Музыкальная педагогика в детских школах искусств Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности развития детского голоса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ОНТОГЕНЕЗЕ 6
ГЛАВА 2. СМЕНА ГОЛОСОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 13
2.1. Мутационный период 13
2.2. Методы работы с детским голосом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сегодня педагогу, обучающему детей пению, очень важно знать основы физиологии детского голоса и особенности его развития по причине того, что голос ребенка обладает до-статочно особенными качествами, которые отличают его от голоса взрос-лого человека. В частности, суть состоит в том, что связки ребенка являют-ся более тонкими, чем вязки взрослого. Именно это обеспечивает особен-ное звучание детских голосов.
Кроме того, примечательным является то, что у детей грудной резо-натор слабо развит, преобладает головной. В соответствии с этим детский голос представляется достаточно легким.
В частности, резонаторы придают детскому звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука голос у детей приобретает несколько низкое звучание. Дети преимущественно поют на фальцете. Их легкие фи-зиологически не объемны, в соответствии с чем простраивается естествен-ная ограниченность силы голоса.
Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков. Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вы-тягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, крове-носные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения могут даже лопнуть.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыха-ние, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пен-ни упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз ранены мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка педагога, которые при пении максимально активны.
Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, свя-занные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные. Очень важно правильно работать с детским голосом, для чего необходимо понимать все процессы, его обуславливающие.
Проблема исследования заключается в особенностях развития дет-ского певческого голоса.
Объект исследования: детский голос.
Предмет исследования: особенности развития детского голоса.
Цель исследования: представить методические особенности разви-тия детского голоса.
Исходя из поставленной цели необходимо сформулировать ряд ис-следовательских задач:
— рассмотреть особенности развития детского голоса;
— изучить мутационный период;
— представить методы работы с детским голосом.
Теоретическая основа исследования. В данной работе были ис-пользованы следующие труды: О.С. Орлова, П.А. Эстрова, А.С. Калмы-кова, Ю.С. Василенко, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Д.Е. Огородного и других исследователей.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема, пред-ставленная в данном исследовании, не является новой и всесторонне иссле-дована различными педагогами и методистами. В частности, мы пользуем-ся методикой Д.Е. Огородного и В.В. Емельянова.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа может являться методическим пособием для педагогов, которые занимают-ся вокалом с детьми.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (методическая разработка).
База исследования:
Структура работы. Исследование состоит из введения, основной ча-сти, состоящей из двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного исследования были решены следующие за-дачи:
— рассмотрены особенности развития детского голоса;
— изучен мутационный период;
— представлены методы работы с детским голосом.
Нами было выяснено, что для полноценного голосообразования необходимо, в первую очередь, учитывать правильное строение и функци-онирование артикуляционного аппарата.
Относительно мутационного периода нами было выяснено, что му-тация голоса – это физиологический процесс, который осуществляется в период переходного возраста, и характеризуется трансформацией в гор-тани. По этой же причине голосовой аппарат также меняется, в частности, происходит небольшое опущение гортани, связки удлиняются, увеличива-ются хрящи. Впоследствии голос становится несколько ниже. Особенности процесса мутации заключаются в том, что гортань я переходном процессе является органом чрезвычайно уязвимым. При этом важно, что женская гортань растет более плавно и подростковом возрасте увеличивается вдвое.
Говоря о методах работы с детским голосом, необходимо обратить внимание на две методики, которые мы полагаем более оптимальными. Это методика Д.Е. Огородного и В.В. Емельянова. Смысл метода Д.Е. Огородного заключается в развитии не только голосовых способностей, но и непосредственно эмоциональных, речевых, в развитии умения чувство-вать форму. Смысл метода В.В. Емельянова заключается в освоении тех-нологии голосообразования и технологической основы эстетической тра-диции академического пения (I-VI уровни). Фонопедические упражнения при этом ориентированы на формирование певческого голосообразова-ния, профилактики его расстройства и стимуляции голосового аппарата.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Голос человека является совершенно уникальным природным даром, врожденным рефлекторным актом, который осознанно развивается всю жизнь. Формирование голоса обусловлено несколькими этапами или фа-зами:
— пренатальная фаза – до рождения;
— младенческая фаза –до 2 лет;
— ранний детский возраст –до 5 лет;
— средний детский возраст –до 9 лет;
позднее детство – от 9 лет до начала переходного возраста;
— ранний взрослый период – 12-15 лет;
— средний взрослый период – 15-18 лет;
— взросление – 19-21 год.
Вокальные данные, как стоит отметить, заложены в каждом от мо-мента рождения, однако, они требуют развития и тренировки. Под руко-водством опытного педагога вокальные данные ребенка будут совершен-ствоваться.
Голос можно рассматривать как любую группу звуков, образован-ную голосовым аппаратом человека (крик, смех, говорение, пение).
Речевое оборудование представляет собой комплекс органов и си-стем, участвующих в формировании речи.
Механизм звукообразования определяется централизованно, это означает то, что центр вокализации находится в коре головного мозга, од-нако же для формирования звука необходима воздушная струя для обес-печения связочной вибрации. Эхолот при этом имеет три периферических деления, связанных и регулируемых корой головного мозга.
Резонатор очень важен для речевых характеристик.
Резонатор можно рассматривать как полое тело, которое заполнено воздухом и имеет выходное отверстие. Стены резонатора колеблются, внушают обертоны и усиливают звук. При этом, сем больше резонатор, тем ниже тоновое звучание голоса. Самым большим резонатором является грудная клетка. Любой голос уникален и индивидуален.
В частности, голосовой звук характеризуется интенсивностью, темб-ром и высотой. Примечательным является то, что высота определяется ча-стотой колебаний голосового органа. Звук выше будет при более частой вибрации.
Тембр является сложным звуковым качеством. В нем имеются: доми-нирующий тон (колебания поверхности голосовых связок), который опре-деляет тон звука и обертонов.
Интенсивность звука, в свою очередь, особенно зависит от амплиту-ды колебаний голосовых связок. То есть, чем больше амплитуда, тем громче будет звук.
При нормальной работе необходимо определить все три характери-стики.
У детей голосовые характеристики сильно отличаются от взрослых. Их голос слабее по интенсивности, так как голосовые связки ребенка ко-леблются не по всей поверхности, а по краям, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые связки у детей короче, чем у взрослых, поэтому голос у детей выше. Система детских резонаторов не так развита, поэтому тембр голоса слабый. Речевые функции созревают в течение длительного времени и ме-няются на протяжении всей жизни. Характер голоса сильно зависит от ак-тивности желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной железы и по-ловых желез).
Наиболее частыми причинами нарушения голоса являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангина (тонзил-лит), острый насморк (ринит), фарингит, гортань (ларингит), трахея (тра-хеит) и бронхи (бронхит). В этом случае речь и пение должны быть пре-кращены до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболева-ний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и за-твердевания организма.
Следует упомянуть несколько этапов развития и становления детско-го голоса:
1. Дошкольный, который длится с рождения и до 7 лет. В течение этого этапа вокальные данные несколько раз изменяются и совершенству-ются. Обычно к концу стадии дошкольник может воспроизводить 5-6 нот. При рождении тембр у девочек и мальчиков одинаков. С каждым годом происходит развитие тембра голоса у детей. Он все больше отличается у мальчика и девочки, в нем появляются вопросительные и восклицательные интонации.
2. Домутационный, который продолжается с дошкольного воз-раста и до 13 лет, то есть до начала периода полового созревания. К концу периода ребенок уже способен расширить диапазон до 12 нот.
3. Мутационный этап, рамки которого могут определяться не-сколькими месяцами или годами, однако, как правило, он длится с 13 до 15 лет. Во время этого периода голосовой аппарат под влиянием эндо-кринной системы изменяется. Причем у мальчиков это происходит быстро и неравномерно, а у девочек – медленно. К концу стадии женская и муж-ская гортань имеют совершенно разное строение. Диапазон у мальчиков сильно колеблется от баса до фальцета. У девочек же колебания незамет-ны: вокал, скорее, не мутирует, а эволюционирует, становясь ниже и при-обретая женские черты.
4. Послемутационный этап – время около двух лет после мутаци-онного периода, ориентировочно до 17 лет. На этой стадии происходит окончательное становление и закрепление вокальных данных, установле-ние индивидуального тембра, силы, его высоты.
М. Маркези писал, что учиться пению не поздно никогда: можно да-же в 60 лет. Различают понятия занятий музыкой и именно вокалом. По-следним рекомендуют начинать заниматься лет с пяти, когда маленький певец уже может осознанно выполнять и понимать просьбу учителя. Одна-ко на уроки музыки можно начинать ходить с 2 или 3 лет. Это будут упражнения, которые помогут малышу научиться слушать и воспринимать мелодию, копировать звуки, шумы, говорить высоким и низким голосом.
Даже если нет цели вырастить оперного или эстрадного певца, музы-кальные упражнения полезны по следующим причинам:
— тренируют правильное дыхание и особенно рекомендованы до-школьникам и школьникам с хроническим бронхитом, бронхиальной аст-мой, частыми ангинами;
— улучшают эмоциональное состояние, настроение;
— прекрасно развивают память и речь.
Но занятия принесут пользу только в том случае, если ребенку дей-ствительно будет интересно, и от занятий вокалом он будет получать удо-вольствие. Вероятно, следует уделять время развитию голоса у детей до-школьного возраста в следующих случаях:
— сын или дочка любит музыку разных стилей и направлений;
— часто поет во время выполнения прочих дел;
— легко запоминает слова песни и поет близко к оригиналу;
— любит внимание и с удовольствием устраивает вам концерты.
Улучшение вокальных данных нужно доверять опытному педагогу, однако дома также можно заниматься с ребенком. То есть, занятия такого плана в любом случае будут полезными.
Необходимо выполнять следующие упражнения на развитие тембра голоса у детей:
• Слушать различные звуки, аудиосказки, классическую музыку;
• Рассказывать стихи от лица разных героев (медведя, мышки, лисы);
• предложить петь с закрытым ртом, то есть напевать мотив;
• пробовать рисовать вокалом, как кистью: когда она поднимает-ся, меняется диапазон;
• играть в игру, когда ребенок говорит тихо, но не переходя на шепот;
• выбрать одинаковые игрушки разного размера, например, машинки, и попросите озвучить обоих: большая говорит более громко и грубо, а маленькая – звонко и тихо.
Эффективным следует считать реализацию вокальных упражнений с целью развития детского голоса. Данный процесс заключается непосред-ственно в распевании несложных народных песенок. При этом их следует выстроить в последовательность в соответствии с музыкальным сопровож-дением. Это будет способствовать постановке правильной артикуляции. Им должно соответствовать музыкальное сопровождение.
Занятия, если они доставляют удовольствие, чрезвычайно полезны как для развития слуха и таланта к пению, так и для решения других про-блем (со здоровьем, общением, замкнутостью). Лучше заниматься в группе с педагогом и другими учениками, однако мама или папа также может уделить внимание развивающим упражнениям и провести время с сыном или дочкой за интересными играми.
Рост носоглотки и придаточных пазух как правило подходит к свое-му завершению к началу переходного возраста, в то время как прочие ор-ганы артикуляционного голосового аппарата заканчивают развиваться вместе с окончанием полового созревания, то есть, приблизительно к два-дцати годам. Продолжает развиваться и далее только гортань, однако, ее рост становится вялотекущим.
Укорочение голосовых складок вместе с узостью просвета гортани в конечном счете приводит к тому, что даже при небольших воспалительных изменениях в гортани у детей могут происходить серьезные стенотические нарушения.
До трехлетнего возраста гортань у мальчиков и девочек одинаковой длины. И уже после трех лет гортань мальчиков становится несколько длиннее, чем гортань у девочек. До семи лет глубина превышает ширину, после чего отмечается усиленный горизонтальный рост. При этом у детей раннего возраста гортань имеет воронкообразную форму. Постепенно происходит переход к цилиндрической форме.
Размеры гортани зависят от пола и возраста, а также от индивиду-альных особенностей человека. Интересно, что у детей гортань располо-жена выше на примерно один-два позвонка.
Физиологами в результате многочисленных исследований было до-казано то, что раздражение рецепторов дыхательных путей током воздуха оказывает существенно влияние на дыхательный центр, который непосред-ственно регулирует процесс дыхания, в частности, глубину, частоту дыха-тельных движений.
Характерное расположение рецепторов в том числе обусловлено возрастными особенностями ребенка.
В частности, у новорожденного имеется много рецепторов, которые разветвляются в слизистой оболочке гортани равномерно и однородны по своей структуре.
В трехмесячном возрасте намечается незначительная концентрация чувствительных окончаний в слизистой надгортанника, при входе в гор-тань и в области черпаловидных хрящей, появляются более сложные фор-мы рецепторов.
У ребенка в возрасте одного года можно четко проследить концен-трацию рецепторов в области первой и второй рефлексогенных зон. При этом третья рефлексогенная зона начинает оформляться только в пять-семь лет, и только к семи годам типологически гортань ребенка начинает напо-минать гортань взрослого человека. Одновременно с формированием ре-флексогенных зон в гортани существенно усложняется и их структура. В частности, в мышцах, суставах, надхрящнице разветвляются чувствитель-ные нервные окончания. Примечательно, что наибольшее количество ре-цепторов располагается в надхрящнице надгортанника и черпаловидных хрящей.
В соответствии с проведенным анализом сказать, что именно так осуществляется механизм фонации у ребенка, который значительным об-разом отличается от процесса голосообразования у взрослого.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы