Клиническая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Патопсихологические механизмы развития и проявления личностных расстройств и аномалий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты в изучении патопсихологических механизмов личности 7
1.1. Структура патопсихологических механизмов 7
1.2. Формирование патологических потребностей и мотивов 10
1.3. Нарушение смыслообразования и подконтрольности поведения 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Развитие и проявления личностных расстройств 21
Выводы по второй главе 29
Глава 3. Невротические расстройства и их аномалии 30
3.1. Формы неврозов 30
3.2. Невротические расстройства в современной классификации МКБ-10 34
3.3. Невротические типы психической организации 42
Выводы по третьей главе 48
Заключение 49
Литература 51

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Расстройства личности характеризуются совокупностью разнообразных психических отклонений и аномалий. У людей с личностными расстройствами нарушено поведение, ощущение и восприятие реальности, что и отличает их от остальных. Эти психические отклонения могут спровоцировать странное поведение, мешающее вести и поддерживать социальные, трудовые и прочие отношения. Мышление, действия, способы общения страдающих расстройствами личности людей сильно отличаются от общепринятых и могут раздражать, быть неприятными и даже пугать окружающих. Расстройства личности представляют собой психические нарушения, при которых паттерн поведения человека, его мысли и эмоции полностью отличаются от принятых в его культурной среде.
Среди самых распространенных расстройств личности неврозу принадлежит особое место. Невроз является психогенным заболеванием, поэтому постоянно растущий интерес клиницистов и психологов к изучению этого заболевания, и особенности изменения личности представляется чрезвычайно важным для целей патогенетической диагностики и психотерапии.
Специфика этой болезни такова, что пациентов с неврозом может встретить любой врач в своей практике. Поэтому каждый вступающий в медицинскую братию должен иметь минимальные знания об этой теме.
Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15,8 до 21,8 чел. на 1000 населения. Официальные данные Всемирной организации здравоохранения: подведены итоги за период с 2000 по 2018 года и сообщается о том, что численность людей, болеющих этим заболеванием, выросло в 24 раза. Также существует распределение, по которому 2/3 неврозов приходится на женщин и 1/3 на мужчин.
Данные эти не являются точными, так как захватывают лишь людей с выявленным заболеванием. К сожалению, специфика их такова, что за помощью обращаются не многие. Еще меньше людей находят квалифицированную помощь. Так что для неврозов как-никогда подходит лозунг «Нет здоровых людей, есть недообследованные».
Так что же это за болезнь, зашифрованная в МКБ-10 под кодом F40—48 (Психические расстройства и расстройства поведения). Попробуем выяснить.
Сам термин «невроз» в медицине появился благодаря английскому (шотландскому) врачу Уильяму Каллену. Происходит он от греческого «neûron (νεῦρον) нерв и окончания «-osis» – характеризующий хронические болезни.
В современной психологии все более получает признание представление о неврозе как о заболевании эмоционального или психического стресса, традиционное изучение которого связано с исследованиями его биохимических проявлений.
Понимание невроза как болезни личности в современной психологии дополняется представлением о нем как о заболевании эмоционального стресса. Эмоциональный или психологический стресс является той областью психологического исследования, которая ближе всего соприкасается с физиологическим, эндокринологическим, а также клиническими исследованиями.
Б.Д. Карвасарский приводит последние результаты исследований 2013 года, относящихся к состоянию и дальнейшему развитию учения о неврозах и их психотерапии, имеющие значение для различных областей медицины и здравоохранения. Описано развитие патогенетической концепции невротических расстройств в биопсихосоциальном аспекте. Анализируется распределение основных форм невротических расстройств в настоящее время. Рассматривается место Ленинградской — Санкт-Петербургской научной школы психотерапии и неврозологии в формировании отечественных биопсихосоциальных психодинамических представлений в изучении неврозов и их психотерапии (Карвасарский Б.Д., 2014).

Ю.А. Александровский представляет обзор общих представлений о невротических и других пограничных психических расстройствах в рамках разработанного автором учения о пограничных психических расстройствах. Обсуждаются вопросы классификации невротических и других пограничных психических расстройств. Подробно рассматриваются состояние и перспективы лечебно-реабилитационной помощи больным с невротическими и другими пограничными психическими расстройствами Александровский Ю.А., 2017).
Е.Л. Николаев посвятил свой труд изучению изменения терапевтических стратегий лечения невротических расстройств за последние 50 лет. Рассмотрены соотношения психотерапии и фармакотерапии невротических расстройств в различные временные периоды. Выделены факторы, позволяющие сократить сроки лечения невротических расстройств при сохранении эффективности проводимой терапии (Николаев Е.Л., 2016).
М. Перре описывает основные дифференциально-диагностические принципы разграничения затяжного истерического невротического расстройства и истерического расстройства зрелой личности на основе концепции неврозогенеза, с использованием психодинамического структурного диагноза, полуструктурированного клинического интервью и динамического наблюдения в условиях стационарного лечения (Пере М., 2012).
Н.В. Иванов изучает структуру личности больных с невротическими расстройствами с позиций двух наиболее авторитетных в современной психологии личности подходов — типологического и факторно-аналитического (теории черт) (Иванов Н.В., 2014).
О. Бумке излагает классические и современные подходы к проблеме психической травмы и её роли в психогенезе неврозов. Раскрывается содержание понятия психической травмы и концепция вытеснения травматических переживаний, описываются варианты вторичных психических травм и интрапсихические механизмы репарации и соматизации, собственная работа горя, специфика реакций на психическую травму в зависимости от возраста и эпидемиология травматических событий (Бумке О., 2018).
Таким образом, описав различные научных подходы к неврозам, как личностным расстройствам, можно судить об их актуальности и дальнейшем изучении с точки зрения патопсихологических механизмов их развития.
Объектом исследования является невроз.
Предмет исследования – патопсихологические механизмы развития и проявления неврозов.
Целью настоящего исследования является изучение патопсихологических механизмов развития и проявления неврозов.
Задачи исследования. Достижение этой цели потребовало решение следующих задач:
1. изучить основные подходы к изучению личностных расстройств и аномалий,
2. определить развитие и проявления личностных расстройств,
3.выявить особенности патопсихологических механизмов развития и проявления неврозов.
Методы исследования включали: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение, систематизация, описательный и аналитический методы исследования.
Практическая ценность работы. Значение данного исследования состоит в том, что основные выводы могут быть положены в основу дальнейшего исследования патопсихологических механизмов развития и проявления неврозов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, можно сделать следующие выводы:
Нарушения личности не носят однозначного характера, они могут выражаться в изменениях мотивационной сферы, изменениях самооценки и уровня притязания, нарушениях общения, самоконтроля и саморегуляции, в формировании патологических черт характера. Нарушения структуры личности включают: нарушение структуры иерархии мотивов; формирование патологических потребностей и мотивов; нарушение смыслообразования; нарушение саморегуляции, подконтрольности поведения; нарушение критичности и спонтанности; нарушение формирования характерологических особенностей личности, в результате происходит формирование патологических черт личности.
Патология мотивационной сферы может проявляться не только в изменении посредничества и иерархии мотивов, но и в нарушениях взаимосвязи между их смыслообразующими и мотивирующими функциями. Одним из самых ярких проявлений расстройств личности является нарушение ответственности, критическое поведение.
Классификация по степени тяжести является признаком нового подхода к пониманию личностных расстройств, ведь в предыдущих систематизации такие расстройства были исключительно качественной категорией.
Неврозы — группа функциональных расстройств нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Неврозы нередко встречаются чаще у лиц со слабым типом нервной системы. Согласно МКБ-10 неврозы включено в рубрику F40 — F48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Основные формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия.
В связи с тем, что МКБ-10 построена по синдромологическому типу, в ней отсутствует раздел «Психогенные заболевания». Аффективно-шоковые психозы отнесены в раздел «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства «F40 — F48 и кодируются как «Острая реакция на стресс». Реактивные психозы, согласно МКБ-10 отнесены в рубрику «Реакции на сильный стресс и нарушение адаптации». Истерические психозы (псевдодеменция, пуерилизм, регресс психики) не находят отражение в МКБ-10, имеют место только истерические сумеречные состояния сознания (фуга, транс, ступор) и синдром Ганзера.
Реактивная депрессия отнесена в раздел «Расстройства настроения (аффективные расстройства)» F30-F39 и рассматриваются как «Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами». Острые реактивные параноидов отнесены к разделу «Шизофрения, шизотипови и бредовые расстройства F20-F29 и обозначаются как «Другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства» и «Индуцированное бредовое расстройство».
Невротические типы организации личности складываются из тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройств, в том числе и психозов.
Несмотря на огромное количество проявлений, все неврозы имеют сходства: психогенный источник заболевания; обратимость; затяжной характер течения; отсутствие прогрессирующих изменений личности; сохранение критического отношения пациента к своему состоянию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты в изучении патопсихологических механизмов личности

1.1. Структура патопсихологических механизмов
В психиатрическом тезаурусе под патологией рассматривается любое отклонение от установленной нормы как нарушение функционирования организма на биологическом уровне. Так, в словаре патологическое состояние определяется как устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение (нарушение гомеостаза) и проявляющееся клинико- психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией (Большой психологический словарь, 2003).
Понятие «патология», рассматриваемое с этой точки зрения, не дает совершенно точного представления о феноменологии психических расстройств, отражая лишь одну грань возможных причин психических расстройств — биологические (дисфункциональные мозговые, психофизиологические, эндокринные механизмы регулирование поведения). Понятие «патология» с точки зрения клинической психологии гораздо шире, оно включает в себя все три основных компонента: биологический, личностный, социальный, что дает основание обоснованно использовать понятия — «расстройство личности», «патологическое состояние личности» (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 2016)
Расстройство личности — это нарушение личностного уровня психического здоровья человека, для которого характерны значительный дискомфорт и отклонения от норм, принятых в этой культуре, сопровождающиеся личным и социальным распадом.
В большинстве случаев расстройство личности возникает на этапе формирования личности (по мнению А. Н. Леонтьева (2005), это первый кризис личности), формируется в подростковом возрасте в виде акцентуаций (Личко А.Е., 2014) и продолжает проявлять себя в более грубой форме в зрелости (Ганнушкин П.Б., 2010). Расстройство личности также называют «неврозом характера», причины которого в основном проявляются в психологической травме детей. Так, З. Фрейд связал эти травмы с нереализованными и подавленными побуждениями, А. Адлер — с заблокированным стремлением к превосходству и власти над другими, С. Хорни — с дефицитом родительской любви, в результате чего потребность в любви трансформируется в «базальную тревогу» и невротические наклонности (История современной психологии, 2013).
Личность является одним из основных понятий в психологии, под которым понимается социокультурный уровень развития человека, проявляющийся во всей совокупности его социальных и жизненных качеств, приобретенных им в процессе социализации.
Расстройства личности разнообразны, сложны и трудно поддаются описанию. В.М. Блейхер выделяет две категории расстройств личности: разрушение и деформация личности (Блейхер В.М., 1996)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы