Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Обучение правилам столового этикета детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1 Значение столового этикета в процессе воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста 5
2 Игра как средство обучения детей младшего дошкольного возраста правилам этикета 14
3 Опытно-практическая работа по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам этикета в игровой деятельности 23
Заключение 33
Список источников 35
Введение:
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяющем приоритетные задачи и содержание образования детей дошкольного возраста, указано, что дошкольная образовательная организация должна обеспечить создание благоприятных условий для развития абсолютно каждого ребенка как субъекта отношений и поведения, формирование общей культуры личности посредством приобщения к культурным ценностям [24, 54]. Одной из составляющей культурного содержания выступает этическая культура, приобщение к которой происходит достаточно рано, в частности в дошкольном возрасте.
Этикет – это часть содержания этической культуры. Курочкина И.Н. дает определение понятию этикет как «свод правил поведения, принятых в той или иной социокультурной группе», «установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека». В современной научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета в качестве социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания (С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, Э.Я. Соловьев и другие). Применительно к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста феномен этикета зачастую рассматривается в контексте формирования у детей культуры поведения.
Самой первой ролью, которой овладевает ребенок на протяжении длительного времени, является роль культурного человека во время приема пищи. Начинается это освоение с первых моментов кормления грудью, общения с мамой, овладения умением есть из ложки, пить из чашки. Затем – сложный период овладения умениями поведения за столом во время приема пищи, который приходится на дошкольный период.
В настоящее время установлено, что при определенных педагогических условиях и благодаря целенаправленному воспитанию и обучению дети дошкольного возраста способны не только узнать разнообразные правила поведения за столом, но и осознать их функции, личностное и социальное значение, добровольно следовать этим правилам в повседневной жизни. В то же время в образовательной практике задачи приобщения детей к знаниям столового этикета решаются формально, путем их прямой трансляции воспитанниками и средствами организации репродуктивного выполнения этих правил в повседневной жизни. Очень часто в условиях педагогического процесса воспитатели вообще не успевают уделить задачам формирования культуры поведения за столом необходимого внимания и времени и предпочитают переложить эту обязанность на плечи родителей. Особенно важно, чтобы формирование у детей знаний о правилах поведения за столом и соответствующих умений осуществлялось в процессе целенаправленного воспитания и в ходе организованной практики воспитанников.
Такой подход предполагает использование привлекательных и интересных воспитанникам педагогических средств и методов. Так, детская игра в системе инновационных и традиционных педагогических средств методов воспитания сохраняет свое доминирующее положение. Для наиболее эффективного обучения детей требуется погружение воспитанников в ситуацию, в том числе игровую. Тогда освоение, осознание, присвоение этикетных норм, правил и требований будет происходить более активно и осмысленно. Так, игровая деятельность позволяет погрузить ребенка в конкретную социальную, жизненно типичную ситуацию, обнаружить перед ним необходимость действовать по определенным правилам, апробировать различные модели этикетного поведения, скорректировать и отрефлексировать их.
В процессе игровой деятельности, как отмечается в исследованиях З.М. Богуславской, В.Н. Аванесовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и других, формируются умения самостоятельного принятия решений, закрепляются, осмысляются и систематизируются полученные ранее знания, вырабатываются навыки и умения кооперации, развиваются социально значимые черты личности. Сегодня педагогам доступны возможности использования в своей работе с детьми разнообразных игр, позволяющих успешно решать задачи познавательного, речевого, физического, коммуникативного и художественно-эстетического развития детей. Игр же, ориентированных на социальное развитие воспитанников, не так много. Это касается и игр, связанных с приобщением детей к столовому этикету.
Возникает противоречие между объективной необходимостью формирования у детей младшего дошкольного возраста знаний о столовом этикете и недостаточностью применения для решения данной задачи игровой деятельности как ведущего педагогического средства метода и формы образовательного процесса в ДОУ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация в опытно-практической работе методики обучения правилам столового этикета детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: обучение младших дошкольников правилам столового этикета.
Предмет исследования: процесс обучения правилам столового этикета детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить значение столового этикета в процессе воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать игру как средство обучения детей младшего дошкольного возраста правилам этикета.
3. Провести и проанализировать опытно-практическую работу по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам этикета в игровой деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опытно-практическая работа.
Текст работы:
Младший дошкольный возраст приходится на период 3-4 лет. В это время ребенок переживает серьезные изменения: начинает осознавать собственное «Я», интенсивно развиваются его чувства, пространственные представления. Многие дети в этом возрасте начинают посещать детский сад, что в первое время вызывает множество переживаний у дошкольников и даже стресс.
Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно в ней отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие всего одну-две роли. В игре дети проявляют свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
Этикет — очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности. Освоение этикетных знаний, их осмысление детьми позволяет ребенку выстраивать бесконфликтные отношения с партнерами, как с детьми, так и со взрослыми.
Столовый этикет подразумевает решение воспитательных задач – формирование у детей культуры поведения за столом. Задача воспитателей и родителей – научить младшего дошкольника правильно себя вести за столом, умело пользоваться различными столовыми приборами.
Игровая деятельность – это отличная возможность для формирования у младших дошкольников представлений о столовом этикете. Играя с набором игрушечной посуды, создавая ситуацию принятия гостей или обыгрывая сюжет из сказки, можно решить часто встречающуюся проблему кормления
детей, а заодно и познакомить с правилами поведения за столом.
Обучая кушать любимую куклу, детям волей-неволей приходится стать примером для игрушки. Таким образом, в игровой обстановке дошкольники учатся правилам поведения за столом, начинают осознавать, что можно делать, а что нет.
Предложенные нами игры были направлены, в первую очередь, на решение поставленных задач формирования у детей навыков столового этикета. Но мы считаем, что работу необходимо проводить в комплексе: проводить беседы с воспитанниками, создать предметно-развивающую среду, привлекать к процессу обучения родителей. И тогда системное использование игровой деятельности с детьми будет способствовать успешному овладению навыков столового этикета.
Целью работы было теоретическое обоснование и реализация в опытно-практической работе методики обучения правилам столового этикета детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Выявили значение столового этикета в процессе воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовали игру как средство обучения детей младшего дошкольного возраста правилам этикета.
3. Провели и проанализировали опытно-практическую работу по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам этикета в игровой деятельности.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.
Заключение:
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяющем приоритетные задачи и содержание образования детей дошкольного возраста, указано, что дошкольная образовательная организация должна обеспечить создание благоприятных условий для развития абсолютно каждого ребенка как субъекта отношений и поведения, формирование общей культуры личности посредством приобщения к культурным ценностям [24, 54]. Одной из составляющей культурного содержания выступает этическая культура, приобщение к которой происходит достаточно рано, в частности в дошкольном возрасте.
Этикет – это часть содержания этической культуры. Курочкина И.Н. дает определение понятию этикет как «свод правил поведения, принятых в той или иной социокультурной группе», «установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека». В современной научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета в качестве социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания (С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, Э.Я. Соловьев и другие). Применительно к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста феномен этикета зачастую рассматривается в контексте формирования у детей культуры поведения.
Самой первой ролью, которой овладевает ребенок на протяжении длительного времени, является роль культурного человека во время приема пищи. Начинается это освоение с первых моментов кормления грудью, общения с мамой, овладения умением есть из ложки, пить из чашки. Затем – сложный период овладения умениями поведения за столом во время приема пищи, который приходится на дошкольный период.
В настоящее время установлено, что при определенных педагогических условиях и благодаря целенаправленному воспитанию и обучению дети дошкольного возраста способны не только узнать разнообразные правила поведения за столом, но и осознать их функции, личностное и социальное значение, добровольно следовать этим правилам в повседневной жизни. В то же время в образовательной практике задачи приобщения детей к знаниям столового этикета решаются формально, путем их прямой трансляции воспитанниками и средствами организации репродуктивного выполнения этих правил в повседневной жизни. Очень часто в условиях педагогического процесса воспитатели вообще не успевают уделить задачам формирования культуры поведения за столом необходимого внимания и времени и предпочитают переложить эту обязанность на плечи родителей. Особенно важно, чтобы формирование у детей знаний о правилах поведения за столом и соответствующих умений осуществлялось в процессе целенаправленного воспитания и в ходе организованной практики воспитанников.
Такой подход предполагает использование привлекательных и интересных воспитанникам педагогических средств и методов. Так, детская игра в системе инновационных и традиционных педагогических средств методов воспитания сохраняет свое доминирующее положение. Для наиболее эффективного обучения детей требуется погружение воспитанников в ситуацию, в том числе игровую. Тогда освоение, осознание, присвоение этикетных норм, правил и требований будет происходить более активно и осмысленно. Так, игровая деятельность позволяет погрузить ребенка в конкретную социальную, жизненно типичную ситуацию, обнаружить перед ним необходимость действовать по определенным правилам, апробировать различные модели этикетного поведения, скорректировать и отрефлексировать их.
В процессе игровой деятельности, как отмечается в исследованиях З.М. Богуславской, В.Н. Аванесовой, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и других, формируются умения самостоятельного принятия решений, закрепляются, осмысляются и систематизируются полученные ранее знания, вырабатываются навыки и умения кооперации, развиваются социально значимые черты личности. Сегодня педагогам доступны возможности использования в своей работе с детьми разнообразных игр, позволяющих успешно решать задачи познавательного, речевого, физического, коммуникативного и художественно-эстетического развития детей. Игр же, ориентированных на социальное развитие воспитанников, не так много. Это касается и игр, связанных с приобщением детей к столовому этикету.
Возникает противоречие между объективной необходимостью формирования у детей младшего дошкольного возраста знаний о столовом этикете и недостаточностью применения для решения данной задачи игровой деятельности как ведущего педагогического средства метода и формы образовательного процесса в ДОУ.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация в опытно-практической работе методики обучения правилам столового этикета детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: обучение младших дошкольников правилам столового этикета.
Предмет исследования: процесс обучения правилам столового этикета детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить значение столового этикета в процессе воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать игру как средство обучения детей младшего дошкольного возраста правилам этикета.
3. Провести и проанализировать опытно-практическую работу по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам этикета в игровой деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опытно-практическая работа.
Список литературы:
1. ЗНАЧЕНИЕ СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший дошкольный возраст приходится на период 3-4 лет. Ближе к трем годам любимым выражением ребенка становится «Я сам». Он хочет стать таким же, как взрослый, но пока не может им быть. Именно, поэтому характерной чертой кризиса трех лет является отделение себя от взрослого.
Так, ведущей потребностью ребенка младшего дошкольного возраста, согласно основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», становится потребность в общении, уважении, признании его самостоятельности. Самостоятельность формируется в совместной деятельности с взрослым и непосредственно в личном опыте. Характерной особенностью психических процессов детей данного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», простых форм гордости [18, 35].
Ребенок данного возраста переживает интенсивное психическое и физическое развитие. Повышается его активность, которая становится более целенаправленной, движения разнообразны и координированы. Также происходят существенные изменения в содержании деятельности ребенка, в его характере, в отношениях с окружающими: сверстниками и взрослыми. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать.
Дети в возрасте 3-4 лет усваивают элементарные правила и нормы поведения, связанные с определенными запретами и разрешениями («можно», «нельзя», «нужно»). В 3 года ребенок уже идентифицирует себя с представителями своего пола и дифференцирует других людей по возрасту, полу; распознает детей, пожилых людей, взрослых и в реальной жизни, и на иллюстрациях.
У детей есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, умываться, одеваться, раздеваться, пользоваться носовым платком, полотенцем, расческой, выполнять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни ребенок уже овладевает элементарной культурой поведения во время умывания в туалетной комнате и еды за столом.
В то же время у детей данного возраста накапливается определённый запас представлений о различных свойствах предметов, о самом себе, явлениях окружающей действительности. В 3 года дошкольники знакомы с основными цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый). Они способны выбрать основные формы предметов (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) по образцу, иногда допуская незначительные ошибки. Детям известны слова меньше, больше, и из двух предметов (кубиков, палочек) они успешно выбирают меньший или больший. В этом возрасте дети практически осваивают пространство тех мест, в которых регулярно находятся. На основе опыта у них складываются пространственные представления. Освоение пространства происходит вместе с развитием речи: дошкольник учится пользоваться словами, которые обозначают пространственные отношения (наречия и предлоги). У детей наблюдается активное развитие. Ребенок, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести общаться со сверстниками. Речь играет роль действия. При помощи нее дошкольник узнает интересующую его информацию, задавая вопросы. Сама по себе речь становится интереснее, сложнее, обогащается словарный запас. Интенсивно развиваются чувства: привязанность, симпатия, сочувствия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи. В возрасте 3-4 лет чувства детей разнообразны, довольно сложные, но неустойчивые, ситуативные [17, 43].
Представления детей младшего дошкольного возраста о явлениях окружающей действительности вызваны, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, и с другой – его непосредственным опытом. Дети знакомы с предметами ближайшего окружения, их назначением (из чашки
пьют, на стуле сидят), с назначением ряда общественно-бытовых зданий (в магазине покупают игрушки, молоко, хлеб, одежду, обувь). Они имеют представления о средствах передвижения (машина, автобус, велосипед); о некоторых профессиях, праздниках, свойствах воды, снега, песка; различает и называет состояния погоды.
В этом возрасте у детей в ситуациях взаимодействия с взрослыми продолжает формироваться интерес к литературным персонажам и книге. Круг чтения дошкольника пополняется новыми произведениями. С помощью взрослых дети называют героев, сопереживают добрым, радуются хорошей концовке. Они с удовольствием рассматривают с взрослым иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказываются о ситуациях и персонажах – соотносят прочитанный текст и картинку.
Внимание детей 3-4 лет непроизвольно. Но его устойчивость напрямую зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок в этом возрасте может сосредоточиться в течение 10-15 минут. Память трехлетних детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят лишь ту информацию, что остается в их памяти без всяких усилий.
Детям еще сложно долго удерживать внимание на каком-то одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, они легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Ребенок может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если дошкольник эмоционально здоров, то он излучает оптимизм и жизнерадостность [22, 19].
Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Ребенок способен подражать и охотно подражает демонстрируемым ему игровым действиям. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие всего одну-две роли.