Клиническая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности личности и самосознания у лиц с аддиктивным поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы личности и самосознания при химических аддикциях 7
1.1. Понятие, виды и формы аддиктивного поведения 7
1.2. Нарушения личности и самосознания у лиц, страдающих химической аддикцией 13
1.3. Применение методов когнитивно-поведенческой терапии в коррекции аддиктивного поведения 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личности и самосознания у лиц с аддиктивным поведением 27
2.1. Цель, задачи и методы исследования 27
2.2. Характеристика испытуемых 28
2.3. Анализ результатов исследования 28
2.4. Рекомендации по коррекции нарушений личности и самосознания у лиц с аддиктивным поведением 36
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список литературы 43
Приложение 47

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изучение нарушений самосознания при психических заболеваниях, в том числе, и различных зависимостях, представляет собой один из наиболее сложных и наименее разработанных разделов клинической психологии и психиатрии. Между тем, процессы самосознания обязательно участвуют в формировании и в механизмах любого психического расстройства и влияют на клинические его проявления и поведение больных и процесс их излечения. Кроме того, проблема изучения самосознания является разработка реабилитационных программ. Особенно актуальной данная проблема является в реабилитации больных с химическими аддикциями, что обусловлено угрожающими темпами распространения их в России и мире. Так, только по данным официальной статистики, в России в 2017 году на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло почти полтора миллиона пациентов с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы, что составляет почти 2% всего трудоспособного населения страны, и 238 тыс. пациентов, страдающих наркотической зависимостью (Российский статистический ежегодник, 2018, с.215). Реальное же количество лиц с химическими аддикциями превышает официальные цифры в 7-8 раз.
В связи с этим проблема исследования аддиктивного поведения и его психологических аспектов является важной и актуальной в современном обществе. Практическое значение изучения данной проблемы заключается в необходимости своевременной профилактики и коррекции зависимого поведения. Социальная значимость проблемы распространения аддикций обусловила разработку множества программ их психопрофилактики. Однако достаточно часто их целью становится изменение поведения человека без обращения к внутриличностным механизмам саморегуляции, что препятствует достижению высоких результатов при их реализации на практике. Программы вторичной профилактики алкоголизма и наркомании, созданные без учета изменений, происходящих в личностной сфере в процессе потребления психически-активных веществ, оказываются малоэффективными вследствие высокой резистентности наркозависимой личности к психологическим воздействиям (П.Д. Шабанов, Р.Р. Гарифуллин). При проведении терапевтических мероприятий у в лиц, страдающих химическими аддикциями, основное внимание уделяется устранению симптомов интоксикации, явлений абстинентного синдрома, стабилизации соматического состояния, при этом коррекции нарушениям личностной сферы уделяется недостаточное внимание. В то же время личностные нарушения являются препятствием в стабилизации ремиссий, приводят к рецидиву заболевания. Это подчеркивает актуальность изучения особенностей личности и самосознания у лиц с аддитивным поведением.
В то же время, особенности личности и самосознания у лиц с аддиктивным поведением могут быть основной мишенью психотерапии в процессе коррекции зависимости. Изучение самосознания, как центрального механизма личностной саморегуляции, у людей, страдающих химическими зависимостями, позволяют подойти к проблеме нарушения их психического функционирования и зависимого поведения с совершенно новых позиций (Грюнталь Н.А., 2002).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, практическими задачами коррекции аддиктивного поведения.
Цель исследования: выявить особенности личности и самосознания людей с аддиктивным поведением (на примере алкогольной зависимости) и на основании полученных данных разработать коррекционную программу, направленную на исправление выявленных особенностей.
Объект исследования: лица с аддиктивным поведением.
Предмет исследования: особенности личности и самосознания у лиц с аддиктивным поведением.
Гипотеза: особенностями личности и самосознания лиц, страдающих алкогольной зависимостью, являются изменение самоотношения (низкий уровень самоуважения и аутосимпатии и высокий уровнем внутренней конфликтности), низкий уровнем ответственности за результаты своей деятельности, преобладание неадаптивных стратегий совладания со стрессом.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических особенностей лиц с аддиктивным поведением на примере алкогольной зависимости.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей личности и самосознания у лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
3. Разработать практические рекомендации по коррекции нарушений личности и самосознания у лиц с аддиктивным поведением.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы), эмпирические методы (беседа, тестирование), методы математической статистики.
Методологической основой исследования явились процессуальный подход к самосознанию личности В.В. Столина и И.И. Чесноковой, позволяющий учитывать внутреннюю динамику развития самосознания, самоотношения и его внутренних составляющих, как детерминант поведения личности, когнитивно-поведенческий подход в психотерапии А. Бека.
Практическое значение исследования состоит в возможности использования полученных результатов в работе по коррекции нарушений личности и самосознания при терапии аддиктивного поведения.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе реабилитационного центра для лиц, страдающих алкогольной зависимостью (г. Москва). В исследовании участвуют 20 мужчин в возрасте 29-45 лет, с диагнозом «Хронический алкоголизм» (F10.2 по МКБ) легкой и средней тяжести, длительность заболевания 5-7 лет, и 20 мужчин того же возраста, не страдающих алкогольной или какой-либо другой зависимостью.
Методики:
1. Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) (автор – Дж. Роттер).
2. Методика диагностики самоотношения личности (МИС) (автор – С.Р. Пантелеев).
3. Методика диагностики способов совладания (WCQ) (авторы – Р. Лазарус и С. Фолкман).
4. Шкала причин потребления алкоголя (опросник AASE).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Аддиктивное поведение – это вид нарушенной адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Аддиктивное поведение необходимо рассматривать в континууме проявлений саморазрушающего поведения как составной части «девиантного образа жизни». Основными нарушениями личности и самосознания у лиц, страдающих химической аддикцией, выступают: деформация Я-концепции; рассогласование самооценки в восприятии реального и идеального Я; наличие акцентуаций характера; развитый дезадаптивный стиль реагирования; разнообразные нарушения механизмов социальной перцепции; игнорирование внутренних конфликтов; снижение критичности и объективности.
Содержание когнитивно-поведенческой терапии в коррекции аддиктивного поведения определяется: реализацией функционального анализа употребления ПАВ; соблюдением принципа осознанности пациентом употребления ПАВ и разработки стратегий, как справиться с тягой; разработкой алгоритмов и копинг-стратегий с моделированием их применения.
По итогам проведения эмпирического исследования были получены следующие выводы: особенностью личности лиц, страдающих алкогольной зависимостью, выступает низкий уровень ответственности за результаты своей деятельности; явные изменение самоотношения в виде сниженного уровня самоуважения и развитого самообвинения; преобладание неадаптивных стратегий совладания со стрессом: дистанцирование, поиск социальной поддержки, бегство – избегание; достоверно более высокие показатели желания употребления алкоголя и более низкие показатели в отношении собственной уверенности в возможном отказе от его употребления.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы личности и самосознания при химических аддикциях

1.1. Понятие, виды и формы аддиктивного поведения
Современная наука понимает под понятием «аддиктивное поведение» разновидность девиантного поведения, которая характеризуется непреодолимой и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными.
Г.В. Старшенбаумом [38] были предложены следующие общие модели формирования аддикций.
Первый тип – нейрофизиологические модели, обеспечивающие развитие зависимости нейродинамическими механизмами. Так, еще в 1975 г. И.П. Анохиной [1] была предложена концепция «общего конечного пути». В соответствии с этой концепцией все психоактивные вещества сначала порождают в организме специфичные сдвиги, разным путям, в конце концов, приводящие к одному и тому же – к переживанию состояния эйфории, представляющее собой состояние «награды».
Э.В. Мельник [25], уточняя концепцию «награды», дополняет ее концепцией активации, в соответствии с которой главным для человека выступает ориентация на достижение «оптимума активации», который гарантирует самую экономную и результативную жизнедеятельность индивида. Седативный, либо активационный эффект воздействия алкоголя, наркотических средств, игры, либо использования сети Интернет существенен для обеспечения дееспособности всей системы в целом.
Второй тип – психологические модели, выводящие развитие зависимости из некоего гипотетического психологического механизма. Например, концепция аддиктивного поведения предложенная Ц.П. Короленко [18] включает в себя идею присутствия общих психологических механизмов, свойственных разным формам зависимости и как фармакологическим, так и нефармакологическим.
С целью понимания патогенеза алкогольной зависимости Б.С. Братусь [4] использует универсальный психологический механизм «сдвига мотива на цель», когда алкоголь, выступающий средством ослабления напряжения и снижения барьеров коммуникации, трансформируется в мотив компенсаторной и иллюзорной деятельности, бегством от реальности в гедонистический мир удовольствия. Происходит перестройка иерархической системы мотивов деятельности, компенсаторная и иллюзорная деятельность трансформируется в ведущую. Следовательно, личностные изменения при алкогольной зависимости базируются не на хроническом токсическом эффекте алкоголя, а на нарушениях иерархии мотивационной сферы личности. Хотя данная модель развития зависимости и является психологической, по мнению Н.П. Бурмаки [7], за ее границы выходит содержательный анализ тех дефицитов и фрустраций, актуально переживаемых личностью и связанных с инфантильными дефицитами отношений на уровне «эго – объект». В свою очередь, это не дает возможность выявить то, каким образом и при помощи каких тактик и стратегий, а так же с помощью каких психотерапевтических вмешательств возможно управление заключенными в алкоголе потребностями.
По мнению Ц.П. Короленко [18], начало развития аддиктивного процесса всегда происходит на уровне эмоций, и выступает проявлением ориентации на эмоциональный комфорт.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы