Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Нарушение пищевого поведения: особенности личности и психотерапевтические подходы к лечению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Проблема нарушений пищевого поведения в клинической психологии 7
1.1. Теоретические подходы к понятию, классификации и факторам формирования нарушений пищевого поведении 7
1.2. Особенности личности лиц, страдающих нарушением пищевого поведения 15
1.3. Основные направления и методы психотерапии нарушений пищевого поведения 20
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Программа психологической помощи пациентам, страдающим нарушениями пищевого поведения 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования личностных особенностей лиц с нарушением пищевого поведения 32
2.3. Программа психологической коррекции нарушений пищевого поведения 41
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 50
Введение:
Рациональное питание – это одно из важнейших составляющих здорового образа жизни. Большинство населения с пренебрежением относятся к своему питанию. Некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни и социальное давление, попытки соответствовать навязанным средствами массовой информации эталонам красоты или неумение справляться с обилием стрессов – далеко не полный список, обуславливающий расстройства пищевого поведения. Под пищевым поведением понимаются все компоненты поведения человека, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи. Оно направлено на удовлетворение не только биологических и физиологических, но также его психологических и социальных потребностей. Чаще всего при нарушении соотношения гормонов голода и насыщения формируется атипичное пищевое поведение, ведущее к ожирению. В последние годы исследователи разных стран подтверждают, что распространение нарушений пищевого поведения непрерывно растет. В частности, в США нервная анорексия занимает третье место по распространенности среди нервно-психических расстройств. В связи со сказанным, мы отмечаем, что проблема нарушения пищевого поведения злободневна в современном мире. Она становится все более распространенной и, в буквальном смысле, жизненной проблемой для многих людей. Актуальность ее исследования определена многими факторами, в том числе экономическими, социокультурными, психосоциальными. Одно из противоречий, обусловливающих необходимость решения проблемы нарушения пищевого поведения, состоит в том, что, при значимости данной проблемы для отдельной личности и распространенности ее в обществе в целом, все еще недостаточно исследований психологических причин и механизмов распространения нарушений пищевого поведения. При этом роль психологической составляющей в проблемах подобного рода огромна. Анализ показывает, что и практических разработок мер психологической и педагогической профилактики для оказания действенной помощи личностям, страдающим от нарушений пищевого поведения, также недостаточно [2].
Подобные исследования и разработки должны быть активизированы.
На основании вышесказанного формулируется проблема аттестационного исследования: существуют ли различия в личностных особенностях у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений?
Базой исследования послужили групповые коррекционные занятия для лиц, имеющих нарушения пищевого поведения, организованные в Центре изучения расстройств пищевого поведения (г. Москва).
Объектом исследования являются личностные особенности девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения.
Предмет исследования – различия в личностных особенностях у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Целью нашего исследования является выявление различий в личностных особенностях у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Выполнить оценку пищевого поведения по методике EDI, на основании которой обозначить две группы испытуемых: имеющих нарушения пищевого поведения и не имеющих.
3. Исследовать соотношение ценности и доступности в виде уровня дезинтеграции у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
4. Установить, имеются ли различия в выраженности терминальных ценностей у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
5. Определить особенности смысложизненных ориентаций у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Гипотеза исследования: существуют различия в соотношении ценности и доступности, выраженности терминальных ценностей и смысложизненных ориентаций у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Методологической основой исследования являются:
— исследования нарушений пищевого поведения и их психопатологических аспектов М.С. Артемьевой, Е.А. Григорьевой, Т.Ю. Каданцевой, В.Г. Петрова, Т.И. Хазиевой, Л.К. Хохлова, Б.Д. Цыганкова;
— труды, посвященные развитию личности с нарушением пищевого поведения, выполненные Т.А. Былим, Л.Б. Дыхан, Т.Д. Лоскучерявой, В.П. Медведевым, О.А. Скугаревским, Л.А. Черновой;
— психотерапевтические подходы к лечению лиц, имеющих нарушения пищевого поведения, описанные Д.А. Кононовой, М.В. Коркиной, И.Г. Малкиной-Пых, В.В. Мариловым, Д. Нардонэ, А.В. Погожевой, Т.А. Ребеко, М.А. Цивилько.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы был применен комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. В исследовании использовались: теоретический анализ клинико-психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические и психодиагностические методы; методы математической статистики для обработки эмпирических данных.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы были применены методики: Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ); методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой; опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина; методика «Смысложизненные ориентации (СЖО)» А.Н. Леонтьева.
Для обработки эмпирических данных использовались современные методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
— проведено сравнение личностных особенностей у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений;
— представлена программа психологической коррекции нарушений пищевого поведения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что выявленные личностные особенности девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения позволяют расширить представления о характеристиках личности, обуславливающих формирование пищевых аддикций.
Практическая значимость данного исследования определяется вкладом в понимание специфики развития личности у лиц, страдающих нарушением пищевого поведения. Результаты исследования являются актуальными для психологов, клинических психологов, а также работников социальной сферы. Учет в психотерапевтической практике выявленных личностных особенностей девушек, имеющих нарушения пищевого поведения, может способствовать оказанию более дифференцированной и полноценной психологической коррекции.
Структура аттестационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения аттестационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить различия в личностных особенностях у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
— была выполнена оценка пищевого поведения по методике EDI, на основании которой были обозначены две группы испытуемых: имеющих нарушения пищевого поведения и не имеющих;
— было исследовано соотношение ценности и доступности в виде уровня дезинтеграции у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений;
— было установлено, имеются ли различия в выраженности терминальных ценностей у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений;
— были определены особенности смысложизненных ориентаций у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что существуют различия в соотношении ценности и доступности, выраженности терминальных ценностей и смысложизненных ориентаций у девушек 18-25 лет, имеющих нарушения пищевого поведения, и их сверстниц без подобных нарушений.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема нарушений пищевого поведения в клинической психологии
1.1. Теоретические подходы к понятию, классификации и факторам формирования нарушений пищевого поведении
Изучение нарушений пищевого поведения имеет свою историю, своих классиков и последователей. Эта работа является авторским вкладом в развитие исследований ограничительного пищевого поведения у психических больных, затрагивающая не только клинические, но также социально-психологические и катамнестические аспекты.
Естественно, что все представленные здесь исследовательские материалы опираются на фундаментальную базу клинических и социально-психологических исследований разнообразных форм нарушений пищевого поведения.
Нарушения пищевого поведения в связи с патологией внутренних органов или психическими расстройствами давно известны медикам разных специальностей и детально описаны в соответствующих руководствах. Однако во второй половине прошлого века в экономически развитых странах врачи столкнулись с многочисленными случаями нарушений пищевого поведения у девушек и молодых женщин на фоне полного здоровья. Эта форма патологии была названа «нервной анорексией», т. е. возникающим на «нервной почве» отсутствием аппетита.
До середины ХХ века случаи «нервной анорексии» были исключительной редкостью – в клиники Нью-Йорка за 10 лет (с 1916 по 1925 гг.) были госпитализированы всего 4 пациентки. Только в шестидесятые годы произошел «аноректический взрыв в популяции» по выражению западных коллег. В настоящее время в США более 5 миллионов человек страдают от нарушения пищевого поведения: около 5% женщин и до 1% мужчин. В 90% случаев эти расстройства начинаются в подростковом возрасте [31].
Впервые диагностическая рубрика «Нервная анорексия» появилась в Международной классификации болезней в 1975 г. (МКБ-9). В настоящее время в МКБ-10 имеется целый ряд диагностических определений для описания нарушений пищевого поведения. Несмотря на это, до сих пор ведется оживленная дискуссия о том, насколько точно они отражают клинические феномены. Уже более четверти века назад некоторые авторы считали диагностические критерии нервной анорексии и булимии надуманными, умозрительными конструктами. В отечественной психиатрии М.В. Коркиной, М.А. Цивилько, В.В. Мариловым [19] описан синдром нервной анорексии при шизофрении и пограничных психических расстройствах, а также нервная анорексия как самостоятельная нозологическая единица. В.И. Крылов [20] считает, что высокие показатели коморбидности аффективных расстройств с нервной анорексией и булимией позволяют однозначно относить нарушения пищевого поведения к расстройствам депрессивного спектра. По данным С.Ю. Циркина [38], у больных нервной булимией почти в 90 % случаев отмечалась коморбидная психиатрическая патология. А.В. Семке [33], Н.Д. Бушухиной [3] изучено ограничительное пищевое поведение больных параноидной и недифференцированной шизофренией.