Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Организационно-педагогические условия по формированию нравственных представлений у дошкольников средствами детской литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность и особенности формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста 5
1.2. Дошкольный возраст как начальный этап становления личности 12
1.3. Роль детской литературы в формировании нравственных чувств у дошкольников 18
Вывод по 1 главе 25
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы 27
2.1. Изучение уровня сформированности нравственных чувств у дошкольников 27
2.2. Определение методики формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской литературы 36
2.3. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 50
Вывод по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Введение:
Актуальность исследования. Быстрое развитие науки и техники, ускоренный темп жизни и создание разных проектов для детей, в которых им необходимо с раннего возраста получать материальные блага с помощью зарабатывания денег и тем самым познавая разные профессии, ребёнок всё больше погружается в мир взрослых и тем самым теряет самую драгоценную часть своей жизни — детство. И даже родители и иногда педагоги с ранних лет начинают развивать детей, причём самыми разными способами, которые не всегда соответствуют уровню развития ребёнка, а дальше школа, где ребёнок будет поставлен в жёсткие рамки со стороны окружающих его людей. Когда малыш вырастет и станет взрослым, ему будет очень не хватать того, чего его лишили в своё время. И если сейчас, пока дети ещё маленькие, мы не научим их добру, пониманию, порядочности, дружбе, любви, честности и миролюбию, то что потом станет с нашим миром, в котором мы творим и живем?
Прежде всего, для ребёнка мы должны быть наставниками и проводниками, обеспечить ему достойное и правильное сопровождение в мир взрослых. Постепенно, а не стремительными скачками, за которыми не поспевает его нервная система и весь организм в целом. Но если мы посмотрим в прошлое и обратимся к дневникам и письмам, демонстрирующим нравственную и духовную жизнь передовой части русского общества, то увидим, что «долгое детство» сыграло немаловажную роль в нравственном становлении реальных людей, которые подарили свету свои прекрасные литературные произведения.
Ведь и по сей день мы черпаем оттуда мудрость и понимания картин и жизненных ситуаций того времени. По этим книгам мы учимся сами и учим подрастающее поколение тому, чтобы оно не забывало жизненных ценностей и уроков.
Именно в детстве у детей закладываются все самые необходимые чувства, без которых они не станут настоящими «людьми». Но чтобы взрастить в ребёнке все качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, нужно окружить его любовью и заботой, яркими воспоминаниями, уделять особое внимание тому, как он понимает понятия дружба, взаимопомощь, добро, зло.
В исследованиях мыслителей, педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.Г.Белинского, О.С.Богданова, Н.А.Баринова, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, Л.А. Матвеева, М.Г. Рувинского, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Л.И. Яновской и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. По мнению многих исследователей (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович Д.Б. Эльконин, и др.) периодом формирования норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает особенно важное значение.
Если малыш не усвоит эти понятия в детстве, и ему не помогут родители и педагоги, тогда ребёнку будет очень тяжело узнать о настоящем смысле этих понятий и чувств и то, что в них реально заложено, поэтому окружающим его людям необходимо, с точки зрения педагогики и психологии, подбирать соответствующую детскую литературу: сказки, рассказы, басни, стихи и.т.д.
Всё это помогло нам в выборе темы нашего исследования «Организационно-педагогические условия по формированию нравственных представлений у дошкольников средствами детской литературы»
Объектом исследования являются организационно-педагогические условия по формированию нравственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования:..организационно-педагогические..условия формирования нравственности детей дошкольного возраста посредством детской литературы.
Цель: Определение методики формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами детской литературы.
Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществить формирование нравственных чувств у дошкольников эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
— если определить содержание средств детской литературы для формирования и закрепления нравственных чувств у дошкольников;
— организовать целесообразные организационно-педагогические условия использования в различной детской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2) Дать определения основным понятиям по формированию нравственных чувств дошкольников с помощью детской литературы;
3) Выявить имеющийся уровень сформированности нравственных чувств у старших дошкольников;
4) На основе результатов констатирующего эксперимента определить методику формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской литературы.
Методы исследования:
— словесные: рассказ, объяснение, беседа, наглядные, метод иллюстраций и метод демонстраций,
— эмпирические: опрос, анкетирование, интервью,
— поисковые: информационно-поисковый.
Практическая значимость нашего исследования заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской художественной литературы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
Таким образом, в результате теоретического анализа исследований проблемы основ нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы:
1) Нравственность — это моральное качество человека, своего рода правила, которыми он руководствуется в своём выборе. В отечественной педагогике всегда ценились такие качества, как жалость, сострадание, а нравственное возрождение общества представлялось через веру в милосердие, понимание, любовь.
2) Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста: воспитание культуры поведения, гуманное отношение к сверстникам и взрослым (уважение к учителю, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам, отзывчивость, бережное отношение к близким и т.д.), формирование любви к Родине, воспитание тяжелого труда детей.
3) Художественная литература играет большую роль в воспитании нравственных чувств у детей. В высокохудожественной форме в литературе предстают конкретные ситуации, которые заключают в себе моральный смысл и демонстрируют поступки персонажей.
Воспитание детей дошкольного возраста книгой совершается через подражание. Ребенок хочет быть хорошим, и, во время восприятия литературного текста, внутренне сосредотачивается на положительных персонажах, стремится быть похожим на них.
В практической части работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование по формированию нравственных чувств дошкольников средствами детской художественной литературы.
Вся наша работа велась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня сформированности нравственных чувств дошкольников.
По результатам диагностики мы пришли к выводу, что уровень сформированности нравственных чувств дошкольников находится на достаточно низком уровне. Результаты детей экспериментальной группы были ниже, чем у детей контрольной.
Поэтому мы решили провести дополнительную целенаправленную деятельность по воспитанию нравственных чувств детей экспериментальной группы средствами детской литературы.
На формирующем этапе эксперимента мы приобщали детей к художественной литературе, обсуждали нравственные проблемы, содержащиеся в произведениях, помогали взрослым, младшим и старшим детям, ухаживали за живым уголком, провели множество развивающих игр, организовали выставку книг, провели консультацию для родителей и дали им рекомендации по воспитанию нравственных чувств воспитанников — таким образом, вели целенаправленную работу по развитию нравственных чувств детей.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику сформированности нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенный анализ свидетельствует о том, что уровень сформированности нравственных чувств дошкольников заметно вырос. Ребята начали стремиться помогать взрослым и друг другу, поняли значение многих нравственных качеств и хотят ими обладать.
Мы видим, что проведенная нами работа оказалась эффективной, о чем говорят ее результаты.
Целью данной работы было определение методики формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста средствами детской литературы.
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2) Дали определения основным понятиям по формированию нравственных чувств дошкольников с помощью детской литературы;
3) Выявили имеющийся уровень сформированности нравственных чувств у старших дошкольников;
4) На основе результатов констатирующего эксперимента определили методику формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской литературы.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и особенности формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста
Вопросы совершенствования человека и нравственности волновали общество во все времена. Философы и мыслители разных столетий рассматривали нравственность по-разному. В трудах Аристотеля в Древней Греции о нравственном человеке говорили так: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут мужественного, справедливого, благоразумного и обладающего всеми добродетелями человека».
Формирование нравственных представлений является процессом организованного и целенаправленного взаимодействия воспитанников и педагога с целью овладения детьми нравственных норм, отношений, правил, которое эффективнее осуществляется в разных видах деятельности. Нравственность — это моральное качество человека, своего рода правила, которыми он руководствуется в своём выборе [34, с. 169].
В отечественной педагогике всегда ценились такие качества, как жалость, сострадание, а нравственное возрождение общества представлялось через веру в милосердие, понимание, любовь.
Отечественные педагоги строили свои теории воспитания на принципах гуманизма и нравственности, на особенном отношение к человеку, развивали культуру милосердия и любви и видели в подобного рода воспитании великую силу совершенствования личности. В развитие данной проблемы внесли неоспоримый вклад К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие [51].
Заслуженный педагог А.С. Макаренко отмечал, что на нравственное развитие любого человека непосредственно воздействует не просто воспитание, но также и другие системы влияний. Он писал следующее: «… Нет ни одного слова, ни одного акта, ни одного фактора в нашей с вами истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или политического, или военного значения, не имели бы также значения воспитательного, которые не были бы вкладом в совершенно новую этику и не вызывали бы роста нового морального опыта» [27].
В.А. Сухомлинский писал о том, что следует заниматься нравственным воспитанием детей, учить их «умению чувствовать человека». Он отмечал: «Никто никогда не учит маленьких детей: «Будьте равнодушными к людям, ломайте деревья, попирайте красоту, выше всего ставьте свое личное». Все дело в одной и очень важной закономерности всего процесса нравственного воспитания. Если ребенка учат добру — учат умно, умело, требовательно, настойчиво, в результате и будет добро. Учат злу (очень редко, но все же бывает и так), то в результате будет зло. Не учат ни злу, ни добру — все равно будет зло, потому что и человеком его нужно сделать» [50].
В.А. Сухомлинский полагал, что «основу нравственного убеждения необходимо закладывать в детстве и раннем отрочестве, когда зло и добро, бесчестье и честь, несправедливость и справедливость доступны пониманию ребенка только при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он делает, наблюдает, видит» [51].