Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Организация работы с гиперактивным ребенком в ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Понятие «гиперактивность» в педагогике 5
1.2 Медико-психолого-педагогические проблемы обучения детей дошкольного возраста с гиперактивностью 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ 18
2.1 Система занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста 18
2.2 Рекомендации воспитателям, работающим с гиперактивными детьми 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение:
В настоящее время существует тенденция к увеличению детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство малышей эмоциональные, импульсивные, подвижные, но при этом они могут внимательно слушать взрослого и выполнять его указания. Однако с гиперактивными детьми трудно наладить контакт просто потому, что они движутся постоянно, внимание их рассеяно, они импульсивны и непослушны. Большинству гиперактивных детей свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, они имеют проблемы в сфере взаимоотношений и учебной деятельности.
Окружение не понимает таких детей, поэтому у них формируют тяжелую для коррекции модель агрессивного защитного поведения, что приводит к дезадаптации в коллективе сверстников. Проведенные научные исследования доказывают, что нельзя обвинять гиперактивного ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет»).
Необходимо понять, что проблемы с обучением и воспитанием является результатом изменения биохимической активности мозговых структур (хочет, пытается, но не может).
Поэтому практические психологи, педагоги, медицинские работники и родители должны помочь в решении этой актуальной проблемы. Ведь в их арсенале имеется достаточное количество игр и упражнений, направленных на развитие произвольных процессов и свойств внимания. Соревновательные игры формируют у детей положительную мотивацию на овладение своего поведения, помогают адаптироваться, снижают гиперактивность.
Подбирая игры, следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей: неумение долго подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В игре такому ребенку трудно придерживаться своей очереди и учитывать интересы других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать нужно с индивидуальной работы, затем привлечь к работе в малых группах, и только после этого переходить к коллективным играм. Начинать подобную работу нужно непосредственно воспитателю и психологу детского сада. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – гиперактивные дети.
Предмет – гиперактивные дошкольники.
Цель – выявить особенности работы с гиперактивными детьми в ДОУ.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) дать понятие гиперактивности;
2) выявить медико-психолого-педагогические проблемы обучения детей дошкольного возраста с гиперактивностью;
3) разработать систему занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста;
4) разработать рекомендации воспитателям, работающим с гиперактивными детьми;
5) сделать выводы.
Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности воспитателям и психологам, работающим с гиперактивными дошкольниками.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому анализу гиперактивности детей. Во второй главе представлена разработанная система занятий с гиперактивными дошкольниками и даны рекомендации воспитателям.
Заключение:
Гиперактивные дети отличаются особой неусидчивостью, невнимательностью, рассеянностью, быстрой умственной утомляемостью (хотя физически активными остаются довольно-таки продолжительное время). Исследования показали, что гиперактивностью мальчики страдают чаще, чем девочки. Это может быть связано с особенностями строения и развития головного мозга, воспитания, а также особенностью мальчиков более чутко реагировать на патологии беременности.
Говоря о процессе воспитания и обучения ребенка с гиперактивностью, современным воспитателям необходимо соблюдать принцип индивидуализации, поскольку такой ребенок растет и воспитывается в коллективе. В первую очередь важно учитывать отсутствие интереса ребенка к учебе, особый стиль умственной деятельности наряду с несформированностью отдельных психических структур.
Программа коррекции гиперактивности должна направляться на работу с основными признаками, среди которых гиперактивность, импульсивность и нарушение внимания. Помимо того, важно брать в расчет и вторичные признаки, например, нарушения эмоциональной сферы и межличностного общения, нарушения поведения, а иногда и координации ребенка с гиперактивностью. Все это обуславливает длительность и кропотливость процесса коррекционной работы.
Учитывая особенности гиперактивных детей, нами была разработана специальная система занятий для воспитателей ДОУ. Разработанная система занятий рассчитана на детей возрастом 6-7 лет. Оптимальное количество участников группы: 4-6 человек.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных детей могут входить импульсивные, рассеянные дети и один обычный ребенок, который станет примером для подражания.
При соблюдении режима проведения – 1 занятие в неделю – цикл рассчитан на 3,5 месяца. Время каждого занятия – 30 мин. Программа содержит 17 занятий.
Ожидаемый результат: умение управлять своим поведением, независимость от внешних травматических ситуаций, снижение двигательная активность.
Как уже говорилось выше работа с гиперактивными детьми должна быть комплексной. А потому одной системы занятий недостаточно, чтобы подготовить этих детей к школе. В связи с этим мы разработали методические рекомендации воспитателям, работающим с гиперактивными детьми.
Придерживаясь данных рекомендаций можно установить контакт с гиперактивным ребенком и уменьшить проявления данного симптома.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «гиперактивность» в педагогике
Под гиперактивностью принято понимать слишком беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.
Врачи считают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами [4].
Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Пики проявления гиперактивности совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От детей требуется умение концентрировать внимание на длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 5 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10% [7]. Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?
Причины могут быть следующие: большая ранимость мозга плода мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, на девочек больше влияют нормы социального поведения, с детства внушают им послушание. В качестве разрядки девочка может просто поплакать, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
Гиперактивному ребенку трудно долго сидеть неподвижно, а не возиться, не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к незаконченной работы, но опять что-то постороннее привлекает его внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается [10].
Часто ребенок заинтересована, но не последователен в своем интересе. Он все слушает, выполняет, но по неорганизованности действий его знания не формируются в опыт. Рассуждения, выводы поверхностные, поскольку познавательный интерес удовлетворяется первой услышанной информацией без попытки осмыслить значение описываемого явления или понятия.
Ребенок часто действует, не задумываясь о последствиях. Плохого в себе не замечает, наказании за него незаслуженное несправедливость. Часто обижается, но об обидах быстро забывают. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников. У них плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Они часто являются источником различных конфликтов, драк и просто недоразумений. Исследования польских ученых свидетельствуют о том, что двигательная активность этих детей на 25-30% выше нормы [15].
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 – 15 минут, а затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут сохранять умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.
В зрелом возрасте признаки гиперактивности исчезают только у 30% таких детей, но по сравнению с другими людьми большинство из них все еще испытывают трудности в сфере межличностных и профессиональных взаимоотношений [13].
Рассмотрим основные причины возникновения гиперактивности.
Генетические. По исследованиям в 10 – 15% родителей гиперактивных детей наблюдались в детстве такие особенности поведения, и у их ребенка,
Учеными-генетиками были найдены несколько генов, связанных с симптомами гиперактивности. Но поиски конкретного гена, который вызывает расстройство поведения и внимания, пока не дали результата. Ученые генетики считают, что надо провести еще много исследований, чтобы уверенно определить роль генетического фактора.
Биологические. Причина в неблагоприятных факторах, сопровождающих беременность и роды, приводит к нарушению определенных функций мозга. Группу риска составляют дети, родившиеся после кесарева сечения, тяжелых патологических родов, недоношенные, на искусственном кормлении, перенесших инфекционные болезни на первом году жизни.
Социально-психологические. В некоторых случаях гиперактивность может быть результатом завышенных требований родителей, которых дети не могут выполнить через свои природные способности или из-за переутомления. В таких случаях родители должны снизить нагрузку на ребенка, уменьшить свои требования.
Иногда гиперактивность может быть реакцией ребенка на психическую травму, например, на ссоры родителей или их развод, плохое отношение к нему в семье, в саду или школе, конфликт с членами (членом) семьи или воспитателем (учителем).
Неправильное питание. Существует связь между трудностями в концентрации внимания у детей и присутствия химических добавок в обработанной пищи. Как показали исследования, искусственные красители, консерванты ухудшают поведение ребенка, а их отсутствие – улучшает. Поэтому никаких сосисок, консервированного мяса и рыбы, содержащих значительное количество пищевых добавок; сладких напитков, которые тонизируют.
Не давайте детям чай, шоколад, какао, кофе, пепси, продукты, содержащие кофеин. Меньше ребенку нужна дополнительная стимуляция. Не рекомендуются также щавель, шпинат, зеленый горошек, печень, избыток жиров, жареные, острые блюда, крепкий бульон. Ограничьте сахар в пище, в том числе мед. Врачи считают, что сахар стимулирует гиперактивность. Соки лучше пить, разбавляя их наполовину водой. В рацион ребенка должны входить фрукты, овощи, мясо, молоко, рыба. Полезные продукты увеличивают сопротивляемость ребенка простудам, ангине, отите [14].
Таким образом, гиперактивные дети отличаются особой неусидчивостью, невнимательностью, рассеянностью, быстрой умственной утомляемостью (хотя физически активными остаются довольно-таки продолжительное время). Исследования показали, что гиперактивностью мальчики страдают чаще, чем девочки. Это может быть связано с особенностями строения и развития головного мозга, воспитания, а также особенностью мальчиков более чутко реагировать на патологии беременности.
1.2 Медико-психолого-педагогические проблемы обучения детей дошкольного возраста с гиперактивностью
В современных представлениях гиперактивность выступает как этиологически гетерогенная группа нарушения поведения у ребенка старше пяти лет, при котором характерно нарушение внимания, что в свою очередь оказывает влияние на дальнейшую неуспеваемость в школе, развитие антисоциального поведения и в итоге – снижение качества жизни [12]. Отмечается, что гиперактивность считается одним из наиболее встречаемых психических отклонений, который возникает у 5% детей, причем у мальчиков в три раза чаще девочек. А это указывает на тот факт, что практически в каждом классе будет один ребенок, нуждающийся в лечении такого заболевания [10].
Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения СДВГ, а именно:
— гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания (одна из наиболее частых форм);
— преобладание нарушения внимания, при наличии у ребенка невроза и невротического состояния, затрудняющие диагностику;
— преобладание гиперактивности (наиболее редкая форма).
Причинами появления такого поведения у детей является нехватка определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга. Также следует учитывать, что, как мы уже говорили выше, гиперактивность считается семейным заболеванием, поскольку каждый ребенок с таким диагнозом имеет хотя бы одного родственника с этой проблемой, что говорит о генетической природе заболевания [6].
Данная проблема достаточно актуальна, поскольку подобный диагноз встречается гораздо чаще сегодня. Это не связно с ростом количества детей с гиперактивностью, а скорее зависит от того, что развито информирование о заболевании, позволяя родителями и педагогам диагностировать его и заняться коррекцией.
Диагностика гиперактивности предполагает комплексный подход, который заключается в получении объективных количественных показателей заболевания, основываясь на применении соответствующих клинических, психологических и нейрофизиологических методов диагностики.
Сегодня имеются различные мнения на счет причин появления гиперактивности. Представления современных исследователей говорят о том, что этиология синдрома гиперактивности генетически опосредована в 40-70% случаев.
Так же определено, что, по сути, заболевание можно считать полиэтиологичным и полипатогенетическим. В его основе лежат морфометрические особенности центральной нервной системы и поражения префронтально-стриато-таламокортикальных структур [5].
Некоторые исследователи, среди которых Б. Кадесоо и С. Гиллберг, говорят о том, что в патологический процесс включаются также нисходящие проекции катехоламинергических и серотининергических нейронов [15].
Данные отечественных исследователей, таких как И.П. Брязгунов, так же подтверждают, что биохимический субстрат патогенеза данного синдрома заключается в нарушениях катехоламинового обмена и обмена глюкозы в организме. Молекулярная генетика установила мутацию генов, отвечающих за дофаминовый обмен, а также фиксирует изменения распределения нейротрансмиттеров в определенных участках мозга [2].
Среди медицинских факторов в первую очередь определяется наличие в период беременности у матери вредных привычек. На развитие такого заболевания так же могут повлиять факторы недоношенности, морфофункциональной незрелости, задержка внутриутробного развития, резус-конфликт матери и ребенка, кровоизлияния в мозг и т.п.
Что касается постнатальных эндогенных факторов, вызывать заболевание может нарушенная функция щитовидной железы или других эндокринных органов, а в экзогенных факторах выделяется искусственное вскармливание, чрезмерное потребление сахара, продуктов, которые содержат красители и консерванты [7].
Психологические исследования говорят о том, что имеется воздействие со стороны среды ребенка, однако называют его вторичным. При этом на сегодняшний день недостаточно изучена проблема влияния отдельных социальных факторов на развитие гиперактивности. Среди сторонников психической природы возникновения данного заболевания существует мнение, что причинами его появления являются специфические паттерны семейного воспитания, эмоциональные сложности в отношениях с родителями, воспитание в детских домах и т.п. (Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова) [1].
По данным Э. Мэш, у 50% родителей, дети которых страдают гиперактивностью, в детские годы отмечались такие же симптомы. Однако зачастую в таких семьях помимо этого были другие психологические проблемы, среди которых злоупотребление алкоголя, наличие асоциальной психопатии, аффективного расстройства и т.п. [8]
Ю.С. Шевченко говорит о том, что избыточное количество углеводов в организме ребенка также может выступать как фактор, способствующий появлению заболевания. Помимо этого, исследователь называет среди факторов усиления болезни избыточное образование солей, которые оказывают сильное влияние на возбудимость ребенка [13].
Что касается психологических причин появления гиперактивности, то среди них в первую очередь выделяется воспитание в семьях высокого социального риска, поскольку педагогическая запущенность ребенка приводит к его отставанию в психическом развитии. Среди причин гиперактивности детей Е.В. Григорьева называет неудовлетворенность детей в общении с близкими людьми и отсутствие у них эмоционального контакта, либо наоборот, чрезмерных контроль матери, который приводит к недоразвитию у детей чувства независимости и отсутствию самостоятельности [3].
Выявить гиперактивность при обычном неврологическом обследовании невозможно, поскольку обнаружение очагов патологической активности в коре головного мозга возможно только посредством проведения электроэнцифалограммы.
Следует отметить, что проявления гиперактивности могут наблюдаться у детей с первых дней жизни. Так, ребенку характерно повышение мышечного тонуса, чрезмерная чувствительность по отношению к внешним раздражителям, плохой сон и возбудимость в период бодрствования. К четырем годам отчетливо начинает прослеживаться неспособность ребенка к сосредоточенному занятию, которое требует даже минимального уровня производственной деятельности [9].
Отличительной характеристикой ребенка-дошкольника с гиперактивностью является наличие любопытства, но отсутствие любознательности. Такой ребенок может все слушать, трогать и пробовать, но беспорядочные сенсомоторные акты не становятся необходимым опытом. Такой ребенок имеет поверхностный уровень знаний, рассуждений и умозаключений, он не старается постигать суть объектов действительности, что приводит к минимальному уровню представлений о предметах и явлениях, упрощенному пониманию особенностей построения социальных и межличностных отношений [14].
В портрете ребенка с гиперактивностью можно проследить его предпочтение к шумным и подвижным играм, поскольку ему трудно сидеть на месте даже в процессе приема пищи. Руки ребенка так же находятся в постоянном движении, он может что-то рвать, ломать, вертеть и т.п. Ему свойственна растерянность, отсутствие понимания последствий своих действий, проявления агрессивности. Такого ребенка можно назвать самым шумным в коллективе, он часто ссориться, но сразу же забывает об обидах.
Чрезмерная двигательная расторможенность ребенка приводит к проявлениям утомления, которое отличается от взрослого, поскольку основывается на перевозбуждении и слабом его контроле. Среди признаков ребенка с СДВГ можно назвать следующие: постоянное ерзание, проявление признаков беспокойства, плохой сон, говорливость.
Важным моментом в портрете ребенка с гиперактивностью выделяется его неспособность удерживать внимание на чем-то в течении определенного отрезка времени, поскольку его произвольное внимание, зависящее от мотивации, не имеет достаточного уровня развития.
Такие дети отличаются непоследовательностью, отсутствием внимание, когда к ним обращаются, проявлением трудностей в организации, забывчивости, избегания умственных заданий, неумением тормозить собственные непосредственные побуждения, отсутствие подчинения правилам и т.п.
Среди характерных черт умственной деятельности ребенка с гиперактивностью выделяется цикличность. Мозг может продуктивно работать 5-15 минут, а после около 3-7 минут накапливать энергию для следующего цикла. В такие моменты накопления энергии дети могут совершать какие-то действия и не помнить об этом, не слушать педагогов или родителей.
В результате нарушения поведения, часто такой ребенок остается непринятым в коллективе сверстников, что в свою очередь приводит к появлению антисоциальных наклонностей, ожесточения и агрессии [11].
Постановка диагноза СДВГ основывается на медицинских показателях, однако специалисты сходятся во мнении, что диагностический процесс выходит за рамки только медицинской диагностики, поэтому требует получение информации из нескольких источников разных специалистов, среди которых так же и психологи.
Сегодня диагностика гиперактивности опирается на клинические критерии, а для его подтверждения нет специальных тестов или маркеров, которые основываются на использовании современных психологических или нейрофизиологических методов. Критериями диагностики являются следующие:
1. Особенности поведения. Проявление синдрома возникает до 8 лет и обнаруживается как минимум в двух сферах деятельности. Поведение не определяется психическими расстройствами, однако вызывают существенный психологический дискомфорт, нарушая тем самым адаптацию ребенка.
— Невнимательность, проявляемая в неспособности выполнять задание без ошибок, которая вызывается отсутствием возможности сосредоточиться на деталях, отсутствии способности вслушиваться в обращенную к ним речь, выполнять работу до конца, организовывать свою деятельность. Помимо того, невнимательность проявляется в отказах от работы, которая требует усидчивости, потере предметов, которые нужны для выполнения задания, постоянная забывчивость и отстраненность от занятий.
— Гиперактивность проявляется в суетливости, невозможности спокойно сидеть на месте, постоянному вскакиванию с места без разрешения, бесцельном бегании и ерзании, отсутствии спокойных игр и отдыха.
— Импульсивность проявляется в том, что ребенок зачастую выкрикивает, не дослушав вопрос, не дожидается своей очереди и т.п.
При этом следует отметить, что диагноз гиперактивность будет обоснованным только в том случае, если у ребенка симптомы обладают высокой степенью выраженности, они постоянны и сочетаются друг с другом. Что же касается отдельных или временных проявлений в поведении ребенка, которые обнаруживает родитель, то они не могут становиться основой для постановки такого диагноза, несмотря на все сходство с проявлениями, характерными гиперактивности.
Гиперактивность следует разграничивать с нормальной, свойственной многим детям высокой двигательной активностью. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: дети не склонны уделять внимание тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут, почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
В процессе клинического обследования берут во внимания основные симптомы заболевания и учитывают так же проявления коморбидных расстройств. С этой целью используются такие методы:
1. Клиническое обследование.
2. Наблюдение за поведением ребенка.
3. Заполнение опросников и анкет.
4. Получения информации от педагогов и школьных психологов.
5. Исследование неврологического статуса.
6. Психологическое обследование вместе с использованием психометрических и нейропсихологических методов [4].
Важным моментом в диагностике синдрома является исключение соматических заболеваний, которые сопровождаются церебрастеническими симптомами, а также побочных явлений от проведения лекарственной терапии. Постановке правильному диагнозу могут также помещать эндокринные заболевания, эпилепсия или сенсоневральная тугоухость. Поэтому нужно учитывать множество факторов при проведении диагностики гиперактвиности у ребенка [11].
В лечении гиперактивности используются принципы модификации поведения, а также дифференцированные стратегии обучения. В ряде стран довольно широко применяются фармакологические средства, относящиеся к стимуляторам ЦНС. Из немедикаментозных методов лечения, помимо методов психотерапии, используется метод биологической обратной связи, а также методы диетотерапии. Адекватное лечение гиперактивности (атомоксетин) способствует нормализации поведенческого паттерна пациентов и их академической успеваемости [14]. С возрастом проявления гиперактивности могут частично нивелироваться и/или трансформироваться, не исчезая полностью даже по достижении совершеннолетия.
Схему лечения всегда подбирает врач. Как правило, это комбинированное лечение: лекарственную терапию объединяют с психологической коррекцией. Так как гиперактивность не только медицинская проблема, но также социально-педагогическая (детям с подобным заболеванием трудно адаптироваться в коллективе), назначают занятия с нейропсихологом, который помогает дозревать некоторым областям детского мозга и учит детей правильно вести себя в школе, дома, на улице, правильно выражать свои мысли, координировать движения, развивает внимательность и другие социально-полезные навыки.
Комплексное лечение гиперактивности включает в себя психотерапию, рациональную фармакотерапию, а также специальные психофизиологические методики (транскраниальная микрополяризация (ТКМП), биологическая обратная связь (БОС))
Говоря о процессе воспитания и обучения ребенка с гиперактивностью, современным педагогам необходимо соблюдать принцип индивидуализации, поскольку такой ребенок растет и воспитывается в коллективе. В первую очередь важно учитывать отсутствие интереса ребенка к учебе, особый стиль умственной деятельности наряду с несформированностью отдельных психических структур [1].
Программа коррекции гиперактивности должна направляться на работу с основными признаками, среди которых гиперактивность, импульсивность и нарушение внимания. Помимо того, важно брать в расчет и вторичные признаки, например, нарушения эмоциональной сферы и межличностного общения, нарушения поведения, а иногда и координации ребенка с гиперактивностью. Все это обуславливает длительность и кропотливость процесса коррекционной работы.
Важное место в коррекции гиперактивности отводится проведению поведенческой психотерапии, которая включает в себя общение с окружением ребенка, родителями и педагогами. Специалисту необходимо помочь осознать родителям то, что им нужно принять особенности своего ребенка. Помимо этого, важно поддерживать четкий режим жизни такого ребенка [7].
Среди психотерапевтических методик, способствующих лечению гиперактивности можно назвать аутогенные тренировки, гипноз, медитации и визуализации и т.п.
Первым и наиболее важным достижением в работе с родителями гиперактивного ребенка должно стать осознание того факта, что не типичность его поведения является следствием нарушения деятельности нервной системы. Именно это будет отправной точкой для дальнейшей коррекции. В противном случае все попытки изменить поведение ребенка, повлиять на его личностные особенности не возымеют результата. Аналогичная просветительская работа должна быть проведена и с педагогами образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
Таким образом, социальная адаптация ребенка с гиперактивностью может достигаться при организации сотрудничества врача, педагога и родителей.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Система занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста
Учитывая особенности гиперактивных детей, нами была разработана специальная система занятий для воспитателей ДОУ.
Прежде чем приступить к описанию системы, стоит остановиться на общих правилах работы с гиперактивными детьми.
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на короткие, но интенсивные периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка на время занятий рядом со взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка не откладывать ничего на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным.
Разработанная система занятий рассчитана на детей возрастом 6-7 лет. Оптимальное количество участников группы: 4-6 человек.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных детей могут входить самоувереные, импульсивные, рассеянные дети и один обычный ребенок, который станет примером для подражания.
При соблюдении режима проведения – 1 занятие в неделю – цикл рассчитан на 3,5 месяца. Время каждого занятия – 30 мин. Программа содержит 17 занятий.
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу являются: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения педагогов, обращения родителей.
Ожидаемый результат: умение управлять своим поведением, независимость от внешних травматических ситуаций, снижение двигательная активность.