Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Оказание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Воспитание детей с ОВЗ: нормативно-правовая база и аспекты ……………………………………………………………5
1.2. Деятельность педагога-психолога в детском саду в процессе работы с детьми ОВЗ………………………………………………6
Выводы к 1……………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
2.1. Психологическая помощь и поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ………………………………………9
2.2. Комплексная программа помощи педагога-психолога семьям, воспитывающим детей с ОВЗ…………………………………….11
Выводы к 2……………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………17
Введение:
В условиях социального кризиса последних десятилетий особые функции возлагаются на систему образования в России, задачами которой является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В период активных трансформационных процессов российского образования нового содержания приобретает инклюзивное воспитание, как исходная проблема адаптации детей с ОВЗ в социуме. Проблематичность адаптации и социализации детей с ОВЗ задана особенностями социальной действительности и оппозицией формирования гармонично развитой личности, развитием специализированных способностей в соответствии с реальной разнообразием видов деятельности и стилями жизни различных социальных групп. В данном аспекте масштабную роль играет психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Тем не менее, в современной практике теоретические основы и практическая деятельность дошкольных образовательных учреждений, нормативно-правовые документы на государственном уровне имеют много недостатков в отношении полноценного воспитания детей с ОВЗ и психологической помощи семьям, их воспитывающим.
Так, анализируя ФГОС дошкольного образования, В. Загвоздкин обращает внимание на то, что в основных программах и нормативных документах учитывается только «один фактор: обучение и воспитание в ДОУ; семья, другие внешние факторы и индивидуальные особенности детей как фактор развития не учитываются; базовые потребности ребенка также не учитываются (не упоминаются в программах и нормативных документах) [1]. Соответственно, дошкольное образовательное учреждение и система дошкольного образования несут ответственность за развитие ребенка.
В связи с неоднозначностью изученности проблемы и актуальностью изучения данного аспекта в сфере современной психолого-педагогической науки нами выбрана тема исследования «Оказание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ».
Цель исследования: проанализировать и раскрыть особенности психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть нормативно-правовые аспекты воспитания детей с ОВЗ.
2. Выявить особенности деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
3. Разработать комплексную программу помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Объект исследования: семьи, воспитывающие детей с ОВЗ.
Предмет исследования: психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, выводов к главам и списка использованных источников. Общий объем работы расположен на 18 страницах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Воспитание детей с ОВЗ: нормативно-правовые аспекты.
Понятие «дети с ОВЗ» в современной психологии и педагогике относится к детям, которые имеют психофизиологические отклонения в здоровье. К таким детям относятся дети с нарушениями интеллектуального развития, психического и эмоционального развития, с физическими недостатками: нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с нарушением речевого аппарата, с тяжелыми комплексными нарушениями [8].
В последние десятилетия большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, как специфической категории личности. В Законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 года особое внимание уделяется образованию детей с отклонениями здоровья [2]. Так, в статье 2, п. 16 конкретизируется дефиниция «обучающийся с ограниченными возможностями» и указано, что это учащийся, который имеет недостатки в физическом или психическом развитии, которому необходимо создавать специальные условия учебно-воспитательного процесса. В этой же статье раскрывается сущность образовательной системы для лиц с ограничениями в здоровье – инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех детей с учетом их индивидуальных психофизиологических возможностей. С целью реализации полноценного образования детей с ОВЗ в программе указывается на необходимость использовать в учебно-воспитательном процессе адаптированной программы, которая разработана «для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей» и при необходимости сможет обеспечить «коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [2].
Концепция развития образования РФ на 2016-2020 гг. акцентирует внимание «на социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья» к получению полноценного образования [3, с. 6]. В рамках данных мероприятий предусматривается распространение современных моделей социализации детей, инновационные воспитательные модели, которые обеспечивают успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а так же развитие «системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся» [3, с. 14].
В государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитываются «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» [9, п. 1.3.]. Одним из основных принципов Стандарта является сотрудничество образовательной организации с семьей.