Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся по программе СПО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности 5
1.1 Общее понятие об исследовательской деятельности 5
1.2 Формы организации исследовательской деятельности учащихся в СПО 9
2 Практические аспекты реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся СПО 16
2.1 Особенности руководства и участия педагога в исследовательской деятельности учащихся СПО 16
2.2 Анализ представления студентов СПО о научно-исследовательской деятельности в рамках СПО 22
Заключение 25
Литература 26

  

Введение:

 

Современное российское образование характеризуется процессами внедрения инноваций и модернизации подхода к обучению и развитию учащихся и студентов. Это касается и ступени среднего профессионального образования. В концепции модернизации отечественного образования делается акцент на значимости решения не только задачи накопления обучающимися определённого набора знаний, но и задачи гармоничного и полноценного развития их личности, познавательных, созидательных и творческих способностей. С данной точки зрения большую важность обретает исследовательская деятельность, реализуемая в рамках учреждений среднего профессионального образования. Именно в исследовательской деятельности студент может реально претендовать на получение нового научного результата, новых знаний, умений, навыков в области методики и методов научного исследования (как формировать, или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, презентацию, написать статью). Исследовательская деятельность представляет собой одну из стратегий активизации и раскрытия творческих возможностей личности. Соответственно, исследование факторов и особенностей организации исследовательской деятельности студентов СПО, а также роли преподавателей в реализации подобной деятельности становится весьма актуальным в современных условиях.
Особенности осуществления исследовательской деятельности рассматриваются в работах Б. В. Всевятского, Б. Е. Райкова, К. П. Ягодовского, филологов Н. Кульмана, И. И. Срезневского. С середины 50-х гг. 20 века исследовательскую деятельность изучали: И. В. Дорно, Т. А. Камышникова, М. И. Махмутов, Н.М.Мочалова, Ю.В.Сенько, М.Н.Скаткин, В.В.Успенский. Наиболее последовательно описал его И.Я.Лернер. Теоретический и практический вклад в обновление принципов организации исследовательской деятельности студентов внесли И. А. Арабов, М. А. Байдан, Г. Г. Горелова, С. Ю. Гуревич, Г. П. Давидюк, Л. Г. Квиткина, Г. С. Климова, К. М. Кощанов, Е. В. Кудинова, А. М. Новиков, Н. И. Пилюгина.
Цель исследования: проанализировать особенности организации научно- исследовательской деятельности студентов СПО.
Объект исследования: научно-исследовательская деятельность.
Предмет исследования: специфика научно-исследовательской деятельности студентов СПО.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать общее понимание исследовательской деятельности;
2. Проанализировать основные форма и виды исследовательской деятельности студентов;
3. Охарактеризовать роль и особенности участия преподавателей в исследовательской деятельности студентов;
4. Изучить представления и отношение студентов к участию в исследовательской деятельности.
Гипотеза: вовлечение студентов СПО в научно-исследовательскую деятельность является фактором развития их творческого потенциала, а также повышения уровня профессиональной подготовки.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов анкетирования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, исследовательская деятельность представляет собой весьма значимый аспект образовательной деятельности. В процессе осуществления данного вида деятельность происходит становления ряда метапредметных умений будущего профессионала, а именно, способности продуктивно работать с источниками литературы, видеть проблемы и противоречия деятельности, способность формулировать цели и задачи, а также планировать деятельность по их решению, а также умение обрабатывать данные, делать выводы и презентовать результаты собственной деятельности другим людям, что является обязательным элементом делового взаимодействия и коммуникации. Все эти качества необходимо развивать еще на этапе профессиональной подготовки, в том числе в СПО, именно за счет вовлечения студентов в реализацию исследовательской деятельность.
Выделяются такие формы исследовательской работы, как учебно-исследовательская и научно-исследовательская, которая предполагает большую самостоятельность студентов на всех этапах выполнения исследования. Педагог в данной форме деятельности выполняет мотивирующую роль с точки зрения активизации у студентов интереса к исследованиям, обучает студентов теоретическим основам осуществления исследования, курирует процесс выполнения непосредственно исследования, содействуя в преодолении затруднительных моментов.
Анкетирование студентов СПО показало, что студенты в основной массе недооценивают значимость исследовательской деятельности, не проявляя к ней достаточного интереса и мотивации к ее осуществлению, что указывает на необходимость более активного развития данного направления работы в учреждениях СПО.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы организации исследовательской деятельности
1.1 Общее понятие об исследовательской деятельности

Современная ситуация в инновационной педагогике характеризуется наличием нескольких подходов к пониманию сущности исследовательской деятельности студентов. Преобладающее количество исследователей (И. А. Зимняя, В. И. Загвязинский, Р. Атаханов, В. А. Сластенин, В. В. Краевский, А. М. Новиков. И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова и др.) исследовательскую деятельность интерпретируют, как сложную, целенаправленную, аналитико-синтетическую, сопряженную с практикой интеллектуальную, познавательную деятельность, типичным параметром которой следует считать систематическое целенаправленное исследование феноменов реальной действительности точно определенными методами и средствами [8].
Понятие «исследовательская деятельность», представляя собой один из типов самостоятельной деятельности, трактуется в разных значениях. В настоящее время функционирует довольно широкая интерпретация самостоятельной деятельности: вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т.д. Самостоятельная работа, а, следовательно, и исследовательская трактуются, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, реализуемый без непосредственного участия преподавателя, а с другой — как метод включения в самостоятельную познавательную деятельность, средство выработки у студентов СПО стратегий организации подобной деятельности. [3].
П. И. Пидкасистый понимает самостоятельную, а соответственно и исследовательскую деятельность, как любую организованную педагогом активную деятельность студентов, ориентированную на реализацию поставленной дидактической цели в определенный промежуток времени: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [7]. Одной из характеристик самостоятельной (исследовательской) деятельности следует считать выражение сознательности, самостоятельности и активности (инициативности) студентов в ходе достижения поставленных целей, а также формирование умения осуществлять самостоятельную деятельность [3].
Согласно уровням самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся можно дифференцировать четыре вида самостоятельной деятельности: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно — вариативные, эвристические и творческие [7]. В практике обучения любой вид самостоятельной работы применяется в достаточно большом разнообразии форм деятельности: работа с книгой, подготовка докладов и рефератов, научно-исследовательские работы [7,]. Основной целью организации самостоятельной (исследовательской) деятельности студентов СПО выступает именно развитие самостоятельности в организации работы. Кроме обозначенной цели, данный вид деятельности направлен также на решение ряда дидактических задач. Основная суть данных задач заключается в том, чтобы сформировать у студентов умения самостоятельно получать информацию из разнообразных источников; стимулировать процесс становления умений к осуществлению самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся [3]. Исследовательская деятельность в системе СПО — это уже комплексное исследование, так как в него входят следующие элементы: социальный, валеологический, психологический и педагогический [6]. Исследовательская деятельность студентов реализуется в виде учебной (зафиксированной в учебном плане) и внеучебной (реализуемой в условиях общественной организации) работы [5].
Целенаправленная, систематическая деятельность студентов с источниками знания формирует у них способность самостоятельно находить необходимую информацию, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, приводить аргументы в защиту собственных умозаключений, развивать потребность в знаниях и самообразовании [4]. Итогом самореализации личности на основе полученных исследовательских навыков, является участие студентов в научно-практической деятельности [2].
В современных условиях дифференцируется несколько типов исследовательской деятельности: поисковая, экспериментальная, междисциплинарная, проектная, техническая, творческая и т. д.
Исследовательский подход в обучении нельзя считать новым феноменом в рамках педагогики. В отечественной педагогике тезис о его применении впервые возник во второй половине XVIII века, однако более 100 лет прошло, прежде чем данный тезис стал популярным в педагогическом сообществе.
Исследовательский подход в обучении — это стратегия знакомства студентов со способами научного познания, значимый метод в плане выработки у студентов научного мировоззрения, становления интеллектуальной деятельности и познавательной самостоятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы