрессивных действий может привести молодых людей к антисоциальному и противоправному поведению.
По итогам выполнения аттестационной работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило выявить различия в выраженности личностных качеств юношей и девушек 18-20 лет, имеющих игровую зависимость, и их сверстников без игровой зависимости.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
— на основании диагностических результатов были сформулированы две группы испытуемых: имеющие игровую зависимость и не имеющие зависимость;
— была исследована нервно-эмоциональная устойчивость, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению у испытуемых;
— была эмпирически выявлена сила личности у испытуемых и их индивидуально-типологические особенности;
— было установлено, имеются ли различия в уровнях нервно-эмоциональной устойчивости, степени интеграции личностных свойств, уровня адаптации личности, силы личности и индивидуально-типологических особенностей у испытуемых в зависимости от наличия игровой зависимости.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать истинность предположений о том, что:
— студенты, имеющие игровую зависимость, обладают спецификой личностного развития по сравнению со своими сверстниками, не зависимыми от компьютерных игр;
— студенты, имеющие игровую зависимость, и студенты без зависимости имеют значимые различия по целому ряду личностных характеристик, среди которых ипохондрия, депрессия, уровень нарциссизма, экстраверсия, спонтанность, тревожность и др.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, основная и дополнительная гипотезы нашли свое подтверждение.
Материалы работы могут быть полезны следующим категориям лиц:
— психологам и педагогам, работающим с подростками и юношами, с целью выявления воспитанников с чрезмерным увлечением компьютерными играми и преодоления негативных последствий, вызванного им;
— родителям, воспитывающим детей подросткового и юношеского возраста, с целью психологического просвещения в вопросах формирования игровой компьютерной зависимости;
— студентам, обучающимся по направлению «Клиническая психология», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим работам;
— ученым, занимающимся разработкой схожей научной проблематики, для обобщения эмпирических данных.
В заключение отметим, что выбранная тема исследования имеет научные перспективы. Так, с нашей точки зрения было бы интересным рассмотреть гендерный аспект формирования увлеченности компьютерными играми. Такое исследование позволило бы индивидуализировать рекомендации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой зависимости
1.1. Понятие и этиология игровой зависимости
Игровая деятельность является традиционной областью исследования во многих науках. Так, известны концепции культурологов Й. Хейзинги и Р. Кайуа, психотерапевта Э. Берна, математическая теория игр Дж. фон Неймана. Классические исследования детской игры проведены в психологии (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Все заметнее становятся исследования игры в условиях применения информационных технологий (ИТ), т.е. компьютеров и Интернета [6].
Актуальность изучения психологических механизмов игровой деятельности, опосредствованной ИТ, обусловлена широким распространением и внедрением компьютерных технологий в повседневную жизнь человека, в частности, популярностью компьютерных игр.
В психологических работах идет обсуждение психологических механизмов игровой деятельности, опосредствованной ИТ, особенностей ее трансформации, принципов ее реализации, ее эмоционально-мотивационных и когнитивных аспектов, воздействия на личностную регуляцию и т.п. Остановимся на истории и направлениях исследования игровой деятельности, опосредствованной ИТ.
Под компьютерной игрой следует понимать вид прикладного программного обеспечения, разработанный для организации игрового процесса и взаимодействия с другими игроками или самой программой, выступающей соперником.
Психологическое исследование данной области началось в 1980-е гг. с появлением первых игр для компьютеров. С момента начала изучения компьютерных игр, область научных исследований в значительной степени расширилась, а именно изучается не только роль компьютерных игр в жизни ребенка, подростка или взрослого, но и функции компьютерных игр в психическом развитии, психологические характеристики в игровом процессе, направления воздействия компьютерных игр на психику человека, перспективы использования компьютерных игр в профессиональной и учебной деятельности, особенности мотивации игроков в компьютерные игры (геймеров), общения между ними, эмоциональной насыщенности игровой деятельностью и т.п. [29].
Первые исследования в области компьютерных игр проводились на сложившихся специалистах, профессионально применяющих ИТ, или студентах и школьниках. Однако через короткое время компьютеры превратились в доступные учебные пособия и в предметы каждодневной жизни, стали использоваться широким кругом пользователей без ограничения возрастных групп. Последнее привело к резкому снижению возраста пользователей компьютерных игр и к распространению игр не только в рамках профессиональной или учебной активности, но и в рамках домашнего пользования. Знакомство детей (иногда даже младших дошкольников) с компьютерами в домашних условиях может вызывать беспокойство, однако известно, что в данном возрасте ведущей формой активности является игровая, включающая как развлекательные, так и обучающие игры, а последние способствуют формированию полезных навыков и усвоению знаний [37].