Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности управления взаимодействием с родителями обучающихся центра дополнительного образования в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования специфики управления взаимодействием образовательной организации дополнительного образования и семьи 7
I.1. Сущность взаимодействия образовательной организации и семьи 7
I.2. Специфика управления взаимодействием образовательной организации дополнительного образования и семьи 16
Выводы по первой главе 24
Глава II. Технологический аспект управления взаимодействием ЦДЮТЭ центр «Дружба» и семьи 26
II.1. Анализ специфики управления взаимодействием образовательной организации и семьи в ЦДЮТЭ центр «Дружба» г. Дубны 26
II.2. Разработка технологии управления взаимодействием образовательной организации и семьи 31
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение 1 49
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время в России идёт ста-новление новой системы образования, которая ориентирована на вхожде-ние в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, ко-торый сформировался в нашем обществе за период реформ. Впервые ос-новное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправ-ными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым со-здать единое образовательное пространство, необходимое для полноцен-ного личностного развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образо-вания, а также только после изменения точки зрения на педагога дополни-тельного образования и всю систему дополнительного образования в це-лом.
При введении Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) роль дополнительного образования возраста-ет, так как: во-первых, дополнительное образование изначально ориенти-ровано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возмож-ностей; во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кад-ровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития лично-сти ребенка в соответствии с требованиями ФГОС; в-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требовани-ям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным по-казателям таким учреждениям дополнительного образования.
Сегодня, при всех положительных изменениях, происходящих в обя-зательном образовании, дополнительное образование все же играет второ-степенную роль.
Реализация государственной политики в сфере дополнительного об-разования детей способствовала признанию системы дополнительного об-разования детей неотъемлемой составной частью единого процесса непре-рывного образования.
Актуальность заявленной темы связана с возрастающим интересом исследователей к проблемам современного дополнительного образования детей.
Считаю, что реализация целей и задач дополнительного образования невозможна без взаимодействия с родителями обучающихся центра до-полнительного образования детей и четкой технологии управления этим взаимодействием. Поскольку семья является важнейшим социальным ин-ститутом в развитии каждого ребенка, родители должны принимать актив-ное участие в образовании своих детей, особенно — в дополнительном.
Степень изученности темы. Взаимодействие образовательной орга-низации и семьи – сложная проблема, прошедшая длительное развитие, каждый раз приобретая разный смысл, характеризуясь различными под-ходами к ее решению на разных этапах развития общества. После иссле-дования проблемы взаимодействия с родителями, анализа различных под-ходов к ее решению становится очевидным, что в современной педагогике взаимодействие рассматривается как двигатель педагогического процесса и, в связи с этим, исследуется учеными в историческом [7], дидактическом [3; 26], воспитательном аспектах [1; 12; 25]. Однако, не было обнаружено работ, посвященных исследованию особенностей управления взаимодей-ствием с родителями обучающихся центра дополнительного образования в современных условиях.
Основными источниками для исследования послужил мониторинг системы работы с родителями Центра Дружба. ЦДЮТЭ и других центров дополнительного образования в других городов, включая сайты учрежде-ний, а также труды известных людей.
Объект исследования – процесс управления взаимодействием с ро-дителями обучающихся центра дополнительного образования в современ-ных условиях.
Предмет исследования – особенности управления взаимодействием с родителями обучающихся центра дополнительного образования в со-временных условиях.
Методологические подходы:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– анализ деятельности Муниципального Бюджетного учреждений Дополнительного образования Центр Дружба. Г. Дубна;
– метод конструирования при разработке технологии управления взаимодействием образовательной организации и семьи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей управления взаимодействием с родителями обучающихся центра дополнительного об-разования в современных условиях и разработке проекта управления вза-имодействием образовательной организации и семьи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность взаимодействия образовательной организа-ции и семьи.
2. Специфика управления взаимодействием образовательной органи-зации и семьи.
3. Провести анализ специфики управления взаимодействием образо-вательной организации и семьи в ЦДЮТЭ центр «Дружба» г. Дубны.
4. Разработать технологию управления взаимодействием образова-тельной организации и семьи.
5. Разработать проект «Управление взаимодействием Центра допол-нительного образования с родителями».
Структура работы обусловлена цели исследования и соответствует поставленным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и одного приложения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоб-щена информация относительно управления взаимодействием с родителя-ми обучающихся центра дополнительного образования в современных условиях; теоретически обоснована значимость управления взаимодей-ствием с родителями обучающихся центра дополнительного образования в современных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собран-ный нами материал можно использовать в дальнейших разработках дан-ного вопроса; в разработанной технологии управления взаимодействием с родителями обучающихся центра дополнительного образования в совре-менных; в разработанном проекте управления взаимодействием с родите-лями обучающихся центра дополнительного образования в современных; а также в возможности использования данных технологии и проекта в процессе организации управления взаимодействием с родителями обуча-ющихся центра дополнительного образования в современных в целом и в ЦДЮТЭ центр «Дружба» г. Дубны, в частности.
Заключение:
Система дополнительного образования детей является одной из со-ставляющих сферы образования, что определяет необходимость для педа-гогов дополнительного образования не только учитывать в своей профес-сиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих станов-ление личности, но и по возможности создавать условия для их содержа-тельного партнерства.
В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительно-го образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Взаимодействие педаго-га с родителями учащегося направлено на создание единого воспитатель-ного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного обра-зования должно быть основано на: гуманистическом стиле общения и вза-имодействия; уважительном отношении семьи и учреждения дополнитель-ного образования к ребенку и друг к другу; систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей.
Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, уви-деть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в пони-мании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негатив-ных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосфе-ру взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятель-ность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания де-тей.
Фрагмент текста работы:
Взаимодействие семьи и образовательной организации сегодня ак-тивно изучается во многих странах мира. Налаженная коммуникация меж-ду образовательной организацией и семьей – это важное условие высокой вовлеченности родителей в образовательный процесс, способствующей повышению успеваемости учащихся, оказывающей положительное влия-ние на поведение детей, на самооценку и интерес ребенка к обучению, со-здающей «боевой» настрой у педагогов, помогающий родителям лучше понять собственных детей [33; 34; 35; 36; 37].
В современной философской литературе анализу понятия «взаимо-действие» посвящено сравнительно небольшое количество исследований. Как философская категория, «взаимодействие» определяет наиболее об-щую форму движения и развития, процесс обоюдного влияния субъектов друг на друга; структуру любой системы, свойств присущих ей процессов; проявляется, прежде всего, в целенаправленных связях, взаимной обу-словленности явлений.
К.А. Любицкая и М.А. Шакарова [14] отмечают, что в ходе комму-никации между семьей и образовательной организацией ожидания этих субъектов относительно друг друга не всегда четко определяются и одно-значно выражаются. Часто их коммуникация затрудняется из-за страха пе-дагога перед оценкой родителей, стремления педагогов к сохранению соб-ственной профессиональной автономии, недостаточного количества у них времени и отсутствия поддержки со стороны руководителя учреждения дополнительного образования. Поэтому так важно наладить взаимодей-ствие между образовательной организацией и семьей.
Взаимодействие с точки зрения психологии, как отмечает В.Б. Шапарь, является процессом воздействия социальных объектов (субъек-тов) друг на друга (непосредственного или опосредованного), что порож-дает их взаимную обусловленность [14].
Характеризуя социальное взаимодействие, Г.В. Дворецкая [14] счи-тает его непосредственным контактом между людьми. Это процесс, в рам-ках которого индивиды влияют на поступки и образ мыслей друг друга. Очевидно, существует обоюдное влияние субъектов взаимодействия на формирование личностных новообразований, то есть во время взаимодей-ствия происходят взаимные изменения в субъектах, которые участвуют в этом процессе.
Близким к понятию «взаимодействие» является «совместная деятель-ность». По мнению Т.В. Кравченко, если в первом случае речь идет о вза-имном влиянии субъектов друг на друга, обусловливающим их равномер-ное развитие, то совместная деятельность предусматривает согласованную деятельность для достижения общей цели [11, с. 259].
Принципы, на которых основывается совместная деятельность обра-зовательной организации и семьи, проанализированы Е.Г. Нимаевой [20] и А.Е. Парамоновой [14]. Основные из них следующие: органическая связь деятельности образовательной организации и семьи; сочетание форм ин-дивидуальной, групповой и массовой работы; опора на положительные качества родителей, обучающихся, на положительный опыт в воспитании детей; принцип параллельного действия педагогов на родителей, общества на родителей, родителей на родителей.
Если при взаимодействии невозможно отделить деятельность одного участника от деятельности другого, то во время совместной деятельности субъекты могут действовать разрозненно, однако совокупность их дей-ствий должна обеспечивать достижение общей цели. Итак, прежде всего, взаимодействие является не только оказанием влияния людей друг на дру-га, но также и непосредственной организацией их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность.
По представлениям В.Я. Ляудис [15], взаимодействие всегда состоит из двух компонентов, которыми являются содержание и стиль. Содержа-нием взаимодействия определяется то, по какой причине разворачивается та или иная деятельность. Стиль взаимодействия позволяет определить, как индивид осуществляет взаимодействие с окружающими. В этом случае можем говорить о наличии продуктивного и непродуктивного стилей вза-имодействия.
Продуктивным стилем является плодотворный способ контакта партнеров, который способствует установлению и укреплению отношений, основанных на взаимном доверии, раскрытию личностных потенциалов и достижению высоких результатов совместной деятельности. Непродуктив-ным стилем взаимодействия является бесплодный способ контакта партне-ров, который блокирует реализацию личностных потенциалов и достиже-ния оптимальных результатов совместной деятельности.
Содержание взаимодействия раскрывается, если оно воплощено в определенной совместной деятельности, считает Г.М. Андреева [2]. Взаи-модействие – это элемент общения, фиксирующий как обмен информацией, так и организацию совместных действий, т.е. коммуникация происходит во время совместной деятельности.
Для педагогических исследований взаимодействия характерно соче-тание причинно-следственного и содержательного подходов: прослежива-ется философская трактовка взаимодействия как процесса влияния одних предметов и явлений на другие в определенной сфере деятельности. Так, в педагогическом исследовании, посвященном взаимодействию социальных институтов, В.Д. Семенов определяет взаимодействие как «процесс, кото-рый происходит, по меньшей мере, между двумя системами в определен-ном промежутке времени, когда изменение состояния систем происходит не только согласованно (с одинаковой структурой процесса, повторением его ступеней, может быть обусловлено и похожим общим генезисом си-стем), а взаимообусловлено» [29, с. 46].