Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 7

1.1.
Возрастные особенности развития игровой деятельности. 7

1.2.
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. 14

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   26

2.1.
Исследование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста. 26

2.2.
Содержание опытно-экспериментальной работы по организации сюжетно-ролевой игры
детей. 29

2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ. 50

  

Введение:

 

 

 

Актуальность темы исследования. С
выходом ФГОС ДО, вступившего в силу с 01.01.2014 г., дошкольное образование
включено в систему общего образования как первый уровень [1]. Вследствие этого
с одной стороны ребенок должен быть подготовлен к следующей ступени
образования. С другой стороны, он должен прожить дошкольное детство в
интересной, разнообразной, доступной для него деятельности (игровой;
двигательной, коммуникативной; познавательно-исследовательской; восприятия
художественной литературы; музыкальной; изобразительной; конструктивной;
самообслуживания и элементарной трудовой).

Бесспорно,
что основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования становится
развивающее взаимодействие ребенка
со взрослыми и сверстниками.
Ребенок-дошкольник –
человек играющий, поэтому воспитание и обучение входят в его жизнь через
«ворота детской игры».

В
семье и детском саду осуществляется первичное знакомство с социальными нормами
жизни в обществе, закладываются основы социальных ценностей и идеалов, к которым
будет стремиться растущий ребенок.

Ведущая
роль в обучении дошкольников, принадлежит игровой деятельности. Все стороны
личности ребенка формируются в игре, развиваются его духовные и физические
силы, развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего
процесса социализации личности. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности игры. Сюжетно-ролевые игры являются одним из самых любимых занятий
детей дошкольного возраста. Правильно организованная сюжетно-ролевая игра
способствует эмоциональному развитию ребенка, активному развитию его речи,
интеллекта, воображения и творчества, ребенок становится общительным,
обогащается его кругозор, а также происходит нравственное развитие ребенка. Коммуникативные
умения способствуют раскрытию психологической природы общения. Зарождение
исследуемых навыков и умений формируется именно в дошкольном возрасте.

Анализ
исследований по данной теме.

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников освещали
в своих исследованиях О.В. Панова,
З.М. Богуславская, Р.И.
Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.

Воспитательный и образовательный
потенциал сюжетно-ролевых игр рассматривают в своих работах
А.Р. Аблитарова и Р.Р. Сейтбелялова,  К.В. Ильинова, О.Ю. Логвинова, С.В.
Мещерякова, И.Ю. Кулько,
С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.

Формированию
общения в дошкольном возрасте посвящены многочисленные исследования, таких
авторов, как: А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г.
Рузская, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие.

Часто на практике в условиях дошкольной образовательной
организации (ДОО) мы наблюдаем ряд проблем в руководстве и организации
сюжетно-ролевой игры. Воспитатель предлагает и разучивает с детьми готовые
сюжеты игр, предусмотренные образовательной программой, а также пытается
включить в игру всех детей группы. При такой организации деятельности
дошкольники теряют интерес к игре, не проявляют инициативу и самостоятельность,
не развиваются.

Данные проблемы определили дальнейший ход нашего исследования
— поиск эффективных педагогических условий руководства сюжетно-ролевыми играми
детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Объект исследования: особенности
сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: организация
сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.

Цель
исследования:
раскрыть педагогические возможности
сюжетно-ролевых игр как средства воспитания и развития детей среднего
дошкольного возраста.

Задачи исследования:

рассмотреть возрастные
особенности развития игровой деятельности;


выявить особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте;


провести исследование, направленное на изучение коммуникативных навыков детей среднего
дошкольного возраста;


организовать и провести опытно-экспериментальную работу по организации
сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста;


проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая
игра будет способствовать коррекции поведения дошкольников, если  ее организация основана на смене ролевых
позиций участников игры и учит детей контактному взаимодействию.

Методы исследования.

При написании работы
применялись общенаучные методы: научное наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, частные и
специальные методы:
собственная педагогическая деятельность,
педагогический эксперимент.

База исследования: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №13, Сергиев Посад.

В
состав выборки вошли дети, посещающие среднюю группу. Возраст детей – от 4 до 5
лет. В группе 25 человек.

Значимость работы. Теоретическая значимость
ВКР заключается в уточнении понятий
игровой деятельности детей дошкольного
возраста, в систематизации трактовок
педагогических возможностей
сюжетно-ролевых игр как средства развития детей среднего дошкольного возраста. Практическая
значимость ВКР состоит в возможности применения разработанной системы организации
сюжетно-ролевой игры в средней группе в работе педагогов дошкольного образования.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных
источников.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Проведенное исследование
позволяет сделать ряд выводов

Ведущая роль в обучении дошкольников, принадлежит
игровой деятельности. Все стороны личности ребенка формируются в игре,
развиваются его духовные и физические силы, развиваются коммуникативные умения,
которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности. Этим
объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Ценность
игровой деятельности состоит том, что ей присущи наибольшие резервы для
формирования отношений в детском обществе. Именно сюжетно-ролевая игра
способствует полной активизации общественной жизни детей. В игре как в ведущем
виде деятельности активно формируются, или перестраиваются психические
процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

По нашему мнению, в сюжетно-ролевой игре, во
время ее проведения образуются особенно благоприятные условия для развития
умственных способности детей, так как возникает переход от
наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.

Именно в сюжетно-ролевой игре раскрывается
способность дошкольника создавать целостные системы обобщенных явлений и
образов, при помощи мысленного преобразования.

Именно в сюжетно-ролевой игре дошкольники
отражают окружающее их многообразие и происходят первые контакты со
сверстниками, которые образуют тот фундамент, на котором строится дальнейшее
социальное и нравственное развитие ребенка.

В
сюжетно-ролевой игре дети приобретают возможность действовать с заместителем
предмета, они дают заместителю новое игровое назначение и проводят с ним
действия в соответствии с новым назначением. Именно, поэтому игра – приобретает
особое значение в развитии рефлексивного мышления.

Центральный компонент сюжетно-ролевой игры, это
то, что она обучает принятым в общественным нормам и правилам, демонстрирует
способ поведения в различных ситуациях, следовательно, развивает
коммуникативные способности дошкольников.

Ребенок во время
действия осознает необходимость соблюдать общие правила, т.е. вырабатывается
сознательное подчинение им. При исполнении отведенной ему роли, дошкольник
должен сдерживать свои собственные побуждения, ему приходится поступаться
личными желаниями, и показывать линию поведения, которая является общественно
одобряемой. Сюжетно-ролевые игры строятся на замысле. В этом случае замысел
будет выражать, и демонстрировать результат наблюдения дошкольника за
действительностью, которая его окружает. Чем больше возраст дошкольника, тем
более глубоким и обширным является их опыт, шире круг знаний, и тем большее
значение приобретают правила в игре.

Следовательно,
сюжетно-ролевая игра позволяет не только закрепить имеющиеся у дошкольников
знания, но и это так же есть определенная форма активной познавательной
деятельности. В процессе реализации, которой, под наставлениями воспитателя
дети дошкольного возраста обучаются новыми знаниям, а так же развиваются умения
и навыки различать добро и зло. Дети вынуждены следовать определенным нормам
морали в процессе игры, а так же соотносить свои мысли и взгляды с взглядами
сверстников, поэтому у них приобретается и формируется навыки адекватного и
социально приемлемого поведения, развиваются и укрепляются общие человеческие
важные качества для успешной личности.

Результаты
опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу нашего исследования:
сюжетно-ролевая
игра будет способствовать коррекции поведения дошкольников, если  ее организация основана на смене ролевых
позиций участников игры и учит детей контактному взаимодействию.

Возникновение и развитие сюжетно-ролевой игры у
дошкольников среднего возраста напрямую зависит от их знаний о явлениях и
событиях окружающего мира. Для того чтобы эти знания стали источником игры,
необходимо целенаправленное руководство со стороны взрослого, воспитателя в
условиях дошкольной образовательной организации.

К педагогическим условиям эффективного
руководства сюжетно-­ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста можно
отнести:

            
ценностное отношение педагога к игровой деятельности дошкольников,
включение достаточного времени в режиме дня для проведения таких игр;

    включение в
педагогический процесс проблемных игровых ситуаций;

     
партнерское поведение в ходе игры или наблюдателя, обогащение игрового
опыта детей;

                 
использование приемов придумывания, фантазирования, развертывание
новых сюжетов игры;

     предварительно можно
выслушать желания детей о развитии сюжета игры, дать возможность выбрать роли
самостоятельно;

       
при необходимости корректировать ход игры, неблагоприятные
взаимоотношения и т.д.

При
выполнении данных педагогических условий, самостоятельной детской деятельности
сюжетно-ролевая игра будет выполнять свою развивающую функцию. Профессионально
организованная сюжетно-ролевая игра дает дошкольнику эмоциональное насыщение,
создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и
самооценки. Игра помогает испытать ситуацию успеха, получить признание
сверстников. В игре появляются определенные взаимоотношения, дети начинают оценивать
друг друга, выслушивать мнение другого ребенка. Использование предметных
заместителей дает ему возможность «действовать в уме», решать задачи с
использованием образов.

На основании
изложенного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевой игре принадлежит ведущее
место при воспитании дружного коллектива детей дошкольного возраста и это есть
важнейшая форма при организации их жизни и социальной адаптации.
Сюжетно-ролевая игра, является наиболее активной деятельностью детей, при
которой наиболее проявляется их способность к общительности, а так же
стремление вместе с другими сверстниками осуществлять задуманное. Итак,
сюжетно-ролевая игра есть наиболее эффективное средство для возможности
успешного развития коммуникативных навыков и способностей дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Возрастные особенности развития игровой деятельности

 

В
педагогике и отечественной психологии такое понятие как «игра» представляет
собой деятельность, которая имеет важное значение для развития личности
ребёнка.

Существует
множество определений понятия «игра».

По
мнению С.А.Шмакова, известного воспитателя и педагога, игра – зона
самовоспитания [2, с. 59].

О.В.
Панова рассматривает игру как способ приобщения маленького ребенка к миру
культуры, обучение жизненно важным и необходимым умениям [32, с. 116-118].

Игровая
деятельность отражает реальный мир детей. В игре дети обыгрывают воображаемые
ситуации, в которых отображаются их детские впечатления от окружающего мира.

Детский
психолог А.С. Спиваковская утверждала: «В развитии и порождении детского
воображения заключается величайшая ценность игры» [цит. по: 14, с. 488].

Практически все специалисты признают ценность игры в процессе
детского развития. Именно игра представляется содержательной частью в общении
дошкольников, она влияет на развитие межличностных отношений и коммуникативных
способностей детей. Игра является обязательным видом деятельности детей.
Благодаря игре они обретают свободу действия, свободу игры без принуждения и с
удовольствием. С первых дней жизни ребенок уже проявляет попытки игры с
какими-то погремушками и другими предметами, которые висят над его люлькой. В
игровой деятельности дошкольники приучаются к порядку, учатся соблюдать
правила. В игре дети проявляют все свои лучшие качества (особенно если это игра
со сверстниками). Наблюдается проявление детской увлеченности, активизация
собственных способностей, создание окружения вокруг себя, налаживание
контактов, поиск новых друзей.

Возрастные этапы развития детей характеризуются разными по
содержанию играми, данная закономерность выстраивается в соответствии с общим
характером определенного этапа развития.

1.               
В
игре происходит развитие мотивационно-потребностной сферы: наблюдается
выстраивание иерархии мотивов, где социальным мотивам становится присуще более
важное значение для ребенка, в отличие от личных (соподчинение мотивов).

2.               
Происходит
преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма: ребенком принимается
роль определенного персонажа, героя и т.п., при этом реализуется учет его
поведения, его позиции. На основании этого формируется ориентировка во
взаимоотношениях между людьми, развивается самосознание и самооценка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы