Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект изучения особенностей формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 5
1.2. Особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Особенности связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 27
2.1. Методы исследования уровня развития монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня 27
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Организация работы по развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня нализ полученных результатов 38
2.4. Сравнительный анализ до и после корригирующего воздействия………….
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 46
Введение:
Актуальность. В условиях современного пространства расширяется сфера и содержание контактов, спектр коммуникативных ролей не только у взрослых и детей школьного возраста, но и у дошкольников. В связи с появлением новых форм опосредованного общения задерживается развитие монологической речи человека, которая отражает умение осмысливать окружающий мир, является средством адекватного самовыражения, тем самым она занимает важное место в его социализации.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие связной речи у детей. Поэтому перед педагогами встает задача овладения эффективными способами развития монологической речи детей.
Эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является художественное слово и художественная литература. Благодаря ее правильному использованию идёт развитие исследовательских навыков, любознательности, дети учатся общаться и с взрослыми, и со своими сверстниками, и это всё ведёт к изменению в лучшую сторону их коммуникативных качеств.
Старший дошкольный возраст – это начало жизненного пути, но уже здесь закладывается первый кирпичик для познавательно-речевой деятельности, для понимания благородства человеческого духа, и уникальности природы. И необходимо, чтобы этот путь был неразрывно связан и озарён ярким солнцем народного творчества.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ОНР – общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента – монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что коррекция связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет более эффективной, если коррекционно-логопедическая работа будет строиться с учетом выявленных в ходе диагностики особенностей монологической речи.
Цель: выявить особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, разработать апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию связной монологической речи у дошкольников.
Задачи исследования:
— изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
— выделить особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
— разработать коррекционно-развивающую программу по развитию связной монологической речи у дошкольников.
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
— эмпирические (наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент);
— биографические (изучение документации; анализ амнестических данных);
— статические (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования:
— теория А.Н. Гвоздева о периодизации развития детской речи в онтогенезе;
— теория Р.Е. Левиной об общем недоразвитии речи у детей;
— теория А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности возраста и этапах становления детской речи;
— онтогенетическая теория Л.С. Выготского;
— принципы единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
— концепция Л.С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений.
Практическая значимость исследования состоит в том, полученные материалы могут быть использованы в методических пособиях, адресованных специалистам, работающими с детьми с общим недоразвитием речи, в практической работе учителя-логопеда, воспитателей, родителей.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 16» КГО, г. Камышлов, Свердловская область. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР III уровня.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Заключение:
В результате теоретического анализа по проблеме нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Речь — это одна из линий развития детей. Благодаря родному языку они входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает нам понять друг друга, формирует убеждения и взгляды, а также оказывает весомую услугу в познании мира, в котором мы живем. Развитие речи также теснейшим образом связано с познавательным и интеллектуальным развитием ребенка, так как у мышления и речи один физиологический источник — это мозг человека. Одним из необходимых условий нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше дети общаются с родителями и близкими людьми, тем качественнее и интенсивнее происходит его речевое развитие.
2) Под монологом подразумевается связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о различных событиях, фактах, явлениях действительности. Монолог — это одна из сложных форм речи, которая нацелена на передачу информации. Монологическая речь имеет отличие в исполнении речевых функций. В ней обобщаются и применяются такие важные компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства. Воспроизведение связного развернутого высказывания требует удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование абсолютно всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. К основным качествам монологической речи необходимо отнести последовательность и связность, логичность и полноту повествования. В монологе выделяется три типа: описание, рассуждение, повествование.
Во второй главе данной работы нами было проведено исследование уровня развития связной монологической речи дошкольников с ОНР III уровня. Работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня развития связной монологической речи дошкольников. Исходя из полученных результатов, стала видна необходимость активной работы в направлении развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Работа по развитию связной монологической речи старших дошкольников включала: обучение пересказу (от лица героя, по ролям, пересказ с элементами драматизации, пересказ по опорным схемам и таблицам); составление рассказов по серии сюжетных картинок; участие в театрализованных играх.
Помимо работы с детьми, параллельно велась работа с их родителями. Организовывались беседы на тему «Развития связной речи детей». Родители делились опытом воспитания детей в семье, а также новинками игрушек. Кроме того, в родительском уголке мы разместили рекомендации с подробным описанием игр, которые способствуют развитию связной речи детей.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня развития связной монологической речи детей. Диагностика проводилась по тем же самым методикам, что использовались нами на констатирующем этапе. Формирующий этап дал следующие результаты: у детей увеличился словарный запас; произношение дошкольников и педагогов стало более четким; у детей появилась выразительная интонация; улучшилась монологическая речь детей; повысился уровень грамматики; детям стало легче рассказывать сказки, пересказывать рассказы, выразительно читать стихи; показатели уровня развития связной речи детей, в целом, стали выше. В результате проведенной работы у детей улучшились показатели. В речи дошкольников произошли изменения, которые стали заметны и родителям, и педагогам. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект изучения особенностей формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Ткаченко Т.А. считает, что к пяти годам современный ребенок должен овладеть абсолютно всей системой родного языка: связно говорить; излагать свои мысли полными предложения, легко строить сложные развернутые предложения; пересказывать без труда сказки и рассказы. Такой малыш может легко воспроизводить многосложные слова, верно произносить все звуки. Словарный запас такого ребенка насчитывает от трех до пяти тысяч слов. Другая картина наблюдается у детей при общем недоразвитии речи [37, с. 21].
По мнению Волосовец Т.В., Горина Н.В., общим недоразвитием речи называют речевое расстройство, при наличии которого у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом отмечается отставание в развитии речи, аграмматизм, скудный запас слов, дефекты фонемообразования и произношения [32].
Р.Е. Левина определила три уровня общего недоразвития речи, первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя [10].
1) Первый уровень. Крайне ограничена речь и средства общения. По своему содержанию активный словарь преимущественно состоит из скудного числа нечетко произносимых слов, звуковых комплексов и звукоподражаний. Широко используются мимика, указательные жесты. Дети пользуются каким-то одним комплексом для обозначения действий, качеств, предметов, жестами и интонацией обозначая разницу значений. В зависимости от ситуации лепетные образования можно расценить в качестве однословных предложений. Дифференцированное обозначение действий и предметов практически отсутствует. Названиями предметов заменяются названия действий (открывать – «древ» (дверь), и наоборот — названия предметов меняют на названия действий (кровать – «пат»). Присуща многозначность используемых слов. Небольшой словарный запас отражает воспринимаемые явления и предметы [24].
Дети в своей речи не используют морфологические элементы для того, чтобы передать грамматических отношений. Больше всего употребляются корневые слова, которые лишены флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, что последовательно воспроизводят ситуацию, обозначаемую ими, с привлечением объясняющих жестов. Абсолютно каждое используемое в подобной «фразе» слово содержит многообразную соотнесенность и вне какой-либо конкретной ситуации не может быть понятно. Если исключить признаки, ориентирующие на ситуацию, дети оказываются неспособными различить формы множественного и единственного числа существительных, формы женского и мужского рода, прошедшего времени глагола, не понимают значение предлогов. Во время восприятия обращенной речи лексическое значение оказывается доминирующим. Звуковая сторона детской речи всегда охарактеризована неопределенностью фонетики. Диффузный характер носит произношение звуков, что обусловливается неустойчивой артикуляцией, а также низкими способностями распознавания их на слух. Количество дефектных звуков намного больше, чем произносимых правильно.