Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Организация орфоэпической работы с детьми младшего школьного возраста на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы формирования орфоэпических умений в курсе начальной школы…………………………………………………………..5
1.1. Орфоэпия как раздел науки о языке………………………………….5
1.2. Методика обучения орфоэпии в начальной школе………………. .16
1.3. Анализ содержания учебников и программ по русскому языку для начальной школы (раздел «Орфоэпия»)…………………………….28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа и её результаты………………..33
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………………33
2.2. Формирующий этап эксперимента…………………………………………39
2.3. Контрольный этап эксперимента……………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….60
ПРИЛОЖЕНИЕ А Орфоэпические разминки………………………………….64
Введение:
В младшем школьном возрасте преимущественно происходит интенсивный процесс усвоения норм языка. Поэтому именно обучение в начальной школе играет огромную роль в развитии и становлении навыков грамотной устной речи ребёнка. Сама работа по развитию речи детей многогранна. К одним из таких направлений можно отнести обогащение словарного запаса ребёнка путём развития у него орфоэпически правильной речи. Это означает, что у обучающихся необходимо совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, развивать выразительность речи, формировать хорошую дикцию, повышать культуру живого слова. В Федеральном Образовательном стандарте начальной школы второго поколения говорится о необходимости формирования у младших школьников правил и норм орфоэпии [41]. О
Внимание к орфоэпической стороне речи у школьников определяется рядом факторов, среди которых ведущую позицию занимают именно социальные факторы. Грамотная устная речь способствует лёгкости и быстроте в общении между людьми, придаёт ей коммуникативное совершенство. Сегодня в обществе расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Данные факторы заставляют предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, а также воспитание уважения к богатым традициям русского языка на сегодняшний день не только выдвигается на первый план, но и станет важнейшей общественной задачей нашего времени, как социального заказа общества. Велика в то же время и эстетическая ценность правильного произношения, которая наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека.
Действующие программы по русскому языку для начального звена требуют вести работу над орфоэпической стороной речи учащихся на протяжении всего периода обучения. Изучение орфоэпии играет огромную роль в начальной школе, так как в 4-м классе младших школьников ждёт всероссийская проверочная работа (ВПР), в которой первое задание будет по нормам орфоэпии, а именно необходимо будет произнести данные слова и указать в них знак ударения над ударными гласными.
Все вышеперечисленные факторы подтвержают актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – методика развития речи учащихся младших классов.
Предмет исследования – методы и приёмы орфоэпической работы на уроках русского языка в третьем классе.
Гипотеза исследования – систематическое использование орфоэпических упражнений на уроках русского языка будут способствовать не только лучшему усвоению орфоэпических норм, но также повысит речевую культуру учащихся.
Цель исследования – рассмотреть методику организации орфоэпической работы на уроках русского языка в начальной школе.
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами были поставлены следующие задачи:
1) Дать представление об орфоэпии как разделе науки о языке;
2) Проанализировать содержание учебников и программ по русскому языку для начальной школы (раздел «Орфоэпия»);
3) Провести диагностику уровня знаний учащимися третьего класса орфоэпических норм;
4) Организовать систему занятий, направленных на повышения уровня знаний орфоэпических норм учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: анализ учебно-методической литературы, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования послужили работы следующих лингвистов и ученых: А.А. Бондаренко, Л.А. Вербицкой, Л.Г. Гвоздинской, О.Я. Гойхман, Л.М. Гончаровой, О.Н. Лапшиной и других.
Структура работы: ВКР содержит введение, в котором обозначены актуальность, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи исследования; основную часть, представленную в двух главах, заключение, список использованных источников (41 наименование); два приложения.
Материалы исследования представлены в 4 таблицах, 5 рисунках, объём работы составил 63 страницы.
В процессе апробации выпусконой квалификационной работы нами была написана статья «Организация орфоэпической работы с детьми младшего возраста на уроках русского языка», опубликованная в сборнике Международного центра инновационных исследований «Роль и место информационных технологий в современной науке»: сборник статей Мкеждународной научно-практической конференции (17 января 2019 г., г. Самара). В 3 ч. Ч.2/ — Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – 269с.
Заключение:
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами были решены поставленные задачи и оформлены в следующие результаты.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием; система единых принятых норм произношения в литературном русском языке.
Орфоэпические нормы особенно важны в ситуации общения. Учить детей убеждающей, выразительной и правильной речи, учить искусству общения нужно методично и постепенно, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы.
Правильное литературное произношение на сегодняшний день является одним из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания изложенного, тем самым затрудняя обмен информации между людьми, а также нарушает благозвучие устной речи говорящего. Между тем можно наблюдать терпимое отношение к нарушению общепринятых орфоэпических норм. Это связано с тем, что в эфирах средств массовой информации, которые занимают особое место в распространении и закреплении произносительной нормы, присутствуют разнообразные ненормативные фонетические явления. Особо отметим, что именно дети усваивают их прежде всего и считают своим эталоном.
При анализе методической и лингвистической литературы по теме выпускной квалификационной работы (исследования К. С. Горбачевича, Р. И. Аванесова, Л. В. Бондарко, М. В. Панова, М. Р. Львова, А. А. Бондаренко, М. Л. Каленчук и других) было выявлено, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления орфоэпических ошибок у учащихся актуальна в начальной школе.
Стоит обратить особое внимание на то, что на практике при обучении русскому языку в начальной школе орфоэпическая работа с учащимися не занимает должного места, отодвигается на второй план, по сравнению, например, со словарно-орфографической работой, что на наш взгляд является недопустимым. Такое положение проблемы, на наш взгляд, связано с недооценкой учителем звуковой стороны речи в формировании коммуникативных умений у учащихся, в прочном усвоении знаний по русскому языку. Однако же все уровни языка, такие как – произносительный, лексический и грамматический будут взаимосвязаны и овладение языком как средством общения возможно лишь при условии изучения каждого уровня с учётом его связи с другими.
Проведя анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы, мы заметили, что работа над орфоэпией занимает крайне малое место на уроках. Было выявлено, что не во всех учебниках имеются орфоэпические словари с нормами произношения, а также упражнение на выявление и предупреждение орфоэпических ошибок у учащихся.
При проведении эксперимента нами были приняты во внимание все современные требования образовательного стандарта второго поколения и решены поставленные задачи. Результаты уровня овладения детьми нормами орфоэпии находились на среднем уровне. И тогда нами было принято решение организовать систему занятий для учащихся экспериментальной группе по повышению уровня овладения детьми орфоэпическими нормами.
Результаты проведённого итогового среза показали положительную динамику. Количество ошибок детей уменьшилось в три раза. Дети научились верно расставлять знак ударения в словах, правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, научились верно образовывать форму множественного числа имени существительного и правильно ставить в этой форме знак ударения, стали произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, начали правильно расставлять знак ударения в разных формах одного и того же слова.
Мы считаем, что подобная работа должна проводится систематично с целью своевременного выявления и устранения ошибок, тем самым, не допуская затруднений у ученика в дальнейшем.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: регулярное использование орфоэпических упражнений на уроках русского языка будет способствовать не только лучшему усвоению орфоэпических норм, но и повысит речевую культуру учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Орфоэпия как раздел науки о языке
Слово «орфоэпия» произошло от двух греческий слов: ortho´s – «правильный», «прямой» и e´pos – «слово», «речь». Орфоэпия употребляется в двух значениях:
1) Как раздел науки о языке, который занимается изучением нормативного литературного произношения, его установлением и обоснованием;
2) Как система единых принятых норм произношения в литературном русском языке [4, c.54].
Учёными-лингвистами по-разному определяется само понятие «орфоэпия». Одни включают в это понятие лишь нормы произношения звуков, их сочетаний и слов. Этой точки зрения придерживаются: М.В. Панов, А.Н. Гвоздев, В.В. Иванов и другие [19]. Другая группа определяет понятие «орфоэпия» в качестве совокупности норм произношения и ударения. К этой группе относятся такие учёные как: А.А. Реформатский [37], Р.И. Аванесов [1] и другие.
Последнее мнение является для школы наиболее обоснованным и приемлемым, потому что ударение и произношение будут являться взаимосвязанными и взаимообусловленными проявлениями устной речи.
Орфоэпия, так же, как и орфография, имеет свою практическую направленность. Она должна не только фиксировать существующие произносительные варианты и находить условия для их осуществления (чем занимается описательная фонетика), но также указывать на то, какие варианты будут считаться «правильными», и тем самым оказывать влияние на функционирование языка в его устной форме.