Особенности библиотечной работы с читателями младшего школьного возраста Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Особенности библиотечной работы с читателями младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 8
1.2. Цели и задачи работы библиотек с детьми младшего школьного
возраста 16
1.3. Содержание и значение работы библиотек с детьми младшего школьного возраста 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МБУК «МБС» ИДРИНСКОГО РАЙОНА МАЙСКАЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА 31
2.1. Современное состояние и структура МБУК «МБС» Идринского района Майская поселенческая библиотека 31
2.2. Организация работы с детьми младшего школьного возраста в МБУК «МБС» Идринского района Майская поселенческая библиотека 32
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

  

Введение:

 

Актуальность темы. В нашей стране чтение всегда рассматривалось как важнейшее средство воспитания молодого поколения. В современном мире чтение является способом освоения необходимой информации, позволяющей постигать социально значимый опыт, многообразие культуры страны, профессиональные знания, усваивать необходимые мировоззренческие представления.
В последние годы в России наблюдается процесс падения уровня грамотности и читательской культуры населения. В результате серьезных перемен в жизни общества, произошедших за последние двадцать лет, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменились. Особенно остро стоит вопрос в области детского чтения. Современное поколение мало читает, меняется репертуар, длительность, способы чтения детей.
Библиотечное обслуживание детей вносит огромный вклад в развитие личности ребенка. Детская библиотека воспроизводит и поддерживает саму культуру через востребованность культурно-значимой информации, формирует эту потребность.
Библиотеки сегодня – это центры общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования юных читателей.
В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям. Активно используются, совмещаются инновационные и традиционные формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс чтения.
Степень изученности проблемы. На формирование идей создания детской библиотеки, руководства чтением детей в библиотеке и в семье существенное влияние оказали работы по библиографии детской литературы – указатели Ф.Г. Толля (1869 г.), А.Е. Флерова (1905 г.), М.В. Соболева (1903 г.) и другие издания» .
Обобщение опыта деятельности первых детских библиотек в России нашло отражение в трудах А.К. Покровской, А.Е. Королькова, Л.Б. Хавкиной . Большой вклад в организацию детской библиотеки, руководство детским чтением внесла Н. К. Крупская .
Проблемы детской библиотеки, направления ее развития, содержания деятельности в разные исторические периоды освещали В.А. Зеленко, Н.А. Херсонская, Н.Е. Добрынина, Г.А. Иванова, Н.В. Бубекина, О.Л. Кабачек, В.П. Чудинова, Н.В. Степанова, Н.В. Фомина, Е.И. Голубева, Н.Г. Малахова, Е.А. Колосова и др.
Вопросы методической деятельности детской библиотеки интенсивно изучаются учеными-библиотековедами и библиотечными специалистами. Можно отметить, например учебно-методическое пособие Н.П. Опариной, рассматривающее использование игровых форм в работе детских библиотек , словарь составленный О.Л. Кабачек по проблематике современных форм и методов работы с детьми .
Проблемы практики и технологий применения современных форм продвижения чтения и книги в деятельности детских библиотек рассматриваются в библиотековедческой научной периодике. В качестве примера выделим статьи Л.И. Васильевой «О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке» , Т.М. Плохотиной «Новое блюдо библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке» , где излагается практика и техника применения современных форм продвижения чтения и книги.
Отдельно необходимо отметить сборник Российской государственной детской библиотеки «Проекты детских библиотек России в поддержку чтения» , где собраны материалы о проектах детских библиотек России. Сборник важен еще и тем, что в нем собран уникальный опыт Российских библиотек, подведены итоги реализации проектов.
Наиболее оперативную информацию о практике применения методов работы с детьми и подростками можно получить из статей таких журналов как «Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации» , «Библиотечное дело»10, «Школьная библиотека» , где библиотекари делятся с опытом работы в детских библиотеках России.
Объектом исследования является Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красноярский край Идринский район.
Предметом исследования являются организация, основные направления и методы работы с младшими школьниками в МБУ «МБС Идринского района Майская поселенческая библиотека».
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть и проанализировать систему работы с младшими школьниками МБС Идринского района Майская поселенческая библиотека.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог работы, можно сделать следующий вывод. Современные дети и подростки входят в мир не через книгу, а посредством аудиовизуальных и электронных средств получения информации. Это связано не только с развитием технического прогресса, но и с определенным падением авторитета и роли основных институтов воспитания читательской культуры – семьи, школы, библиотеки. Все три института должны взаимодействовать друг с другом, чтобы активно бороться с возникающими проблемами.
В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все более очевидным при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками.
Чтение оказывает огромное влияние на познавательную деятельность подрастающего поколения. Происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания, расширяется художественный кругозор.
Пример деятельности МБУК «МБС» Идринского района Майская поселенческая библиотека служит наглядным свидетельством значимости и важности работы современной библиотеки с младшими школьниками; показывает широту методического арсенала форм и методов такой работы; разнообразие мероприятий, призванных воспитывать в юных читателях любовь к книге и чтению, стремление к знаниям, и через это – к воспитанию таких важных качеств как потребность в постоянном самосовершенствовании, умение сделать правильный выбор, интерес и любовь к родному краю, к обществу и его культурным и нравственным традициям.
Библиотекари, привлекая младших школьников в библиотеку, пользуются такими формами работы с юной читательской аудиторией, как книжные выставки, литературные игры, викторины, сказки эстафеты, исторические марафоны, музыкальные ринги, различные конкурсы и многими другими, позволяющими привлечь учащихся к активной творчески воспроизводящей деятельности.
Работа разнообразных клубов и кружков в библиотеке стимулирует и активизирует у детей интерес к чтению, развивает самостоятельность их работы с книгой.
Со всей очевидностью можно сделать вывод о том, что работа районной библиотеки и ее сельских филиалов в Зырянском районе Томской области вносит свой существенный вклад в решение проблемы детского чтения, в воспитание достойных граждан своей страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

В разные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1. Склонность к игре. С помощью игр ребенок сам получает знания об общепринятом поведении. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости;
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий;
3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом;
4. Также может быть противоречие между тем, как нужно, и практическим применением;
5. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
С древних времен люди понимали взаимосвязь возраста и физического, умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического, социального.
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Часто при решении своих проблем учащиеся используют наработанный опыт.
Для правильного управления процессами развития появилась необходимость классифицировать периоды человеческой жизни. В данной работе акцентируется внимание на периодизации Л. И. Петровой:
– младенческий возраст (0 – 1 года);
– ранний возраст (1 – 2 года);
– дошкольный возраст (3 – 6 лет);
– младший школьный возраст (7 – 11 лет);
– средний школьный возраст (12 – 15 лет);
– старший школьный возраст (16 – 18 лет).
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что возрастные границы мобильны и меняются в зависимости от биологической и социальной обусловленности развития ребенка. Другими словами, точные границы возрастной периодизации не установлены.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы