Средства ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Нетрадиционные техники рисования как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
.. 6

1.1.       Сущность понятия «формирование представлений об окружающем
мире» в психолого-педагогической литературе
. 6

1.2.       Особенности формирования представлений об окружающем мире у
детей дошкольного возраста
   11

1.3 Нетрадиционные техники рисования как
средство ознакомления с окружающим миром
.. 22

Выводы по Главе 1. 28

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
.. 29

2.1. Первичная диагностика сформированности представлений
детей об окружающем мире
. 29

2.2. Программа ознакомления детей дошкольного возраста с
окружающим миром посредством нетрадиционных техник рисования
. 45

2.3. Выявление эффективности внедренной программы.. 51

Выводы по Главе 2. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 75

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования
. Окружающий мир очень разнообразен. Он
включает предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и явлениями окружающего мира
представляется одной из ключевых задач развития и воспитания. Приобретение
представлений об окружающем мире связаны, в первую очередь, с тем, что знания и
опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, трансформируются в устойчивые
морально-нравственные императивы.

На сегодняшний день перед педагогической наукой
и практикой сформированы новые задачи, которые существенно отличаются
обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требования
к ним, которые непосредственно регламентируются Федеральным гос.
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), который
определяет потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального
развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО, любые
воспитательно-образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных
особенностей дошкольников (учитывать ведущий вид деятельности,уровень сформированности
психической характеристики и прочее),а также в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с
окружающим миром,не только познает его реалии в области растительного,
животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним
взаимодействовать, оперируя полученным опытом.

Творческое осмысление является эффективным
способомформирования представлений об окружающем мире, поскольку оно делает
возможным прогресс развития личности. В процессе дошкольного образования
следует считать одним из важнейших направлений использование различных видов
творческих способностей, направленных художественного, эстетического, социального
и нравственного воспитания детей. Творческие задания обладают большим
педагогическим потенциалом развития дошкольников.

Педагогическая современная практика демонстрирует
то, что достаточно быстрое изменение многих точек зрения относительно психологических
и художественных условий формирования представлений об окружающем мире,
изменение и развитие детского мировоззрения требуют существенных трансформаций
технологии работы педагогов с детьми.

На сегодняшний день для формирования
представлений об окружающем мире дошкольников начали использовать различные нетрадиционные
техники на занятиях рисования. Эти занятия имеют в том числе и пользу для
духовного развития детей. Нестандартная, необычная работа дает возможность
детям ощутить очень сильные эмоции, развивает творческие способности,
креативность,что обогащает личность,развивает представления об окружающем мире
посредством специально подобранных занятий.

Выбор нетрадиционных техник рисования как
одно из средств формирования представлений об окружающем мире назвать случайным
не представляется возможным. Большую часть нетрадиционных техник можно отнести
к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования
специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Другой ряд нетрадиционных
техник – это вполне осознанное рисование,но с помощью специальных техник и
приемов,которые способны заинтересовать детей. Исходя из этого можно
подтвердить актуальность данной работы которая заключается в том, что нетрадиционные
техники рисования – очень интересный процесс, способствующий детскому развитию.
Исходя из этого необходимо проводить специальную работу с помощью
нетрадиционных методик в русле формирования представлений об окружающем мире.

Объект
исследования
: процесс формирования представлений
дошкольников об окружающем мире.

Предмет
исследования
: средства формирования представлений
дошкольников об окружающем мире.

Гипотеза
исследования
состоит в том, что нетрадиционные техники
рисования являются эффективным средством формирования представлений
дошкольников об окружающем мире.

Цель
исследования
– выявление возможностей использования нетрадиционных
техник рисования для формирования представлений об окружающем мире у детей
дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели исследования
был сформулирован перечень исследовательских задач:

— рассмотреть сущность понятия
«формирование представлений об окружающем мире» в психолого-педагогической
литературе;

— изучить особенности формирования
представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;

— представить нетрадиционные техники
рисования как средство ознакомления с окружающим миром;

— провести проверку, результат
сформированности представлений детей об окружающем мире;

— разработать программу ознакомления детей
дошкольного возраста с окружающим миром посредством нетрадиционных техник
рисования;

— выявить эффективность разработанной
программы.

Научная
разработанность проблемы
. Исследования по проблеме
исследования проводились в следующих направлениях:

— психолого-педагогическое направление
формирования представлений дошкольников об окружающем мире (К.В. Васильева,
А.А. Вахрушев, О.В.Дыбина, И.В. Егоров, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Лаврентьева, А.Р.
Лурия, Б.М. Теплов и другие);

— развитие детей через рисование (Р.Г.
Казакова, А.С. Канцедикас, Б.Ф. Ломов, В.В. Стасов и другие).

Анализ изученных источников дает основание
полагать о том,что формирование представлений об окружающем мире детей
дошкольного возраста носит комплексный характер. В частности, исследователи
представляют принципы формирования системы знаний о природе у дошкольников и
вопросы взаимосвязей их труда в природной среде с диапазоном возможностей для
полноценного развития. Исследования ученых в русле изобразительного творчества
подтверждают, что использование нетрадиционных техник рисования способствует
развитию творческих способностей у дошкольников, формируют у них общее воображение,
приносят  яркие эмоциональные впечатления
и раскрывают возможность использования бытовых предметов в качестве  художественных материалов. Данная тема
является на сегодняшний день изученной,однако включение нетрадиционных техник в
формирование представлений дошкольников об окружающем мире сегодня – это
новое,только развивающееся направление,которое требует дополнительного
исследования.

Практическая
значимость исследования
заключается в том,что разработанная
в процессе исследования программа может являться методическим пособием для
педагогов детского дошкольного учреждения, в то время как результаты
исследования являются опорой представлений о том, как происходит ознакомление дошкольников
с окружающим миром посредством нетрадиционных техник рисования.

Методы исследования:

— теоретические (анализ, синтез);

— практические (тестирование, методическая
разработка, анализ результатов).

Структура
исследования
. В данной работе представлено введение,
основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованных
источников и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе проведенного исследования были
решены следующие задачи:

— рассмотрена сущность понятия
«формирование представлений об окружающем мире» в психолого-педагогической
литературе;

— изучены особенности формирования
представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;

— представлены нетрадиционные техники
рисования как средство ознакомления с окружающим миром;

— проведена первичная диагностика
сформированности представлений детей об окружающем мире;

— разработана программа ознакомления детей
дошкольного возраста с окружающим миром посредством нетрадиционных техник
рисования;

— выявлена эффективность разработанной
программы.

В ходе теоретического исследования было
определено, что формирование представлений об окружающем мире– это особенный
компонент умственного развития ребенка, что непосредственно связано с важностью
включения дошкольника в процесс жизнедеятельности. При этом следует понимать,
что формируемые знания здесь состоят из полных и точных представлений о
назначении предметов, их свойствах и качествах, их применении и ключевых
процессах.

Для детского развития приобретение знаний
о природе и природных явлениях является чрезвычайно важным, поскольку обладает
личностно обогащающим потенциалом. Ознакомление детей с окружающим миром –
процесс комплексный и многосторонний, и здесь выбор методов и приемов является
приоритетом педагога.

Формы и особенности формирования
представлений об окружающем мире у дошкольников могут быть совершенно
различными, что зависит от воспитательных и образовательных задач.

 

Нетрадиционные техники рисования как
средство формирования представлений об окружающем мире – это один из видов
экспериментирования, которое призвано активировать интерес дошкольников через
тактильное восприятие в процессе непосредственной деятельности.

Нетрадиционные техники в рисовании
позволяют развивать интерес ребенка к художественному творчеству.

Необходимо проявлять заботу о том, чтобы
деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его собственные
силы, вселяет уверенность в себе, расширяет кругозор и, соответственно,
формирует его представления об окружающем мире.

В процессе эмпирического исследования была
выявлена эффективность занятий рисованием в нетрадиционной технике с детьми
дошкольного возраста, что подтвердилось проведением трех этапов
опытно-экспериментальной работы: входного, формирующего и констатирующего
экспериментов.

В ходе входного эксперимента было
выявлено, что уровень представлений об окружающем мире у дошкольников двух
групп (экспериментальная и контрольная) не является достаточным, вследствие
чего было принято решение провести серию занятий по рисованию в нетрадиционной
технике.

Особенность программы заключалась в том,
что она разбита на блоки, которые позволяют отдельно изучить растительный мир,
животный мир и так далее.

Формирующий эксперимент проводился только
с детьми экспериментальной группы.

Далее был проведен контрольный эксперимент
в обоих группах, результаты которого показали, что в контрольной группе
показатели представлений об окружающем мире у детей за прошедшие полгода не
изменились, в то время как в экспериментальной группе показатели представлений
об окружающем мире достаточно повысились. У четырех детей стал средний уровень
сформированности представлений об окружающем мире, у шести детей – высокий
уровень, в то врем как изначально детей с высоким уровнем сформированности
представлений об окружающем мире в экспериментальной группе не имелось. При
этом у шести детей был констатирован низкий уровень сформированности
представлений об окружающем мире, у четырех детей – средний уровень. Ранее
высокий уровень у детей отсутствовал, тогда как после усвоения программы детей
с высоким уровнем стало 60%. 

Именно это позволяет говорить об
эффективности внедренной программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром
посредством рисования в нетрадиционных техниках.

Так, полученные результаты, которые
повысились после того, как детям была предложена полугодовая
воспитательно-образовательная программа, являются непосредственным
подтверждением того, что ознакамливать детей с окружающим миром с помощью
нетрадиционных техник рисования не только интересно, но и действенно.

Гипотеза проведенного исследования,
которая состояла в том, нетрадиционные техники рисования являются эффективным
средством формирования представлений дошкольников об окружающем мире,
подтверждена.

Таким образом, задачи данного исследования
решены. Цель исследования является достигнутой.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

 

1.1.         
Сущность понятия «формирование представлений об окружающем
мире» в психолого-педагогической литературе

 

Понятие «представление» сегодня принято
использовать в обиходном и научном значениях. Соответственно, в первом случае
представление следует понимать как неполное, предварительное знание с неявным
характером [
1, с. 184]. При этом же в научном
употреблении понятие «представления» приобретает новое содержание, однако же, с
философских и психологических позиций суть понятия трактуется по-разному. Для ученых-философов
представление представляет собой предмет мышления, предмет чувствования,
наглядности [
11, с. 359]. В психологическом
понимании представление является сугубо психическим актом, благодаря которому
все мыслимое, представляемое, предполагаемое из сферы бессознательного
трансформируется в фрагментарное содержание сознания [
12, с. 406].

В научной литературе принято использовать
несколько иной терминологический аппарат, в частности, в него входит понятие
«представливание». Данный термин был введен Б.М. Тепловым с целью обозначения
процесса создания слухового музыкального образа [
54]. Кроме того, понятие также
применялось в целях обозначения процесса формирования зрительных образов. В
частности, активно апеллировали им такие исследователи как Б.Ф. Ломов [
11], Е.Н. Кабанова-Меллер [25], Ф.Н. Шемякин [16], И.С. Якиманская [17] и прочие исследователи. Как научный
термин «представление» в психолого-педагогической литературе можно
рассматривать в качестве наглядного образа какого-либо предмета или явления, причем,
этот образ возникает преимущественно на основе уже имеющегося опыта при помощи
его воспроизведения в собственном воображении или памяти. Исходя из этого
принято различать представления памяти и представления воображения [
18, с. 279].

При этом следует понимать, что представления
не материальны, несмотря на то, что их источником в основном являются предметы
и явления окружающего мира. Представления – это психические образования, которые
могут воспроизводить чувственные образы.

С точки зрения образности представления весьма
похожи с ощущениями и восприятиями. Тем не менее, в отличие от них
представления возникают когда рядом нет относящихся к ним предметов. В этом, как
говорил С.Л. Рубинштейн, и заключается ключевое отличие представления от
восприятия [
19, с. 261]. Сравнивая образ
представления с образами ощущения и восприятия можно сделать такой итог, что
представления могут разъясняться как вторичный образ явления или предмета,
который сохранен в памяти.

В психологической литературе обозначается
то, что представления преимущественно являются менее яркими и абстрактными, нежели
восприятия, кроме того, они всегда уступают последним в этом отношении. Также
можно обратить внимание на то, что у отдельных личностей представления могут
быть достаточно яркими: некоторые писатели, художники и композиторы, к примеру,
как бы видят персонажей своих произведений [
20].

В некоторых источниках такая точка зрения рассматривается
в качестве неверной. А.Р. Лурия,в частности,писал о том, что образы
представлений не скуднее, а неизмеримо богаче наглядных образов. И для
доказательства своей точки зрения автор свидетельствовал о том, что образы
представлений всегда являются полимодальными, исходя из чего они являются
следами нелегкой практической деятельности с предметом и включают в свой состав
элементы  зрительные, осязательные,
слуховые и двигательные следы. При этом внешне образы представлений первое
время могут наглядно казаться  более
скудными и схематичными, а множественный состав образа представления, включающий
в себя практику взаимоотношений с предметом, формулирует представление о
предмете гораздо богаче, чем его внешний вид.

А также А.Р. Лурия писал, что состав
образов интеллектуальной переработки впечатления о предмете, выделении в
предмете самых существенных признаков, отнесении его к определенной категории,
особенно видимая размытость и скудность образа представления в сравнении с наглядным
зрительным образом в частности является признаком его обобщенности, достаточного
богатства стоящих за ним связей, возможностью включения его в любые отношения;
обманчивая бедность образа представления говорит о том, что какой-либо признак
выделяется в нем как самый существенный, в то время другие признаки
игнорируются как менее существенные [
34, с. 66].

А.Р. Лурия,как еще следует заметить,вполне
справедливо писал о том, что образ представления – это не пассивный отпечаток
зрительного восприятия, а достаточно сложное психологическое образование,
которое включает в свой состав в том числе анализ и синтез, абстракцию и
обобщение, и, следовательно, является результатом глубокой деятельности. Данное
предоставляет возможность предполагатьо том, что образ представления является
вполне свернутым продуктом сложной деятельности с тем или иным предметом [
34, с. 68].

Представления являются довольно высокой
формой психической деятельности человека, они стоят немного выше ощущений и
восприятия. Это можно подтвердить тем фактом, что наглядные образы предметов и
явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств при их
восприятии, в основном, в представлении воспроизводятся в переработанном виде,
а также позволяют мысленно группировать из отдельных образов более сложные
представления [
31, с. 475].

Физиологическим механизмом представлений при
этом следует считать систему временных связей, особенно ассоциаций, возникающих
впоследствии синтетической деятельности мозга [
4, с. 23].

С точки зрения сущности понятия «формирование
представлений об окружающем мире» следует обратить внимание на то, что содержание
программы должно обеспечивать направления развития и образования детей в
следующих областях, как показано на Рисунке 1.



















Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы