Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности младших
школьников на уроках окружающего мира

7

1.1. Проектная деятельность и этапы ее организации в начальной школе

7

1.2. Особенности содержания и методики учебной
дисциплины Окружающий мир начальной школе

14

1.3. Методы организации проектной деятельности на уроках окружающего мира

19

Выводы по главе 1

28

Глава 2.
Экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших
школьников на уроках окружающего мира

30

2.1.
Диагностика предметных результатов по дисциплине «Окружающий мир» во 2-А
классе

30

2.2. Методика применения проектной деятельности детей младшего школьного
возраста на уроках окружающего мира

34

2.3. Анализ результатов исследования

40

Выводы по главе 2

49

Заключение

50

Список литературы

52

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества
предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет
обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные
вопросы и проблемы. В связи с этим перед
образовательным учреждением стоит важная задача в
развитии творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из эффективных
средств развития творческой активности является проектная деятельность.

Проектная деятельность представляет собой эффективную
педагогическую технологию, целью которой выступает актуализация имеющихся
знаний у обучающихся, а также приобретение новых знаний для активного освоения
окружающего мира.

Процесс
выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не
только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном
предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных
дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для
осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у
школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность,
критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении
поставленной цели, умение работать в команде.

Степень
изученности темы исследования
. Вопросами развития проектной
деятельности младших школьников занимались такие исследователи как А.В.
Петровский и М.Г. Ярошевский. Исследования Ю.Н. Кулютина и А.Я. Пономарева
раскрывают сущность единства творческого процесса детей и взрослых, показывают
способы и методы развития творческой активности в проектных видах деятельности.

Особенности организации
проектной деятельности как средства познавательной активности и
исследовательских способностей в процессе учебной деятельности в начальной
школе изучается в трудах таких исследователей как П.Р. Атутов, В.М. Казакевич,
Е.М. Муривьев, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко и многих других.

 Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный
процесс является прогрессивной, поскольку ней содержится огромный развивающий
потенциал, что особенно важно в условиях современной начальной школы,
нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности младших
школьников. Методических разработок по ведению проектной деятельности по
предмету «Окружающий мир» большое количество, поэтому актуальность темы не
вызывает сомнений.

Однако, несмотря на
широкую разработку указанных авторов, в современном состоянии вопроса сложилось
неразрешенное противоречие между
большим количеством рекомендаций по организации проектной деятельности на
дисциплине Окружающий мир и выбора наиболее эффективных направлений для
достижения высоких предметных результатов.

Данное противоречие
определило проблему исследования:
какова роль проектной деятельности для положительной предметной успеваемости у
младших школьников по дисциплине «Окружающий мир»?

Цель
исследования
заключается в исследовании особенностей
организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках
окружающего мира и разработка комплекса уроков окружающего мира включающих
проектную деятельность
.

Объектом
исследования
выступает процесс обучения детей
окружающему миру в начальной школе.

Предметом
исследования
является процесс организации проектной
деятельности на уроках окружающего мира с детьми младшего школьного возраста.

В качестве гипотезы исследования выступало
предположение о том, что

включение
в обучение младших школьников проектной деятельности на уроках окружающего мира
будет способствовать повышению
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В настоящее время проектная
деятельность школьников является одним из средств реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении, предполагающего всестороннее
содействие становлению и развитию индивидуальности, креативности личности на
основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний,
накоплению опыта деятельности и достижению метапредметных результатов обучения.
Под проектной деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования
в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку
проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его
анализ и обобщение, собственные выводы.

Проектная деятельность это то дидактическое средство,
которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся
находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем
руководстве со стороны педагога. Возможно применение метода при коллективной и
при индивидуальной работе учащихся.

Младший школьный возраст –
благоприятный период для вовлечения учащихся в проектная деятельность. В
качестве сформированности умений проектной деятельности у младших школьников
выделяется умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить
эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить
самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать
правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий,
формулировать суждения.

При
проектировании учащиеся приобретают опыт решения нестандартных задач, находят
область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои
способности, проявляют инициативу.
На развитие творческих способностей направлены
индивидуальные исследовательские проекты. Работая самостоятельно над заранее
выбранной темой, подбирая материал, ученики могут раскрыть свое творческое
начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из
дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Проведенное нами
исследование показало, что у большинства младших школьников способности к
проектной деятельности сформированы на низком уровне. В связи с этим мы провели
анализ возможностей использования проектной деятельности и приемов работы для
дальнейшего повышения предметных результатов и познавательного интереса к
урокам Окружающего мира у младших школьников.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы организации проектной деятельности младших школьников
на уроках окружающего мира

1.1.
Проектная деятельность и этапы ее организации в начальной школе

В связи с требованиями новой парадигмы
образования главная задача школы заключается в подготовке образованной и
творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это,
в свою очередь, приводит к поиску новых форм и методов обучения, обновлению
содержания образования, в частности применение вместе с традиционными методами,
методы развивающего обучения. Так, в новых ФГОС НОО значительное внимание
отводится проектной и исследовательской деятельности, которая представляется
решающим фактом формирования у младших школьников умения учиться. Определяется,
что основой проектной деятельности считается развитие познавательных навыков
обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и дивергентного мышления [63].

Поэтому очень часто в современной
педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия
«исследовательские методы обучения» и «проектная деятельность» (или «проектное
обучение»). На самом деле между ними есть существенные отличия [49, с.73].

Слово «проект» (от лат. projtctus — «брошенный
вперед») – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало
и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого [53,
с.320.]. Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как
процесс разработки и создания проекта (продукта).

Проектный метод предполагает составление
четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного
формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их
проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование – это не
творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых
рамках» [42, с.67].

Отметим, что идея проектного метода изменялась
с течением времени. Так, из компонента свободного воспитания, он становится
важной частью разработанной и структурированной системы образования. Однако его
сущность остается неизменной. Она заключается в стимулировании интереса
обучающихся к определенным проблемам, которые предполагают владение некой
суммой знаний посредством проектной деятельности [57].

Современная
педагогика предлагает рассматривать проектную деятельность как одну из
личностно-ориентированных технологий обучения, которая интегрирует в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские, поисковые и другие методики. При этом проектная деятельность
должна применяться не вместо систематического предметного обучения, а наряду с
ним, выступая компонентом системы образования [52].

Отметим, что в качестве основных
достоинств использования проектной деятельности по сравнению с традиционными
репродуктивными методами обучения, является:

      
высокая степень самостоятельности, инициативности
обучающихся;

      
развитие социальных навыков младших школьников в
процессе групповых взаимодействий;

      
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности;

      
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков
[51].

При этом на уроках проектная деятельность выступает
как воспитательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых
знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников
специфических умений и навыков посредством системной организации
проблемно-ориентированного поиска. Такая деятельность может применяться и как
воспитательное средство, обеспечивающее отношение сотрудничества взрослых и
детей [41, с. 92

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы