Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности межличностного общения детей с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1 Понятие межличностного общения в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Развитие межличностного общения в процессе онтогенеза 9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика группы детей с ЗПР 14
1.4 Специфика межличностного общения детей с ЗПР 19
Выводы по главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР 25
2.1. Методы исследования 25
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 26
2.3 Рекомендации по развитию межличностного общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР для психологов 34
Выводы по главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОТНИКОВ 44
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 53
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время существенно выросло внимание к проблеме межличностного общения со стороны философов, социологов, специалистов по психологии и прочих профессионалов. Межличностное общение рассматривается в роли главных критериев становления ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, основного вида деятельности человека, направленного на познание и оценку себя самого при помощи взаимодействия с другими людьми.
В многочисленных исследованиях описаны перемены в психическом развитии детей, которые появляются в первую очередь, в системе отношений и общения с окружающими (взрослыми и сверстниками).
Исследование специфики общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с окружающими имеет огромное значение для понимания своеобразия формирования их психики.
В последнее время сделан ряд исследований, приуроченных к проблеме организации коррекционной работы с детьми с ЗПР в диагностико-коррекционных группах. Изучены условия проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР, однако формирование коммуникативной деятельности детей с ЗПР посвящены единичные работы. В экспериментальном плане вопрос о специфике межличностного общения детей с ЗПР младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками остается слабо изученным.
Для успешного обучения и воспитания детей с ЗПР необходимо развивать имеющиеся у них вероятные возможности в общении. Эта проблема нуждается в углубленном психолого-педагогическом исследовании и практической реализации. Выявление отличительных особенностей развития межличностного общения со взрослыми и сверстниками у детей с ЗПР младшего школьного возраста важно для последующего углубления психолого-педагогического аспекта исследования сущности ЗПР, ее обстоятельств, поиска путей и средств устранения отклонений в развитии данных детей.
На основе существующего противоречия, тема нашего исследования, считается актуальной «Особенности межличностного общения детей с задержкой психического развития».
Цель исследования – изучить особенности межличностного общения детей с задержкой психического развития.
Объект исследования – межличностное общение детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности развития межличностного общения детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования;
2. Выявить особенности развитие межличностного общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
3. Разработать рекомендации по развитию межличностного общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР для психологов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что нарушение темпа интеллектуального развития у детей с задержкой психического развития, их личностного становления отражается на своеобразии формирования их межличностного общения.
В работе были применены следующие методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– экспериментальные методы;
– количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования явились следующие положения:
– труды о единстве познавательных и эмоциональных процессов (Л.И. Божович, Л.C. Выготского, И.П. Воропаева, И.В. Евтушенко);
– положения деятельностного и целостно-системного подходов (Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.).
Специальное изучение детей с задержкой психического развития в отечественной дефектологии началось в 50-е годы XX века и отражено в исследованиях Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.Ф. Мачихиной, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, Н.Ю. Боряковой, И.Ф. Марковской, Н.А. Никашиной, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, М.Н. Фишман и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, разработанные нами рекомендации могут быть применены дефектологами, психологами, педагогами, работающими с детьми с ЗПР.
База исследования: МКОУ «Батуринская СОШ им. М.И.Важенина» в период с сентября по октябрь 2019 года. В эксперименте принимали участие дети с ЗПР, в количестве девяти человек. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста с ЗПР.
Структура итоговой аттестационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками.
Заключение:
Межличностное общение — важное условие психологического становления ребенка. Необходимость в общение рано становится его главный общественной необходимостью. Межличностное общение со сверстниками играет актуальную роль в жизни ребенка. Оно считается условием формирования социальных свойств личности ребенка, проявления и становления начал коллективных отношений детей в детском коллективе
В настоящее время существуют исследования, что проявляют специфики межличностного общения младших школьников с ЗПР, что характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей и по содержанию, и по широте, и по устойчивости. Только к концу младшего школьного возраста складываются предпосылки для перехода к более высокому уровню (появляются рвение к взаимопониманию, предпочтения, связанные с оценкой нравственно-психологических черт персоны друзей, и т. п.).
В экспериментальной группе дети имеют низкий социометрический статус, эмоционально-психологический климат снижен, отмечается высокий уровень конфликтности, общительность, доминирование в группе сверстников, присутствие дружеского отношения.
Уровень межличностного общения у младших школьников вполне возможно увеличить, используя в работе преподавателя разные игры и упражнения, что развивают умения сотрудничества, сформировывают позитивный климат в коллективе.
Таким образом, результатом проведения экспериментального исследования стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по повышению межличностного общения у детей младшего школьного возраста С ЗПР.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие межличностного общения в психолого-педагогической литературе
Общение считается чрезвычайно сложным и трудоемким понятием. Нередко оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных взаимоотношений, достижения единого результата общей работы. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение – это трудоемкий, разносторонний процесс установления и становления контактов между людьми, порождаемый необходимостями в общей работы и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и осознание иного человека[8].
Согласно мнению С.С. Бычкова, общение считается достаточно многогранным действием. Оно представляет из себя и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личного отношения– только один из компонентов, одна из граней этого явления [6].
Общение нацелено на установлении психического контакта между людьми, целью его считается изменение отношения между людьми; установление взаимопонимания, действие на познания, воззрения, отношения, чувства и прочие проявления направленности личности; средством – всевозможные формы самовыражения личности.
В последнее время в науке вместе с понятием «общение» употребляется понятие «коммуникация». В психологии установлены отношения между ними. Коммуникация – более обширное понятие по объему. Т.В. Бойко под коммуникацией понимает – взаимосвязь, взаимодействие двух систем, в процессе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию, а общение представляет передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские познания. В общении могут быть переданы умения и навыки [5].
Специфическим содержанием общения являются отношения и взаимоотношения, что заполняют общение, дают ему своего рода спектр, окрашенность, устанавливает средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, находится в зависимости вся система этого лица.
Межличностные отношения характеризуют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, находится в зависимости эмоциональное благосостояние, удовлетворенность или же неудовлетворенность человека в этой общности. От них находится в зависимости сплоченность группы, коллектива, способность улаживать поставленные задачи. Отсюда вывод:
– отношение – это позиция персоны ко всему, что ее обрамляет и к самому себе;