Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Оценка трудовых действий воспитателя на соответствие требования профессионального стандарта педагога. Педагогическое образование.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО 6
1.1. Сущность понятия «Профессиональный стандарт воспитателя» 6
1.2. Необходимость оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО как фактор повышения его результативности 16
1.3. Формы и методы организации работы педагогического коллектива ДОО по совершенствованию оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (НА МАТЕРИАЛЕ МДОО). 34
2.1. Разработка методики оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО 34
2.2. Апробация методики оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО 40
2.3. Анализ результативности методики оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО и выводы по её итогам. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Введение:
Актуальность. Качество образования является национальным приоритетом, условием национальной безопасности государства, средством реализации права граждан на образование. Поэтому одной из приоритетных целей ФГОС ДО является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования.
Одним из главных условий улучшения качества образования является повышение профессиональной компетентности педагогов. Для того чтобы воспитанием занимались профессионалы, разработаны профессиональные стандарты, определяющие требования к уровню квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные организации.
Проблема исследования состоит в необходимости нахождения ответа на вопрос: как оценить трудовую деятельность воспитателя, основной задачей которой является реализация образовательных услуг в условиях ДОО?
Актуальность указанной проблемы, невозможность нахождения способов её решения без проведения специального исследования обусловили выбор темы работы.
Цель – теоретически обосновать и апробировать методику оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога.
Объект исследования – управление качеством образовательной деятельности ДОО.
Предмет исследования – методика оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога.
Гипотеза: оценка трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога позволит повысить эффективность управления качеством образовательной деятельности ДОО.
Задачи исследования:
1. На основе анализа публикаций уточнить сущность понятия «Профессиональный стандарт воспитателя» и обобщить современные подходы к оценке качества трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога.
2. Обосновать необходимость оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО и выделить наиболее эффективные формы и методы организации работы педагогического коллектива ДОО по совершенствованию оценки трудовых действий воспитателя;
3. Разработать методику оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО, апробировать её и оценить результативность.
Для реализации цели и задач исследования использовались методы:
‒ теоретические – анализ и обобщение литературы по психологии, педагогике, менеджменту образования для определения научно–теоретических основ разработки методики оценки трудовых действий воспитателя педагогическим коллективом ДОО;
‒ эмпирические: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности; педагогический эксперимент с целью апробации методики оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО.
Заключение:
В ходе данного исследования нам удалось теоретически обосновать и апробировать методику оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога.
Во-первых, на основе анализа публикаций установлено, что «Профессиональный стандарт воспитателя» – это документ, который используется при отборе кандидатов на вакантную должность, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении системы оплаты труда с учётом особенностей его организации. Поскольку трудовая деятельность воспитателя является одной из важнейших и самых сложных, специалистам, работающим в сфере дошкольного образования, прежде всего, необходимо работать над развитием своих педагогических способностей, которые являются основой их профессионального мастерства. Установлено, что для успешной педагогической деятельности воспитатель должен овладеть знаниями по дошкольной педагогике, детской психологии, возрастной физиологии, дошкольной педиатрии и гигиене, охране жизни и укрепления здоровья детей. развиваться. Кроме того, педагогическая деятельность будет эффективной и продуктивной только в том случае, если у педагога есть желание стать хорошим воспитателем, стремление к самообразованию и самовоспитанию, высокий уровень самоконтроля, эмоциональная уравновешенность, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, уверенность в себе, осознание ответственности за жизнь, здоровье и развитие детей. Ведь хороший педагог обязан, прежде всего, любить детей, находит радость в общении с ними, принимать близко к сердцу детские радости и горести, знать душу ребёнка, постоянно меняться, превращаться, совершенствоваться.
Таким образом, необходимость оценки трудовых действий воспитателя на соответствие требованиям профессионального стандарта педагога в образовательном процессе ДОО является важным фактором повышения его результативности, поскольку содержит перечень требований к квалификации воспитателей, позволяющих им качественно выполнять функциональные обязанности на конкретном рабочем месте.
Во-вторых, на основе анализа публикаций установлено, что основными формами оценки профессиональных действий воспитателя являются аттестация и мониторинг, а дополнительными – супервизия и интервизия, которые наряду с аттестацией, являются эффективными формами для оценки действий воспитателя ДОО, его поддержки и предотвращения профессионального выгорания, средства поддержки педагога, который может сфокусироваться на своих трудностях в работе с учащимися, коллегами, руководством, понять их причину, поделиться своими мыслями, сомнениями, беспокойством, найти пути решения, разделить ответственность за принятие решений с супервизором или группой.
Также установлено, что основными методами оценки трудовых действий воспитателя на соответствие профстандарту являются наблюдение и анализ занятий и других форм взаимодействия воспитателя с детьми, изучение перспективно–календарного планирования, проведение контрольно–диагностических срезов объема знаний, умений и навыков дошкольников по определенному разделу образовательной программы, беседы с педагогом; анкетирование родителей.
В-третьих, установлено, что основой для разработки критериев оценки трудовой деятельности педагога должна быть не только оценка проведённого занятия, но и результативность всего образовательного процесса в единстве его структурных компонентов: образовательной среды, программно–методического обеспечения, использования передового педагогического опыта, внедрения инновационных технологий. Без основательного изучения системы работы воспитателя невозможно объективно оценить его педагогическую деятельность, помочь усовершенствовать систему его работы, изучить накопленный педагогический опыт.
Анализ многочисленных подходов к выделению критериев оценки и факторов результативности деятельности воспитателя позволил выявить необходимость использования как традиционных видов оценки, так и разработки принципиально новых, поскольку оценка исключительно его трудовой деятельности неизбежно приводит к административному давлению на него как центральную фигуру педагогического процесса и к дальнейшему разрушению мотивации педагогического труда, а сам контроль является непродуктивным. Установлено, что одним из путей решения этой проблемы является мониторинг – комплексная система наблюдения, сбора, обработки, систематизации и анализа информации о состоянии результативности работы педагога (воспитателя), которая позволяет прогнозировать изменения, разработать рекомендации для принятия управленческих решений.
Оценка соответствия трудовых действий воспитателя требованиям профессионального стандарта может осуществляться также путём анализа планов, отчётов, посещаемости уроков, а также посредством наблюдения, опроса родителей и коллег, назначением авторитетных преподавателей для проведения внутреннего аудита.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОО
1.1. Сущность понятия «Профессиональный стандарт воспитателя»
Профессиональный стандарт воспитателя – это документ, который используется при отборе кандидатов на вакантную должность, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении системы оплаты труда с учётом особенностей его организации [1, c. 3]. Общий профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования предполагает дополнения на региональном уровне и содержит дополнительные требования к квалификации воспитателей, позволяющие им выполнять функциональные обязанности на конкретном рабочем месте.
По мнению учёных, исследовавших проблемы внедрения профессиональных стандартов педагога (И.Г. Алмазова [5, c. 8], Н.А. Белякова [7, c. 37], И.В. Вагнер [9, c. 96] и др.), квалификация воспитателя и успешность его трудовой деятельности определяются уровнем форсированности у него профессиональной компетентности.
Под «компетентностью» принято понимать знания, осведомленность, авторитет в определённой области, профессиональную подготовленность и способности специалиста к адекватному и эффективному решению профессионально важных предметных задач и обязанностей профессиональной деятельности, а также готовность нести ответственность за свои действия [19, c. 303].
В отечественной педагогике проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования рассматривалась в работах А.М. Ахметовой [6, c. 15], И.А. Зимней [16, c. 32], Л.А. Петровской [32, c. 38] и других учёных, которые выделили факторы успешности формирования профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования:
‒ осознание общественного и социального значения понятия «компетентность» и необходимости её формирования;
‒ учет ценностных профессиональных ориентаций, потребностей и запросов детей;
‒ осмысление, усвоение содержания предметов, творческое использование имеющихся знаний, доведение до совершенства профессиональных умений, навыков, операций в современных условиях,
‒ развитие профессиональных способностей и высокой квалификации специалиста, его профессиональной мобильности, готовности к инновационной деятельности, творческого роста.
По мнению А.С. Максименко, профессиональная компетентность специалиста состоит из комплекса ключевых компетенций, количество и характер которых определяются задачами, которые должен решать специалист в своей профессиональной деятельности и которые позволяют ему быть успешным на конкретной должности. [23, с. 102]. Ключевыми компетентностями педагогов и воспитателей являются: профессиональная, информационная, коммуникативная и правовая.
По нашему мнению, профессиональная компетентность воспитателя дошкольной образовательной организации кроме перечисленных выше характеристик предусматривает наличие у него умений:
‒ взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность ДОО;
‒ создавать в дошкольном учреждении атмосферу личностного общения, приближенную к семейной;
‒ всесторонне развивать ребёнка, обеспечивая различные формы его активности: физическую, познавательную, речевую, художественную, творческую.
На основе анализа публикаций, посвящённых исследованиям профессиональной компетентности педагога, установлено, что основными компонентами профессиональной педагогической компетентности являются:
‒ способности и профессионально значимые качества личности [19, с. 302];
‒ психологические, обще дидактические и специальные профессиональные знания [20, с. 13];
‒ система профессиональных умений (педагогическая техника) [14, с. 227];
‒ готовность к педагогической деятельности [34, с. 8];
‒ педагогическая культура [41, с. 7];
‒ педагогическое мастерство [30, с. 183];
‒ педагогическое творчество [37, с. 124].
Исследование содержания и структуры понятия «способности», возможностей их развития и реализации является самостоятельной и многоплановой проблемой, представляющей интерес для целого ряда наук.
Согласно учению Л.С. Выготского, существуют два типа деятельности: репродуктивная, заключающаяся в повторении созданных или выработанных ранее приёмов и творческая, заключающаяся в создании нового [13, с. 71]. Однако в одних и тех же условиях разные люди достигают неодинаковых результатов, поскольку качество и средства выполнения любой деятельности, её успешность и уровень достижений зависит от наличия способностей.
Определение содержания способностей во многом определяется тем смыслом, который мы вкладываем в это понятие.
По мнению Е.П. Ильина, в современной психологической науке существуют два основных подхода к изучению способностей – психологический и индивидуально–психологический [17, с. 98].
В рамках общепсихологического подхода способности понимаются как любое проявление возможностей человека. С позиции этого подхода все люди способны и способны к совершению соответствующего вида деятельности. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, способности – это синтетическое образование, включающее ряд данных, без которых человек не был бы способен к конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определённым образом организованной деятельности [35, с. 134].