Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности развития воображения старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие воображения как психического процесса 8
1.2 Возрастные особенности развития воображения у детей 15
1.3 Психолого-педагогические условия и средства развития воображения у старших дошкольников 20
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Процедура проведения исследования: цель, задачи, методики 29
2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие воображения у дошкольников. Анализ и оценка их эффективности 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальной проблемой современной психологии и педагогики является развитие воображения детей. К проблеме развития детского воображения детей наука обращалась во все времена, и каждой отдельной эпохе были присущи особые традиционные подходы, приемы и методы. Дошкольный возраст общепризнанно является самым сензитивным периодом для развития воображения, потому что у ребенка еще не сформировано критическое отношение к происходящему, следовательно, тем эффективнее педагогическое воздействие. Слабая критичность мышления способствует активизации воображения ребенка, проявляющемся во всех видах деятельности ребенка, и особенно в игровой.
Работа по проблеме изучения воображения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в современных условиях, когда идет процесс непрерывного преобразования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат, приобретают особую значимость. Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному возрасту, во многом определяющему дальнейшее личностное развитие.
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста актуальна в связи с тем, что данный психический процесс является одним из важнейших компонентов любой формы творческой деятельности и поведения ребенка. Именно в период дошкольного детства закладывается фундамент психического развития ребенка, интенсивно развиваются все психические познавательные процессы, среди которых особое место занимает воображение ребенка, являющееся условием творческого преобразования имеющегося у детей опыта. С позиций личностно ориентированного подхода воображение определяет путь личностного и творческого становления дошкольника.
Проблемами изучения воображения в дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.С. Выготский [9], О.М. Дьяченко [16], А.В. Запорожец [6], С.Л. Рубинштейн [40], Д.Б. Эльконин [51] и др. Л.С. Выготский [9], В.Т. Кудрявцев [28] и др.изучали способность ребенка к воображению как центральный компонент креативности. С самого раннего детства процессы творческого воображения наиболее представлены в сюжетно-ролевых играх детей, являющихся ведущей деятельностью ребенка-дошкольника — А.В. Запорожец [6], Д.Б. Эльконин [51].
Одним из принципов государственной политики в образовании, закрепленным в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (ст. 14) (принят гос. Думой 21 декабря 2012 года. По состоянию на 26 декабря 2012 года), является создание условий для самореализации и самоопределении личности, что является условием свободного ее развития.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет ключевые гарантии прав и законных интересов ребенка, что предусмотрены в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в рамках познавательного развития ставятся задачи развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей, развитие воображения и творческой активности; в рамках речевого развития решаются задачи развития речевого творчества детей; в рамках художественно-эстетического развития решаются задачи реализации самостоятельной творческой деятельности детей в различных видах деятельности. В качестве целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, реализуемым в различных видах деятельности, и прежде всего — в игровой.
На современном этапе происходит активный поиск новых эффективных технологий с целью максимального развития творческого потенциала дошкольников. Противоречия, возникающие между требованиями образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем способностей ребенка создавать что-то новое на основе приобретаемых знаний, до сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы дошкольного обучения основываются на использовании преимущественно репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, в то время как исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой целостного педагогического процесса. Депривация поисковой активности приводит к потере любознательности, способности мыслить, творчески преобразовывать.
Анализ теоретических исследований выявляет ряд противоречий между:
— повышением требований к развитию творческой личности, с развитым активным воображением и необходимостью разработки новых методов и средств его развития;
— имеющимся потенциалом игры и недостаточным ее применением при развитии воображения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выделенного противоречия выявляется проблема исследования: каковы возможности использования игры в развитии воображения детей дошкольного возраста?
Изучением игры занимались такие ученые, как Л.С. Выготский [8,9], А.В. Запорожец [6], Д.Б. Эльконин [51]. Основы творчества в игре освещались О.М. Дьяченко [16], Н.Н. Поддъяковым [48] и др. С позиций личностно ориентированного подхода игра представлена как реальное творческое приобретение социального опыта, поскольку у ребенка не существует другого пути личностного становления, помимо творческого, связанного с развитием воображения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Объект исследования: воображение как психический процесс.
Предмет исследования: процесс развития воображения старших дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в предположении, что процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее успешным, если использовать игру как наиболее эффективное средство.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научно-методической литературы позволил достичь цели исследования и решить поставленные задачи.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития воображения ребенка. Воображение — это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в виде субъективно новых образов, представлений, идей, на основе образов восприятий, памяти.
Особенностями развития воображения дошкольников являются следующие: формирование произвольности воображения в ходе создания, планирования и реализации замыслов; превращение воображения в процесс фантазирования; освоение ребенком приемов создания образов; переход воображения во внутренний план, отсутствие необходимости в наглядных опорах.
Развитие воображения происходит в различных видах деятельности — игровой, продуктивной (изобразительной), конструктивной. Ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра. Для развития воображения дошкольников требуется применение комплекса методов и приемов: наглядные, словесные, наблюдение, тестирование, беседа, изучение продуктов деятельности ребенка. Для развития воображения дошкольников также применяются арттерапевтические методики — рисуночная терапия, изотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, сочинение рассказов, игровая терапия, и т.д.
Исследование осуществлялось в форме педагогического эксперимента и включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе были разработаны критерии и показатели для оценки уровня сформированности воображения у старших дошкольников. По итогам первичной диагностики выявлено, что старшие дошкольники отличаются недостаточной сформированностью воображения. Испытуемые продемонстрировали недостаточную скорость процессов воображения; несформированность оригинальности образов воображения; бедность фантазии; недостаточную проработанность образов. Наличие низкого уровня творческих решений также предопределило необходимость проведения с детьми системы занятий на развитие воображения.
По итогам анализа результатов контрольного эксперимента выявлена положительная динамика в развитии воображения дошкольников, что подтверждает эффективность проведенных мероприятий.
В итоге стали более выраженными, проработанными и оригинальными образы воображения; большей сформированностью отличается детализированность рассказов, что указывает на богатство фантазии у детей. Динамика произошла и в проработанности деталей рассказа — дети при описании главного образа давали множество характеристик. У большинства детей в рассказа присутствовали интересные образы, вызывавшие у окружающих продолжительные эмоциональные реакции.
Таким образом, дети к концу исследования демонстрировали лучшую скорость процессов воображения: быстро придумывали сюжет рассказа, старались придумать что-то новое, необычное, оригинальное, не слышанное ранее, и уже не ограничивались простым пересказом. Богатство фантазии проявлялось в большом количестве используемых образов (предметов, ситуаций и действий) в рассказах детей. Глубина и проработанность образов характеризуется подробностью деталей и характеристик воображаемых образов, занимающих в рассказах ключевое место. Эмоциональность образов воображения отмечается яркостью, привлечением внимания к рассказу, вызывает эмоциональные реакции.
У детей также отмечается положительной динамикой уровень принятия творческих решений, дошкольники в основном ориентировались на установку на преобразование наличного предметного материала. У детей активно развито репродуктивное воображение, проявляется эмоциональная включенность в творческий процесс.
Сравнение показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует об эффективности применявшихся на формирующем этапе коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие воображения детей. Мероприятия, проводимые со старшими дошкольниками, доказали свою эффективность, в итоге стали более выраженными, проработанными и оригинальными образы воображения; повысился уровень принятия творческих решений.
Становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Понятие воображения как психического процесса

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Воображение — это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности [45].
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений [8]. «Воображение, — согласно С.Л. Рубинштейну, — связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [40, с. 118].
«Основной признак процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления» [41].
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, ориентированное на словесную описательную характеристику, означающую условное изображение качественно нового (чертежа, схемы) [4]. Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение [25, с. 87]. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом происходит творческое комбинирование образов при устранении значимости памяти, сменяющейся мышлением, характеризующимся эмоционально окрашенным характером.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, которые опосредуют особенности воображения. Воображение характеризуется совокупностью определенных процессов с элементами наглядности. В качестве обобщения при создании воображаемых образов выступает типизация, являющаяся процессом создания синтетического целостного образа.
В качестве еще одного приема воображения выступает и комбинирование, означающее подбор соответствующих предметов посредством комбинирования с помощью конкретных логических схем, с опорой на имеющийся опыт. Акцентирование служит еще одним способом создания творческих образов, это подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Определенное значение в деятельности воображения имеют приемы реконструкции, агглютинации, гиперболизации, аллегории [30].
В итоге предметно-практическая деятельность является источником операций воображения, своеобразным фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется в ситуации воссоздания представления объекта, наиболее полно соответствующего описанию (чтение и знакомство с известными персонажами). Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Мечта является специфической формой воссоздающего воображения, направленного на самостоятельное создание новых образов. Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух ос¬новных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень актив¬ности, или осознанности.
В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельной детали строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Согласно З. Фрейду, воображение является первичной и изначальной формой детского сознания. Господствующий в раннем детстве принцип удовольствия находит отражение в грезах и фантазиях ребенка. Ученый признает, что до определенного возрастного этапа сознание ребенка освобождено от реальности и ориентировано на удовлетворение его желаний и влечений. Подобной точки зрения придерживался и Ж. Пиаже. Исходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, т.е. воображение. Позднее ребенок начинает адаптироваться к реальности. Воображение качественно отличается от реалистического мышления подсознательностью.
Л.С. Выготский признавал важность усвоения речи в развитии воображения ребенка [8]. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и запоминанию представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрез

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы