Урок экономики в школе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Нетрадиционные формы организации уроков экономики в современной общеобразовательной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты методики организации нетрадиционных уроков по экономике 9
1.1. Понятие «нетрадиционные уроки» по экономике и их роль в обучении современных школьников 9
1.2. Виды нетрадиционных уроков экономики и методика их организации……………………………………………………………………13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Нетрадиционные формы организации уроков в школьной практике обучения экономике. 20
2.1. Практический опыт педагогов-новаторов по проведению уроков экономики в нетрадиционной форме 20
2.2. Анализ нетрадиционных форм организации уроков экономики в 11 классе 26
Выводы по 2 главе 30
Заключение 32
Список источников и литературы 35
Приложение

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Актуальность данной темы исследования связана с тем, что изменения в образовательной парадигме обусловлены необходимостью отказаться от устаревшей информационно-концептуальной системы в пользу системно-деятельностного подхода, включающего инновационные и творческие компоненты в педагогический процесс. Нетрадиционные формы уроков в школе, по сути, являются концептуальным ответом на новые образовательные задачи, демонстрацией прогресса образовательного процесса, который характеризуется свободной структурой и широким выбором организационных возможностей.
Активное включение нетрадиционных уроков в процесс обучения не случаен, это связано с рядом обстоятельств:
1. Масштабные социально-экономические изменения последних лет, связанные с процессами глобализации, быстрой технологической революцией и доступностью знаний, существенно повлияли на реалии жизни российского общества, что привело к смене ключевых приоритетов государственной образовательной политики. Необходимо было срочно искать возможности улучшить не только процесс обучения в целом, но и его основную организационную форму — уроки.
2. Доминирование классно-урочной системы в отечественном образовательном пространстве привело к утверждению и совершенствованию однотипных схем проектирования для классов, механический переход которых в новые педагогические условия представляет угрозу для показателей эффективности обучения, в том числе и для уроков экономики.
Предмет «Экономика» предполагает использование различных форм, средств и методов обучения, которые должны быть направлены на формирование личности готовой к современным социально-экономическим изменениям в современном обществе. Именно поэтому использование нетрадиционных форм должно способствовать повышению познавательной и личностной активности каждого ученика, мотивации и уровня социализации.
Данная проблема до сих пор сохраняет высокий уровень актуальности ввиду того, что в российской образовательной среде до сих пор сохраняются противоречия между декларируемыми целями школьного обучения и реальными учебными достижениями учащихся, между проверенными традиционными методами и необходимостью реализации нетрадиционных уроков экономике в школе.
Следует отметить, что изучение экономики сегодня является насущной необходимостью. В системе экономических отношений каждый из нас выступает полноправным участником хозяйственной жизни в стране и мире сначала как потребитель, а впоследствии как производитель товаров и услуг. Вне экономики не остается никто. Поэтому знание этой науки поможет подрастающему поколению сориентироваться в окружающем мире, целенаправленно принимать рациональные решения, проявлять свои сильные и слабые стороны на рынке труда, обеспечивать благосостояние своей семьи.
Включение учебного предмета «Экономика» в инвариантную составляющую часть учебных планов и разработка ряда спецкурсов по экономике нуждаются в повышении уровня методической подготовки.
В практике обучения экономики важным является не только раскрытие содержания экономических категорий и концепций, но найти эффективные формы их преподавания, добиться их усвоения.
Именно поэтому, использование нетрадиционных форм организации уроков экономики в методике является актуальным.
Степень научной разработанности.
Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках — не новая проблема в дидактике.
Проблемами методики преподавания, путей совершенствования нетрадиционного урока занимались многие ученые такие В.С. Безрукова, В.П. Беспалько. Н.П. Волкова, А.Гон, Н.Е. Мойсеюк, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, О. Пометун, О.В. Трофимова и др.
Нетрадиционные уроки в рамках учебного предмета по экономике, так же были широко изучены в научных трудах: А.А. Гарифуллина, П.А. Дубовская, Е.В. Евпалова, А.А. Зинченко, Г.Э. Королева, Н.П. Хвесенят и др.
А.А. Гарифуллина в научной статье «Эвристические методы в экономике» представляет различные нетрадиционные формы проведения уроков и внеурочной деятельности по экономике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, можно сделать следующие выводы:
1. В работе мы рассмотрели вопросы теории и практики использования в школе нестандартных уроков по экономике. Предложены различные авторские подходы к классификации нестандартных уроков относительно педагогических технологий обучения. В процессе изучения теоретических подходов к нетрадиционным формам обучения, было выявлено, что нетрадиционный урок — это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру, необычный замысел с использованием различных занимательных материалов.
2. Основными нетрадиционными формами проведения уроков экономики в школе являются:
1. Нетрадиционные формы, основанные на информационных и коммуникационных технологиях: урок-лекция, урок-семинар, урок-эссе, урок-конференция, творческие отчеты по урокам, урок-консультация, урок-тест, урок — импровизированный экзамен, уроки — взаимное обучение, урок — информация, интегрированный урок.
2. Нетрадиционные формы, основанные на игровых технологиях.
3. Нетрадиционные формы, основанные на исследованиях: диалог, устный журнал, размышления, споры, пресс-конференции, репортаж, противоречия урока, парадокс урока, поиск, разведка, лабораторные исследования, заочное путешествие, экспедиция, научные исследования.
4. Нетрадиционные формы, основанные на интерактивных технологиях.
5. Нетрадиционные формы, основанные на тренинге: внимания, воображения, памяти, «Познай себя», «Знай свои способности» и т.д.
Использование нестандартных уроков и технологий на уроках экономики способствует творчеству как преподавателей, так и учащихся.
Преимущества нестандартных уроков по сравнению с обычными структурами экономических уроков заключаются в том, что учащиеся больше заинтересованы в обучении, своей активности в обучении и творчестве, самостоятельном поиске знаний, успешном опыте, инициативности, возможности индивидуального подхода к студентам, использование инновационных и информационно-педагогических технологий, развитие культуры общения, взаимопонимания и др.
Выяснилось, что использование нестандартных уроков и индивидуальных нестандартных методик педагогического оборудования и технологий на уроках экономики способствует творчеству как учителя, так и учеников.
Выявлены преимущества нестандартных уроков по сравнению с обычными структурами уроков, а также выявлены некоторые трудности и недостатки использования нестандартных уроков:
— стоимость дополнительного времени на подготовку и проведение таких уроков;
— не все ученики одинаково активны;
— организационные трудности (дисциплина, правила поведения);
— система оценки и анализа результатов обучения усложняется;
— обеспечение научно-методической и материально-технической базы для обучения;
— найти конкретное место для таких уроков в учебном процессе и тому подобное.
3. Во второй главе рассмотрена практика использования различных нестандартных форм преподавания экономики в старших классах, а так же представлены свои варианты. Предлагались варианты обучения, которые показывают, что правильно выбранные и комбинированные нетрадиционные формы уроков по экономике способствуют формированию у учащихся социально-экономических знаний, их способности применять на практике, ориентироваться в явлениях и принимать решения в различных ситуациях, работать в группах выражать свое мнение, выслушивать и уважать мнение других, организовывать и координировать свою работу и уметь ее корректировать и оценивать.
4. Был проведен провести анализ нетрадиционных форм организации уроков экономики в 11 классе.
Было выявлено, что непременным условием обучения должна являться работа с актуальной информацией. Учащиеся должны знать сайты, публикующие статистические отчеты о современном экономическом положении, находить и отбирать необходимые сведения и факты, интерпретировать информацию. Построение и анализ графиков, таблиц и схем, умение сделать вывод, услышав новость по телевидению, составить экономический прогноз — все это элементы экономического мышления, которые должны присутствовать у выпускника школы.
На основании вышесказанного, были представлены свои варианты проведения нетрадиционных форм уроков.
Исходя из разработки авторских нетрадиционных форм, сделаем вывод, что они были направлены на развитие ключевых компетенций, практических навыков и творческого развития личности.
Поэтому можно сделать вывод, что если учесть все факторы эффективности образовательного процесса, органично выбрать формы занятий в зависимости от целей и задач образовательного процесса, возраста и дисциплины, то уровень усвоения учебного материала может увеличиться.

 

Фрагмент текста работы:

 

В условиях реализации компетентностного подхода одной из основных задач современной школы является формирование активной интеллектуальной личности, имеет достаточный уровень культуры, обладает знанием основ наук, способна креативно мыслить, проявлять инициативу, творчески решать жизненные и профессиональные задачи. Большой вклад в формирование такой личности обеспечивает использование в учебном процессе нестандартных форм организации обучения, которые создают условия для активной учебной деятельности школьников. Эти формы осуществляют эмоциональное воздействие на детей, поддерживают интерес к учебе, обеспечивают интеллектуальный развитие, побуждают к инициативе, формируют навыки взаимодействия с другими участниками учебного процесса.
Использование нестандартных организационных форм требует разумного их дозирования и учета специфики учебного предмета и возрастных особенностей школьников. Такие занятия невозможно применять систематически, при изучении любой темы. Они используются время от времени, чтобы разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию изучение предмета, осуществить эмоциональное воздействие на учащихся.
Учитывая указанное, актуальной для методики обучения экономики является проблема выбора, моделирования и проведения нестандартных организационных форм обучения.
Так, В.С. Безрукова приводит определение нестандартного урока, их классификацию.
«Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах и методике проведения таких занятий. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков являются: уроки — пресс — конференции, уроки — аукционы, уроки — деловые игры, уроки — погружение, уроки типа КВН, уроки — консультации, компьютерные уроки, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимного обучения, уроки творчества, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки- сомнения, уроки-творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки- «суды», уроки — поиска истины, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки — ролевые игры, уроки-экскурсии, интегрированные уроки и т.д.»[4, с. 217-218].
Итак, здесь приведен перечень некоторых нестандартных уроков, а не их классификация по определенным параметрам. Автор подчеркивает, что нестандартные уроки больше нравятся ученикам, чем будничные учебные занятия. В них необычные замысел, организация, методика проведения. Поэтому многие педагоги видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в демократизации школы. С другой стороны — превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить только их нецелесообразно из-за отсутствия серьезной познавательной труда учащихся, невысокой результативности, большой потери времени.
В частности, И. Подласый нестандартным (нетрадиционным) считает импровизированное учебное занятие, которое имеет нестандартную структуру. [24]
А.А. Гарифуллина нестандартным называет урок, который выходит за пределы определенных в дидактике требований к этой форме обучения. [7]
По мнению Е.В. Евиловой, особенность нестандартного урока заключается в преподавании определенного материала в форме, связанной с многочисленными ассоциациями, различными эмоциями помогает создать положительную мотивацию учебной деятельности. [12]
М.И. Махмутов рассматривает нетрадиционные формы обучения в начальной школе как разновидности уроков, специфика которых зависит от ведущего способа организации учебной деятельности учащихся [18]
По мнению О. Пометун, Л. Пироженко, сущность нестандартного урока заключается в таком структурировании содержания и формы обучения, которое бы вызвало, прежде всего, интерес учеников и способствовало их оптимальному развитию и воспитанию[25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы