Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Организация и способы осуществления социально-психологической поддержки семей и детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы организации осуществления социально-психологической поддержки семей и детей 5
1.1. Комплексная социально-психологическая помощь семье 5
1.2. Ранее выявление семей с детьми, нуждающихся в социально-психологической поддержке 12
1.3. Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми 13
2. Способы осуществления социально-психологической поддержки семей и детей на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей 15
2.1 Психологические особенности детей сирот 15
2.2. Социально-психологическая помощь детям-сиротам 19
Заключение 24
Введение:
Актуальность темы. В связи с актуализацией проблем семьи, вызванной ее современным кризисным состоянием, отражающимся в росте разводов, неполных семей, детей, рожденных вне брака, в увеличении количества подростковых преступлений, суицидов и других девиаций, интенсифицировались процессы разработки и внедрения многочисленных авторских программ, нацеленных на совершенствование деятельности специалистов разного профиля по оказанию комплексной медико-социально-психологической помощи семье.
В настоящее время наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества служб помощи семье, к расширению сети семейных консультаций, психолого-педагогических кабинетов, центров практической психологии и т.п.
Однако эффективность деятельности таких учреждений ограничена в силу того, что, во-первых, многие из них работают на коммерческой основе, что делает их услуги недоступными для социально незащищенных слоев общества; во-вторых, российское население в целом характеризуется низким уровнем психологической культуры. Испытывая определенные трудности в семейном взаимодействии, большинство российских граждан обращаются за помощью отнюдь не к специалистам, а к родственникам, друзьям, знакомым или, полагаясь на свой жизненный опыт и весьма специфические социально-психологические знания, отраженные в народных мифах, пословицах и поговорках, сами разрабатывают стратегию своего поведения в целях разрешения возникшей трудной жизненной ситуации. В-третьих, деятельность учреждений и организаций службы помощи семье нацелена в основном на решение актуальных, уже сформировавшихся внутрисемейных проблем. Психопрофилактике, предупреждающей формирование и развитие в каждой семье дисфункциональных отношений, внимания уделяется неоправданно мало. В-четвертых, учреждения службы помощи семье относятся к разным ведомствам, что обусловливает разрозненность и бессистемность их деятельности.
Таким образом, кризисное состояние института семьи, обусловленное как социально-экономическими, так и культурно-историческими факторами, разрозненность деятельности служб помощи семье и отсутствие у большинства российского населения мотивации к обращению за специализированной помощью диктуют необходимость рассмотрения в качестве центрального компонента системы социально-психологической помощи семье образовательное учреждение.
Цель работы — охарактеризовать основные способы осуществления социально-психологической поддержки семей и детей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить комплексную социально-психологическую помощь семье;
Рассмотреть ранее выявление семей с детьми, нуждающихся в социально-психологической поддержке;
Охарактеризовать содержание и формы социального сопровождения; семьи с детьми
Исследовать психологические особенности детей сирот;
Проанализировать социально-психологическая помощь детям-сиротам.
Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Семья является важнейшим социальным институтом, микрогруппой, в которой происходит физическое и духовное формирование личности человека. Социальный институт семьи является объектом исследования множества общественных наук. Для нашей страны актуальны проблемы семейного неблагополучия. В настоящее время нет точных статистических данных о том, сколько молодого поколения воспитывается в асоциальных семьях, которые находятся в социально опасном состоянии. Проводя исследование, мы проанализировали психологическую, педагогическую и социологическую литературу для того, чтобы определить основные причины неблагополучия семей, а также какая работа ведется с данными семьями.
Основными направлениями психологического сопровождения педагогов во взаимодействии с семьями учащихся являются:
1) формирование у учителей готовности к реализации новых методов взаимодействия;
2) изменение директивных установок педагогов в контактах с родителями;
3) разрушение стереотипов педагогической деятельности и поведения педагогов во взаимодействии с родителями учащихся;
4) формирование психологических знаний о закономерностях функционирования семейных систем и практических навыков реализации психотерапевтической и коммуникативной функций учителя в работе с семьями учащихся.
Реализация концепции школьной социально-психологической службы семьи позволила, по данным экспериментального исследования, значительно повысить уровень развития способности семей к нормальному функционированию, а также преодолеть имевшие место разногласия и противоречия между работниками образовательных учреждений с родителями учащихся, снизить уровень их конфликтности.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические основы организации осуществления социально-психологической поддержки семей и детей
1.1. Комплексная социально-психологическая помощь семье
Известно, что каждая нуклеарная семья в процессе своей жизнедеятельности проходит через определенные кризисы развития, способные вызывать значительное эмоциональное напряжение во внутрисемейном взаимодействии. При всем многообразии исследовательских представлений о нормативных семейных кризисах, или о горизонтальных стрессорах, можно выделить единую точку зрения на то, что кризисы семьи так или иначе связаны с возрастными особенностями ребенка. Так, кризис семьи, когда ребенок поступает в школу (6 – 7 лет), кризис семьи, когда ребенок достигает подросткового возраста (10 – 12 лет), и кризис семьи, воспитывающей ребенка – старшего подростка, приходятся на период обучения ребенка в школе, что еще раз доказывает целесообразность организации в образовательном учреждении комплексного психологического сопровождения семьи каждого учащегося [10].
Каждый новый этап развития семьи, сопряженный с кризисными явлениями, связан не только с трудностями в детско-родительском взаимодействии, но и с необходимостью изменения всех основных параметров семейной системы. Следовательно, существенным направлением, определяющим содержание деятельности специалистов по комплексному психологическому сопровождению функционально дееспособных семей, должно стать оказание помощи семье в преодолении нормативных кризисов развития. Психологическая и психопрофилактическая помощь семье в кризисный период обязательно предполагает диагностику, профилактику и коррекцию детско-родительских отношений.
Поскольку структура детско-родительского взаимодействия чрезвычайно сложна, а эмоциональное благополучие ребенка всецело зависит от отношения к нему родителей и от их позиции во взаимодействии с ним, оказание помощи семье в воспитании собственного ребенка должно рассматриваться, вслед за традиционными представлениями, в качестве одного из центральных и приоритетных направлений комплексного сопровождения функционально дееспособных семей.