Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология Дошкольники

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Сказка как жанр художественной литературы 7
1.2. Восприятие сказки и ее развивающее значение 14
1.3. Влияние сказки на развитие воображения ребенка и его познавательную активность 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Описание констатирующего этапа исследования 36
2.2. Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 47
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложение 60

 

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.
В настоящее время кроме игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте основной деятельностью является в том числе и восприятие сказки. К примеру, К. Бюлер называл дошкольный возраст периодом сказок, поскольку это наиболее любимый дошкольником литературный жанр.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
В свою же очередь, чтение сказок активно способствует развитию любознательности как познавательного процесса, а также детского воображения. При этом необходимо дифференцировать сказки по тому, какой процесс они развивают: смекалку, выдержку или же эмоционально-волевую сферу.
ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, затрагиваются вопросы развития интеллектуальных качеств дошкольников. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательной активности, познавательного интереса. Исходя из этого, познавательное развитие дошкольников следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Доказано, что чтение для маленьких детей улучшает и помогает в процессе когнитивного развития. Когнитивное развитие — это появление способности мыслить и понимать; это построение мыслительных процессов, включая запоминание, решение проблем и принятие решений, от детства до юности и до взрослости.
Язык сказки доступен каждому ребенку. Сказка проста и одновременно с этим загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки всегда является понятным дошкольнику. Причем, в период старшего дошкольного возраста ребенок уже способен к логическому мышлению и, соответственно, он способен критически оценивать значение и смысл сказок, а не просто воспринимать различные образы. Тем не менее, старший дошкольник не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Кроме того, сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию и логически выстраивая отношения героев.
Важно отметить, что сказка также ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо полностью хорошие, либо совершенно плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.
По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение этого героя среди других — более привлекательно. Таким образом, полагает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в дошкольнике.
Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений — потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе. Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка.
Также сказка очень близка дошкольнику в эмоциональном плане, по мироощущению, поскольку он еще гораздо ближе к миру животных, к миру воображения, нежели к социальной реальности.
Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых старший дошкольник в реальной жизни может не замечать.
Объект данной работы: русские народные сказки.
Предмет исследования: восприятие сказки детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить влияние сказки на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, необходимо поставить задачи, требующие решения:
1. Рассмотреть сказку как жанр художественной литературы.
2. Изучить восприятие сказки и ее развивающее значение.
3. Определить влияние сказки на развитие воображения ребенка и его познавательную активность.
4. Описать констатирующий этап исследования.
5. Представить описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок.
6. Представить анализ результатов экспериментальной работы.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.
В данном исследовании были использованы следующие методы: сравнение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. В исследовании представлено введение, основная часть, состоящая из двух глав (шесть параграфов), заключение, список литературы, Приложение.
База исследования: МБДОУ №70 «Светлячок» г. Сыктывкар.
Период исследования: с 1 ноября 2018 по 28 февраля 2019 года.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи была рассмотрена сказка как жанр художественной литературы. Было выяснено, что сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает детей дошкольного возраста к деятельности. При этом важно иметь ввиду, что сказка является одним из наиболее существенных средств формирования личности, при этом реализуя функцию социализации, или, иначе, функцию приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.
В ходе решения второй задачи было изучено восприятие сказки и ее развивающее значение. Было выяснено, что умение воспринимать сказку, осознавать вместе с содержанием в том числе и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется на протяжении всего дошкольного возраста поэтапно. Умение воспринимать сказку как художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его необходимо обязательно развивать и воспитывать.
В ходе решения третьей задачи было изучено влияние сказки на развитие воображения ребенка. С особым значением воображения для жизни ребенка старшего дошкольного возраста связана склонность познавать все фантастическое, а также любовь к сказкам и, особенно, к невероятным историям. Ребенок по своей сути достаточно стихийным образом тянется к тому, что может предоставить ему новые приемы фантазирования, что также способствует более простому навыку различать правду от вымысла. Интересно отметить, что в процессе слушания сказок, переживая за героев, ребенок старшего дошкольного возраста постепенно воспитывает в себе критика.
В ходе решения четвертой задачи были представлены данные исследования детей двух групп. Исходя из полученных данных по результатам диагностики было выяснено, что необходимо провести формирующий этап представленного исследования.
В ходе решения пятой задачи было представлено описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок. Была предложена система занятий по формированию творческих и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе решения шестой задачи был представлен анализ результатов экспериментальной работы. Был отмечен повышенный уровень развития воображения, кроме того, у дошкольников обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии воображения через восприятие сказок старших дошкольников: в группе увеличилось количество детей с высокими показателями развития воображения на 20- 30 % от изначальных показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Сказка как жанр художественной литературы

Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. По мнению О.Н. Лазаревой, В.М. Ворошиловой, Н.А. Волковой, это обусловлено тем, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».
Сказка представляет собой повествовательный фольклорный жанр. В сущности, сказка представляет собой рассказ, который передается из поколения в поколение при помощи устной передачи.
Крупнейшим исследователем и собирателем сказки является А.И. Никифоров. Им была разработана методика собирания сказок и опубликована серия специальных работ, посвященных сказке как форме повествовательного жанра [17; 18].
Так, А.И. Никифоров следящим образом определяет сказку следующим образом: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». В сущности, представленное определение является обобщенным результатом научного понимания сказки [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы