Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности фонетико- фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией 7
1.1 Психологические, лингвистические и психолингвистические подходы к исследованию фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 7
1.2 Современные представления о стертой дизартрии 11
1.3 Особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 16
Глава 2. Исследование фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией 22
2.1 Цель, задачи и организация исследования 22
2.2 Методика диагностики фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 24
2.3 Результаты обследования фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 25
Глава 3. Рекомендации по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией 31
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 45
Введение:
Актуальность исследования. Социальные контакты человека обеспечиваются, прежде всего, с помощью речевого общения, поэтому речь считается одной из его важнейших психической функций. Она обеспечивает как высший уровень регуляции поведения человека, так и всестороннее развитие личности, начиная с раннего возраста. В связи с этим, всякое, более или менее существенное нарушение речевого развития в ребенка приводит не только к трудностям в общении, но и отрицательно воздействует на его общее психическое развитие. Это выявляет актуальность и социальную значимость речевого развития детей н всех этапах дошкольном возраста.
В рамках процесса полноценного овладения речью у ребенка формируется слуховое восприятие, различение и воспроизведение элементов речи, запоминание и сохранение речевых единиц, слуховой и смысловой контроль речи – чужой и собственной и т.д. Успешное усвоение всех вышеуказанных компонентов речевого развития обеспечивается своевременным развитием фонетико-фонематической стороны речи, в первую очередь, фонематического восприятия и звукопроизношения, недоразвитие и нарушение которых существенно осложняют и ограничивают ребенку общение со взрослыми и сверстниками.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в дошкольном возрасте в отногенезе нашло отражение в исследованиях отечественных ученых: А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихеевой, А.В. Миртовой, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичевой и др. Вопросы коррекции звуковых нарушений у дошкольников освещаются в работах Р.Е. Левиной, М.Е. Хватцева, М.А. Александровской, О.В. Правдиной, А.С. Герасимовой, О.С. Жуковой, В.Г. Кузнецовой и др., которыми установлено, что дефекты звукового восприятия и произношения не могут исчезнуть самопроизвольно в процессе роста ребенка, поэтому требуется научно обоснованное, методически грамотное формирование фонетико-фонематической стороны речи, без которой данные нарушения могут приобрести стойкий характер.
Широкая распространенность речевого недоразвития детей дошкольного возраста (P.E. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина и др.) актуализирует организацию дифференцированной работы в отношении фонетико-фонематической стороны речи, с учетом типичных и индивидуальных различий.
К сложным речевым расстройствам, проявляющимся вследствие нарушения центрально-органического генеза, относится дизартрия, наличие которой у детей дошкольного возраста постоянно увеличивается (Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова). Дизартрия является речевым расстройством, проявляющимся в особенных нарушениях фонетико-фонематической стороны речи и требует систематической коррекции. Исследование дизартрических расстройств ведется в контексте несформированности высших психических функций (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, И.А. Филатова); логопедической работы с детьми разных возрастов (О.Г. Приходько, Ф.А. Рау и др.).
Вопросы формирования и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией являются актуальными.
Анализ существующих направлений научных исследований позволяет выделить противоречие между значимостью формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и недостаточным внедрением соответствующих комплексных программ в практику дошкольного образования.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое обоснование путей формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования: речевое развитие детей со стертой дизартрией.
Предмет исследования: фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблематике исследования.
2. Выявить нарушения фонетических и фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
3. Определить содержание и методы формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Провести экспериментальное исследование процесса развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются: научные теории об основных закономерностях формирования и функционирования речи (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); системный подход к анализу речевой деятельности у детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина); психолингвистические исследования закономерностей развития фонетической системы языка (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин, Р.О. Якобсон и др.); научные знания о закономерностях и механизмах звукопроизношения (В.И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, Н.И. Лепская, Л.А. Чистович и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение и систематизация выводов); эмпирические (наблюдение, констатирующий и обучающий эксперимент); статистические (обработка и сравнение полученных результатов).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Структура исследования включает: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Формирование фонетико-фонематической стороны речи является важнейшей логопедической задачей при работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Благодаря этому, ребенок учится узнавать фонемы, понимать смысл звучащего слова, дифференцировать слова, соотносить слова с конкретными, предметами, действиями, явлениями, выделять и понимать фразы в речи других людей, слышать нарушения в собственной и чужой речи.
При теоретическом изучении фонетико-фонематической стороны речи, ее особенностей у детей с дизартрией, а также планировании соответствующей экспериментальной работы, мы опирались на исследования и разработки известных психологов и педагогов, которыми установлено, что несформированность фонетико-фонематической стороны речи отрицательно влияет на качество звукопроизношения дошкольников со стертой дизартрией, которое характеризуется употреблением диффузных звуков, неустойчивой артикуляции, заменами и смешениями звуков и т.д. При несформированном фонематическом восприятии дети нарушают звуковую и слоговую структуру слова, что выражается в пропуске, перестановке, повторении звуков и целых слогов.
Предупреждение и коррекция речевых нарушений в значительной степени обеспечивается опережающим формированием фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. На его основе происходит становление таких важных для ребенка фонематических процессов как фонематические представления и более сложный – фонематический анализ и синтез.
Дошкольники со стертой дизартрией имеют значительные трудности в развитии восприятия и речи, что требует поиска путей повышения эффективности логопедической работы. Особенно актуальными являются игровые упражнения и приемы работы по формированию фонматического восприятия детей во взаимосвязи со слуховым вниманием и памятью.
Для проведения экспериментального исследования была проведена диагностика с дошкольниками 5-6 лет, имеющими диагноз стертая дизартрия. Для изучения состояния фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией подобран комплекс диагностических заданий и разработана балльно-уровневая система оценки результатов обследования.
При исходной диагностике было выявлено преобладание низкого уровня артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией.
Полученные результаты позволяют выстроить процесс работы с дошкольниками со стертой дизартрией по формированию фонетико-фонематической стороны речи. Система логопедической работы включает задания, направленные на развитие слухового внимания и слуховой памяти, игровые упражнения на развитие фонематического восприятия. Параллельно, в этих упражнениях у детей формируются автоматизированные навыки звукопроизношения. Для формирования фонетико-фонематической стороны речи детей подбираются игры, основанные на непосредственной речевой работе. Они дополняются упражнениями артикуляционной гимнастики, связанными с выработкой новых произносительных умений и навыков: на первой стадии у ребенка формируются и закрепляются основные движения, на второй стадии происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется сила, точность правильных движений, отрабатывается их координация.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические основы исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
1.1 Психологические, лингвистические и психолингвистические подходы к исследованию фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Рост числа детей дошкольного возраста с речевыми проблемами постоянно растет, и значительную часть здесь составляют дети, плохо владеющие фонетико-фонематической стороной речи. Полноценный слух при этом не компенсирует недоразвития, например, фонематического восприятия. Именно такие дети составляют основную группу риска при начале школьного обучения.
При нормальном развитии речи, формирование ее фонетико-фонематической стороны осуществляется в двух детерминированных направлениях: усвоение движений и позиций органов речи, необходимых для произношения (артикуляция звуков) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения [47].
И при восприятии, и при произношении дифференциация звуков происходит на основе выделения сигнальных признаков, которые четко отделены от не имеющих фонематического значения. Как только у ребенка возникают затруднения в звуковом дифференцировании, появляется замена одного звука другим и нарушение звуков при произношении.
В основе слухового дифференцирования лежит действие фонематического слуха. Г.С. Волкова раскрывает содержание феномена фонематического слуха через тонкую систематизацию, благодаря которой появляется способность к различению и узнаванию фонем, составляющих «звуковую оболочку слова» [11].
В данном определении выявляется единство различения, дифференциации фонем, фонематических представлений и фонематического анализа и синтеза.