Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Нейропсихологические особенности памяти у детей младшего школьного возраста с резидуальной энцифалопатией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
I. Теоретическое обоснование заболевания резидуальная энцефалопатия у детей 12
1.1 Понятие и классификация резидуальной энцефалопатии 12
1.2 Причины возникновения и профилактика 14
1.3 Симптомы, признаки, осложнения и последствия резидуальной энцефалопатии 16
1.4 Методы диагностики и лечения 17
1.5 Нейропсихологическая оценка формирования памяти в норме и у детей с патологиями 22
II. Эмпирические исследования нейропсихологических особенностей памяти у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией 26
2.1. Нейропсихологическая диагностика памяти…………………………26
2.2. Методы диагностики…………………………………………………….29
2.3. Анализ результатов и выводы 38
2.4 Примерные рекомендации, направленные на процесс восстановления памяти у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..48
Введение:
Резидуальная энцефалопатия сопровождается активным процессом отмирания клеток в центральной нервной системе. Заболевание имеет некоторые особенности в развитии и лечении.
Данные нюансы отличают патологию от других типов энцефалопатии. Термин «резидуальный» обозначает «остаточный» недуг.
Заболевание развивается на фоне других патологий и главным провоцирующим фактором является отсутствие полноценной терапии болезней, оказывающих негативное воздействие на головной мозг.
Энцефалопатия у детей на сегодняшний день, к сожалению, встречается довольно часто. В раннем возрасте болезнь может сопровождаться неярко выраженными симптомами, это значительно осложняет процесс диагностирования. А для больных детей при отсутствии должного лечения прогнозы не очень утешительные. Данный диагноз относится к категории наиболее часто диагностируемых неврологом у детей разного возраста.
Целью работы является изучение нейропсихологических особенностей памяти у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией.
Предмет исследования: нейропсихологические особенности памяти у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией
Объект исследования: процесс запоминания у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести теоретический обзор существующих оснований для постановки неврологом заболевания резидуальная энцефалопатия у детей;
2. Собрать анамнестические сведения о ребенке младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией;
3. Подобрать комплекс нейропсихологических методик для исследования процесса памяти у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией;
4. Провести эмпирическое исследование нейропсихологических особенностей процесса памяти у ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией;
5. Проанализировать результаты и сделать выводы;
6. Разработать рекомендации:
— Применение различных упражнений (пересказ, рисунок по памяти, оживление и т.п.)
— Применение игровых технологий.
Методологическая основа исследования: теоретико-методологическими основами нейропсихологической диагностики являются представления отечественной психологии о системной динамической локализации высших психических функций (А.А. Ухтомский, И.П. Павлов и др.); учение о функциональной системе как психофизиологической основе высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский); культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский); учение о ВПФ, которые определяются как сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский); теория синдромного анализа (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова и др.); теория фактора и нейропсихологическои реабилитация (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и т.д.); концепция трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия); теория межполушарного взаимодействия (А.Р. Лурия); периодизация возрастного развития (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин); положения психологической науки о деятельности, целостно раскрывающей человека в процессе исторического развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); нейропсихологическая коррекция в детском возрасте (метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович); нейропсихология детского возраста (Л.С. Цветкова, А.В. Цветков).
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме, обобщение психологического опыта и личной практики); эмпирические (наблюдение, индивидуальная беседа, нейропсихологические пробы).
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимал участие мальчик младшего школьного возраста 9 лет, обучающийся 3 класса общеобразовательной школы г. Хабаровска.
Исследование проводилось в четыре этапа:
I этап: на основе теоретического анализа психологической, медицинской и нейропсихологической литературы по обозначенной теме разрабатывались исходные позиции исследования (предмет, структура, методы исследования, теоретические основы нейропсихологической диагностики, формирования близорукости и нейропсихологии развития т.д.). Изучалось состояние нейропсихологической практики в рамках поставленной проблемы.
II этап: подбор методов нейропсихологической диагностики, предварительное изучение анамнеза, медицинской карты и результатов неврологического обследования. Мной была выдвинута гипотеза: дети с симптомами резидуальной энцефалопатии подвержены различным изменениям памяти нейропсихологической обоснованности.
III этап: проведение нейропсихологической диагностики ребенка младшего школьного возраста с резидуальной энцефалопатией. Проверка и уточнение гипотезы в ходе выполнения конкретных заданий. Выделение синдромообразующего фактора.
IV этап: анализ и систематизация результатов исследования. Разработка рекомендаций.
Научная новизна исследования. В медицинской литературе указывается, что в последнее десятилетие отмечается высокий процент детей с резидуальной энцефалопатией. Неблагополучное созревание ЦНС у таких детей становится препятствием для своевременного и полноценного формирования у них психической деятельности. Психические и физические возможности ребенка с РЭП часто оказываются недостаточными, чтобы соответствовать социальным требованиям, которые предъявляют родители, детский сад, школа. Несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме отклонений в развитии психики у детей с неклиническими формами отставания созревания ЦНС различного генеза, многие аспекты этой важной медико-психологической проблемы еще не разрешены. Для решения поставленной проблемы наиболее адекватным является использование нейропсихологического подхода, теоретической и методологической основой которого является теория системной динамической локализации ВПФ (А.Р. Лурия, 1962), который дает возможность изучить психику ребенка на разных уровнях ее организации -мозговом, психофизиологическом и психологическом (A.R. Luria, L.S. Cvetkova, 1989). Нейропсихологический подход позволяет раскрыть «структуру интеллектуальной деятельности, недостатки развития мыслительных процессов и причины, их обуславливающие, а также содействовать установлению потенциальных возможностей индивида» (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, 1968).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснованы ключевые позиции нейропсихологических особенностей памяти у ребенка младшего школьного возраста с РЭП.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций: применение игровых технологий и различных упражнений, направленных на процесс регенерации памяти у ребенка младшего школьного возраста с РЭП. Результаты исследования могут быть также использованы в системе нейропсихологической коррекции нейропсихологами и педагогами в общеобразовательной школе.
Заключение:
Часто в медицинских картах новорожденных детей можно увидеть пугающую молодых матерей аббревиатуру ПЭП. Сам термин «перинатальная энцефалопатия» был предложен в 1976 году и происходит от четырех греческих слов: приставки «peri» — расположенный около, при чем-либо, «natus» — рождение, «pathos» — болезнь и «enkefalos» — головной мозг.
Таким образом, ПЭП – некий собирательный диагноз для обозначения неврологических нарушений у новорожденных детей, причем конкретные симптомы, причины и тяжесть этого состояния могут быть различными. В международной классификации существуют различные виды энцефалопатии, их наименования указывают на причину появления заболевания (например, гипоксическая или диабетическая энцефалопатия), но перинатальной формы нет, так как этот термин указывает лишь на временной интервал появления нарушений.
В последние годы отечественные детские неврологи тоже все чаще используют другие диагнозы, например, перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия. По статистике от 3 до 5% новорожденных появляются на свет с перинатальной энцефалопатией. Поэтому данную патологию трудно назвать редко встречаемой.
В ходе исследования, в котором принимал участие мальчик 9 лет с симптомами резидуальной энцефалопатии, которые проявились после травмы были выявлены различные нарушения слухо-речевой памяти.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. А между тем именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное.
Начиная с рождения, человек оказывается, окружен информацией. Он получает ее разными путями – через зрение, слух, прикосновения. Благодаря разнообразию информационных каналов мы получаем полное представление о предмете. Иногда часть информации стирается из памяти, и мы помним отдельные фрагменты: например, только музыку, связанную с событием, или аромат, сопровождающий человека.
Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. Мы столкнулись с тем, что у учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти.
Результатом исследования послужили данные рекомендации, согласно которым ребенку необходимо предложить ряд упражнений и игровых технологий которые способствуют процессам восстановления слухо-речевой памяти.
Фрагмент текста работы:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСНОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕЗИДУАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ У ДЕТЕЙ
1.1 Понятие и классификация резидуальной энцефалопатии
Резидуальная энцефалопатия – это патология головного мозга вследствие гибели клеток центральной нервной системы, которое возникает вследствие длительного или острого повреждающего фактора.
Это могут быть довольно простые симптомы, такие как головная боль, нервозность, повышенная возбудимость, нарушение памяти и сна, головокружение.
Под действием негативных факторов происходит повреждение или гибель части мозговых клеток. Длительный период мозг может компенсировать эту утрату, но спустя какое-то время компенсаторные возможности ослабевают, появляются симптомы характерные для энцефалопатии.
Данный вид энцефалопатии также носит название энцефаломиелопатии. Несмотря на то, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра данного термина нет, в неврологии его используют, начиная с 1960 года.
Принято делить причины, вызвавшие резидуальный характер изменения головного мозга, на приобретенные и врожденные. Это связано с тем, что факторы и особенности повреждения мозга, полученные в детском возрасте или во взрослый период, различны. В числе причин, способных привести к возникновению остаточной энцефалопатии, доктора называют:
На возникновение резидуальной энцефалопатии могут влиять нарушения деятельности почек и печени, которые способствуют повышению в крови уровня мочевины. Вещество действует разрушительно на клетки мозга. Еще одной частой причиной развития резидуальной энцефалопатии становится атеросклероз сосудов, приводящий к прекращению снабжения кислородом.
Резидуальная энцефалопатия перинатального генеза представляет собой отдельный вид патологии, который развивается в период вынашивания плода или в процессе родов.
Диагноз ставится при возникновении недуга с 28 недели беременности до окончания первой недели жизни новорожденного ребенка. Провоцирующим фактором являются негативные воздействия и повреждение головного мозга.