Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Образовательная организация, как управляемая система
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы управления образовательной организацией: системный подход 5
2. Анализ структурных компонентов системы управления МБУДО «ДХШ» г.Назарово Красноярского края 12
2.1. Краткая характеристика организации 12
2.2. Системообразующие компоненты организации 18
2.3. Организационная структура управления 19
3. Мероприятия по повышению эффективности управления образовательной организацией и их экономическое обоснование 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 33
Введение:
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что развитие и эффективное управление образовательными учреждениями отражает один из главнейших показателей уровня функционирования образовательной системы государства.
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе образования. За последнее десятилетие в России произошли серьезные преобразования в системе образования. Принятие «Закона об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года), издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (2013 год), принятие «Профессионального стандарта педагога» (18 октября 2013 года), послужило к выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству образования, а также к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать.
В теории и практике управления современным образованием одним из важнейших и общепризнанных методологических подходов является системный подход. Уже начиная с середины ХХ века, управление стало одним из спектров, которые объективно требовали конкретного системного подхода.
Многие модели в области теории и практики организации систем предложены русскими учеными в сборниках: «Организация и управление» под ред. акад. А. И. Берга (1968), «Проблемы методологии системного исследования» (1972), в серии работ М. И. Сетрова, В. Г. Афанасьева и др. Также работы в этой области представлены вышедшей в 1971 г. книгой американских авторов Р. Джонсона, Ф. Каста и Р. Розенцвейга «Системы и руководство» и опубликованной в 1981 г. Работой Дж. Гига «Прикладная общая теория систем».
Объект исследования – МБУДО «ДХШ» г.Назарово Красноярского края.
Предмет исследования – управление образовательной организацией как системой.
Цель исследования – разработать мероприятия по повышению эффективности управления образовательной организацией как системой. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы управления образовательной организацией с точки зрения системного подхода;
2. Провести анализ структурных компонентов системы управления МБУДО «ДХШ» г.Назарово Красноярского края;
3. Определить мероприятия по повышению эффективности управления образовательной организацией и их экономически обосновать.
Методы исследования: теоретические – анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические – анкетирование, а именно, анкетирование предложенное Роговым Е.И. «Уровень сформированности профессиональной компетентности».
База исследования — Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Назарово Красноярского края.
Заключение:
Применение системного подхода к управлению образовательной организацией позволяет выделить в структуре образовательного учреждения разнообразные подсистемы и компоненты, определить их взаимодействие, рассмотреть все управленческие действия во взаимосвязи, целенаправленно вести образовательную организацию к запланированным результатам. Руководитель в процессе осуществления данного подхода должен обладать знаниями и умениями выделять системы в окружающей его действительности, уметь прогнозировать системное качество и выстраивать иерархию управления, ее структуру, определяя при этом связи и взаимозависимости, четко понимая, что именно взаимодействие между элементами системы приводит к формированию нового, интегративного свойства.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Назарово Красноярского края является некоммерческой организацией, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями), а направляет ее на уставные цели.
Численность работников МБУДО «ДХШ» г.Назарово Красноярского края на 01.01.2019 года составляла 17 человек. По факту численность педагогических работников организации в 2019 году, сравнивая с плановым показателем отчетного года, выросла на 1 человека.
Для определения удовлетворенности сотрудников нами было осуществлено исследование удовлетворенности персонала факторами морально-психологического климата в коллективе, метод осуществляемого исследования – анкетирование. На первых трех позициях в рейтинге факторов морально-психологического климата в коллективе, которыми не удовлетворены работники, стоят бытовые условия труда, размер заработной платы, справедливость морального и материального стимулирования.
Оценка компетенций педагогического персонала организации проведена с помощью анкетирования предложенного Роговым Е.И. «Уровень сформированности профессиональной компетентности». 85,7% педагогического персонала МБУДО «ДХШ» г.Назарово Красноярского края имеют высокий уровень компетентности.
Проблемными зонами в направлениях базовых компетентностей педагога являются личностные качества и мотивация учебной деятельности.
Проведенный анализ проблемы исследования позволяет сделать вывод про необходимость разработки и внедрения предложения по совершенствованию системы мотивации труда педагогического персонала. Недостаточно четкая согласованность зависимости роста заработной платы с качеством работ, и повышением эффективности труда, в наибольшей степени касается педагогического персонала. Ведь вследствие особенностей труда педагогов, определении их должностных окладов, тарификация будет оставаться определяющей. Поэтому для достижения четкой связи между качеством их работы и объемам заработной платы, необходимым является применение аналитических методов оценки их труда, в частности взвешенной бальные системы оценок.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы управления образовательной организацией: системный подход
Особенности применения системного подхода впервые были описаны отечественным ученым А. А. Богдановым в 1912-1928 гг. в работе «Всеобщая организационная наука (тектология)». Новое развитие достижения ученого нашли свое отражение в работе Л. фон Берталанфи «Общая теория систем» уже в середине 30-х годов ХХ века. Автор данной работы описывает и объясняет функционирование и развитие систем на примере разных классов. Л. фон Берталанфи использует идею системного подхода, опираясь на трактовку понятия «система» как комплекса взаимосвязанных друг с другом элементов.
Активно развивающееся в научном мире системное движение, повлияло на применение системного подхода в управлении, где были сфокусированы усилия на объединение положительных моментов от рационалистического и от поведенческого подходов, с целью преодоления их ограниченности.
По мнению В.С. Лазарева, системный подход к процессу управления направлен «вовне» — то есть на поведение организации в крупной системе, а далее уже на то, что вызывает данное поведение . Одновременно с описанными ученым вопросами, в научных кругах изучаются вопросы системного подхода, исследуется стратегическая деятельность организаций и определение их стратегических целей.
В теории и практике управления современным образованием одним из важнейших и общепризнанных методологических подходов является также системный подход. Уже начиная с середины ХХ века, управление стало одним из спектров, которые объективно требовали конкретного системного подхода. Системный подход развивается усилиями отечественных (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Д. М. Гвишиани), зарубежных (Г. Кунц, C. О’Доннел) исследователей. В сфере образования системный подход освещался в работах Ю. А. Конаржевского, Т. И. Шамовой, М. М. Поташника, В. С. Лазарева, А.М. Моисеева и др..
Центральным определением в системном подходе является «система». В. Н. Садовским приводится около 40 его определений . В переводе с греческого «система» означает целое, составленное из частей, или соединение частей в целое. Таким образом, систему рассматривают как целое, которое состоит из связанных между собой компонентов.
Под системой понимается совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность . Системообразующим компонентом любой системы признаются цели. От их характера зависят другие компоненты.
Выделяют следующие основные общесистемные свойства:
1. Целостность. Данное свойство заключается в том, что изменение любого компонента системы влияет на все другие компоненты, что приводит к изменению системы в целом. Верно и обратное: любое изменение, происходящее в системе, отражается на всех ее компонентах.
2. Иерархичность системы состоит в том, что сама система может являться элементом системы более высокого порядка, а каждый ее элемент может являться системой более низкого уровня.
3. Эмерджентность определяет, что наличие особых свойств у какой-либо системы не присуще ее составным элементам, при этом невозможно свести свойства системы к сумме свойств её компонентов.
4. Функциональность предопределяет действие и взаимодействие всех компонентов системы в рамках своего функционального назначения.
Ю.А. Конаржевский выделяет ряд основных признаков, с помощью которых системы могут быть описаны как целостные и применены к школе:
— наличие совокупности элементов, каждый из которых представляет минимальную единицу, являющуюся пределом делимости в рамках конкретной системы. Элемент в составе системы выполняет только ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии его взаимосвязи с другими элементами;