Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Образ «маленького человека» в сентиментальных повестях Зощенко: вопросы преподавания в средней общеобразовательной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие о «маленьком человеке» 8
1.2. Образ маленького человека в русской литературе 12
ГЛАВА 2. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЗОЩЕНКО 22
2.1. История создания повестей. Авторская задача. Структура цикла 22
2.2. Образ главного героя цикла («маленького человека») 35
2.3. Вопрос преподавания и изучения сентиментальных повестей Зощенко в общеобразовательной школе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Введение:
Актуальность темы исследования. Определение «маленького человека» применяют к ряду литературных героев эпохи реализма. Этот образ являлся достаточно актуальным в 19 веке в творчестве русских писателей, которые раскрывали особенности общественной жизни и возможностей существования в ней мелких чиновников, мещан или бедных дворянин. Главной особенностью передачи этого образа становится отражение жизни простого человека, с его переживаниями, проблемами и радостями.
Среди писателей 19 века, которые глубоко раскрывали образ маленького человека можно назвать А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и других.
Представления о «маленьком человеке» было достаточно различным на протяжении развития литературы 19 века, поскольку каждый писатель по-разному представлял данного героя. А со второй трети 20 века этот образ уходит с литературных произведений.
Что касается М. Зощенко, то для читателя в первую очередь он является писателем с репутацией сатирика и юмориста. Однако в его произведениях мы можем увидеть такие проблемы как вопросы соотношения рационального и иррационального при изображении «маленького человека», проблему отношений культуры и жизни простых людей и т.п.
Героями прозы М. Зощенко становятся личности, которые страдают от комплекса неполноценности и постоянно должны отстаивать свое достоинство в различных жизненных ситуациях.
Степень изученности темы исследования. Среди исследований советских литературоведом многие работы посвящены раскрытию темы «маленького человека» в русской литературе и творчестве таких писателей как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.
Одной из значимых работ можно назвать исследование А.Г. Цейтлина, которое было проведено в 1920-х годах по вопросам историко-литературного раскрытия темы «бедного чиновника». Ученый исследовал среду и роль в развитии литературы творчества Гоголя и других писателей «натуральной школы».
Еще одним исследователем темы «маленького человека» выступает В.В. Виноградов, занимавшийся изучением произведений в конце 20-х — начале 30-х годов 20 века. В 1940-х годах появляются кандидатские диссертации, посвященные данной теме, среди которых выделяется работа В.Ф. Руденко. А далее образ «маленького человека» в творчестве многих писателей – представителей эпохи реализма, изучается многими крупнейшими литературоведами. Однако на сегодня практически отсутствует углубленное изучение образ «маленького человека» в повестях М. Зощенко, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Тем самым целью исследования выступает раскрытие особенностей образа «маленького человека» в цикле сентиментальных повестей М. Зощенко.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть понятие «маленький человек» в литературоведческих словарях.
2. Охарактеризовать образ «маленького человека» в русской литературе.
3. Изучить особенности, историю создания и структуру цикла «Сентиментальные повести» М. Зощенко.
4. Проанализировать образы «маленького человека» в повестях цикла М. Зощенко.
Объектом исследования выступает образ «маленького человека» в творчестве русских писателей.
Предметом исследования является характеристика образа «маленького человека» в цикле М. Зощенко «Сентиментальные повести».
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение специальной литературы, статей, очерков и заметок по теме исследования.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ произведений русской литературы эпохи реализма 19 века.
3. Анализ произведений М. Зощенко из цикла «Сентиментальные повести».
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данная работа помогает раскрыть реалии 19 века через литературные произведения его представителей, изучение которых может быть полезно для литературоведов, занимающихся исследованиями особенностей произведений эпохи реализма, а также для студентов, изучающих данную тему.
Структура работы определена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение:
Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».
Пушкин, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека» на ранних стадиях своего творчества старался показать высокую духовность персонажей, как, например, в рассказе «Станционный смотритель». Позднее в его произведениях зазвучали мотивы перехода образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя — «Песни западных славян». В своих исторических поэмах Александр Сергеевич рассматривает вечное соотношение «маленького человека» и неограниченной власти — «Арап Петра Великого», «Полтава».
Для всех произведений Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя — «маленького человека», мастерское написание его портрета, от которого не ускользнула ни одна черта.
Прямым продолжателем тематики «маленького человека» Пушкина стал Николай Васильевич Гоголь. Наиболее полно она выразилась в повести «Шинель». Позднее по стопам Пушкина и Гоголя пошел Федор Михайлович Достоевский, подаривший нам ни один образ «маленького человека» в романах «Преступление и наказание» и «Бедные люди».
Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения
В представлении Л. Толстого, Н. Лескова, А. Куприна «маленький человек» — это талантливый, самоотверженный человек. Наиболее яркими этими образы вышли в романе «Война и мир» и повести «Левша».
Подобное разнообразие в трактовке образа маленького человека и его эволюция у самого Пушкина объясняются постоянными социальными переменами и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха дает своего «маленького человека».
Но, с начала XX века данная тематика постепенно сходит на нет и образ «маленького человека» в русской литературе исчезает, уступая место другим героям.
Собирательный образ «маленького человека» несёт в себе воспитательный потенциал. Через призму юмора Михаил Зощенко пытается донести до читателя, что не нужно бояться жизни. Писатель предупреждает, что внешние обстоятельства могут сломить человека, но нужно приложить все усилия, чтобы не опускаться до уровня Забежкина, Котофеева и Аполлона, которые видят смысл своей жизни только в материальных ценностях.
Те, кто предпочел «золотого тельца» и сделал его смыслом всей жизни, развенчаны у Зощенко. Таким образом, мы можем сказать о том, что Михаил Михайлович Зощенко был одним из писателей советского времени, который как нельзя точно изобразил нового героя, новый типаж общества.
Над персонажами Зощенко хочется одновременно и посмеяться, и пожалеть их. «Маленькие люди», которые населили нашу страну, были настоящим отражением эпохи, которую они создали сами. Литература оказывается источником гуманитарной энергии, поскольку является важным источником понимания человека.
«Настало время, чтобы центр мироздания (человек) стал воздействовать на общество, то есть началась тенденция движения к центру в поисках истины о человеке, разновекторность сменилась тенденцией центробежной, чтобы гуманитарная энергия не концентрировалась. А «заработала» (теперь уже от человека к обществу, а не наоборот, как это было в предшествующей истории».
Главной задачей современной педагогики актуализировать классику и включить механизм «выработки гуманитарной энергии».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие о «маленьком человеке»
Тема «маленького человека» является одной из сквозных в русской литературе. Появление данного образа опирается на имеющуюся в российской карьерной лестнице четырнадцати ступеней, при которых на низших ступенях находились люди малого образования, постоянно претерпевающие обиды со стороны других, страдающие от бедности и т.п. Зачастую в образе «маленького человека» передавалась жизнь людей, чье радости или беды не вызывают внимания со стороны окружающих, такие люди проживают свою жизнь незаметно и также уходят из нее .
Само понятие «маленького человека» используется при определении такого литературного героя, который имеет довольно низкое место в социальной иерархии, например, является мелким чиновником, мещанином или бедным дворянином.
Актуальность образа «маленького человека» в литературе была связана с становлением демократичности в ней. Впервые данное понятие употребил Белинский в своей статье от 1840 года на тему «Горе от ума». Использование данной темы можно увидеть у многих писателей, поскольку ее задачей выступало отражение жизни простых людей, которые имеют свои переживания, проблемы и радости. В связи с этим русские писатели отражали в своих произведениях особенности жизни и труда обычных людей. Такие «маленькие люди» в произведениях писателей являются представителями из народа, однако каждый автор передает по-своему их жизненный устой, мысли и проблемы .
Первоисточником темы «маленького человека» в отечественной литературе можно считать Евангелие, которое рисует человека, меньшего перед богом, однако не перед земной властью или богатствами. Далее, внимание к жизни тех людей, которые «униженны и оскорблены» постепенно проявляется в произведениях русских авторов, показывающих особенности жизни человека из «низшего класса».
В литературной энциклопедии можно увидеть такое определение «маленького человека» как отображение разнородных героев, которые объединяются одним общим качеством, заключающимся в их социальном положении, которое притом становится причиной формирования их общественного поведения и особой психологии, считающих себя несправедливо униженными и уязвленные своей гордостью .
Словарь литературоведческих терминов говорит о том, что «маленький человек» представляет собой условное название ряда разнородных героев, которые находятся на нижней нише социальной иерархии. Главный сюжет таких произведений зачастую посвящен описанию истории обиды или оскорбления главного героя со стороны более высших людей по своему социальному положению .