Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Начальный этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне в условия дополнительного образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 2

ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты проблемы начального этапа формирования у школьников
навыков игры на саксофоне в условия дополнительного образования. 5

1.1 Обзор
теоретической литературы по проблеме формирования у. 5

школьников
навыков игры на саксофоне. 5

1.2.
Характеристика начальных навыков игры на саксофоне. 9

Выводы по
первой главе. 14

ГЛАВА 2.
Практическая работа по формированию у школьников навыков игры на саксофоне на
начальном этапе. 15

2.1.
Характеристика условий практической работы, контингента обучающихся игре на
саксофоне. 15

2.2
Содержание процесса формирования у школьников навыков игры на саксофоне. 17

2.3. Итоговый
этап практической работы.. 20

Выводы по
второй главе. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 28

  

Введение:

 

 

 

Исполнительство и
обучение игре на духовых инструментах претерпевали как времена всенародной
популярности, так и моменты снижения интереса со стороны учащихся и концертной
публики. В конце ХХ века игра на духовых инструментах вошла в новый этап в
отечественной культуре. Значительный вклад в развитие игры на духовых
инструментах оказала творческая деятельность отечественных композиторов,
педагогов и исполнителей, в том числе – саксофонистов.

В последние десятилетия
школа игры на саксофоне поднялась на такую высоту, которая позволила
исполнителям получить признание не только в нашей стране, но и за границей.
Накопленный творческий опыт в области исполнительства на саксофоне, концертный
и учебный репертуар, весьма разнообразные научные и эмпирические знания
являются свидетельством серьёзных достижений. Так как игра на этом музыкальном инструменте
является одним из самых популярных видов музыкального исполнительства —
повышается количество детей, желающих обучаться игре на саксофоне.

В процессе обучения игры
на саксофоне ребёнок не только развивается физически, но и расширяет свой кругозор,
развивает музыкальные и творческие способности, эмоциональную и эстетическую
сферу. Игра в ансамбле и оркестре содействует развитию
музыкально-коммуникативных навыков. Однако, в настоящее время мы видим, что в общеобразовательных
школах детей не обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте, на изучение
предметов в области искусства в учебном плане выделено незначительное время.
Полноценное обучение игре на духовых инструментах сегодня возможно исключительно
в условиях дополнительного образования, где собрана достаточная материальная
база и кадровый состав специалистов.

В условиях
дополнительного образования, школах искусства ведётся обучение школьников по
классу саксофона. В 2012 году Министерством культуры РФ были введены Федеральные
государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в
области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты (ФГТ), где
изложены основные требования к уровню подготовки музыкантов-духовиков: «Минимум
содержания, указанной программы должен обеспечивать целостное
художественно-этетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения образовательной программы музыкально исполнительских и теоретических
знаний, умений, навыков» [15].

В процессе обучения игре
на музыкальных инструментах и в частности на саксофоне – важнейшим этапом
является именно начальный этап обучения. Именно в это время происходит
формирование навыков игры на духовом инструменте, которые являются базой для
последующего обучения. Качественно освоенные первичные навыки игры на саксофоне
– основа, на которой позже строится профессионализм исполнителя. Именно поэтому
в начале обучения необходима серьезная музыкальная педагогическая работа с
детьми.

По нашему мнению, в
современном процессе обучения игре на саксофоне можно выявить следующие
противоречия:

— между желанием
обучающихся быстро достигнуть высокого уровня навыков игры и сложностью
процесса их начального освоения;

— между высокими
требованиями, предъявляемыми к исполнительскому уровню выпускников —
саксофонистов и недооценкой значимости начального этапа постановки
исполнительского аппарата и навыков;

Выявленные противоречия
позволили избрать проблему исследования формирование начальных навыков игры на
саксофоне.

Тема
выпускной квалификационной работы:
«Начальный этап
формирования у школьников навыков игры на саксофоне в условиях дополнительного
образования».

Цель
данной работы:
выявить и испробовать на практике результативность
методов, нацеленных на формирование навыков игры на саксофоне на начальном
этапе обучения в условиях дополнительного образования.

Задачи:

1. Рассмотреть
теоретические подходы к обучению игре на саксофоне на начальном этапе обучения.

2. Дать характеристику
начальных навыков игры на саксофоне.

3. Провести практическую
работу по формированию у школьников навыков игры на саксофоне на начальном
этапе

4. Представить результаты
практической работы.

Объект
исследования:
процесс формирования навыков игры на
саксофоне.

Предмет исследования:
навыки игры на саксофоне на начальном этапе обучения.

Методы
исследования:

— теоретические: изучение
педагогической и специальной литературы по теме исследования; анализ, синтез и
обобщение;

— эмпирические: педагогическое
наблюдение, анализ педагогических ситуаций, диагностирование, опытная работа.
Опытная работа проводилась на базе СПб ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская детская
музыкальная школа № 38»

Гипотеза:
начальный
этап формирования у школьников навыков игры на саксофоне может быть успешным,
если: опираться на научно обоснованные теоретические подходы к данному
процессу; знать сущность начальных навыков игры на саксофоне; иметь необходимые
условия для проведения опытной работы, учитывать особенности и возможности
контингента обучающихся при осуществлении процесса формирования у школьников
навыков игры на саксофоне; использовать эффективные методы и приемы обучения;
осуществлять контроль за результатами опытной работы.

Структура
работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Представленный в
выпускной работе материал привел нас к следующим выводам: Сущность понятия
«навык» является действием, производимым субъектом автоматически, с помощью
многократных упражнений. Анализ публикаций ряда авторов – саксофонистов показал
единство их взглядов на основные навыки, формирование которых необходимо на начальном
этапе обучения. К таковым они относят правильную рациональную постановку
исполнительского аппарата (осанку, амбушюр, аппликатуру), исполнительское
дыхание, звукоизвлечение, штрихи. Для развития техники игры рекомендуется при
выполнении специальных упражнений сохранять эмоционально-ценностный подход к
исполнению.

Рассмотрев основной объём
навыков, которые необходимо сформировать школьнику на начальном этапе игры на
саксофоне, мы выявили следующие: постановка позы, амбушюр, пальцев,
исполнительское дыхание.

Исследуя педагогические
условия, необходимые для их успешного формирования, мы выяснили, что наиболее
эффективно их освоение осуществляется в условиях дополнительного образования;
что начинать обучение следует с правильной рациональной постановки позы,
исполнительского дыхания; что техническая оснащенность саксофониста требует
постоянных и систематических занятий, что первый год обучения игре на саксофоне
является самым трудным и самым важным для успешного овладения искусством игры
на саксофоне.

Условия опытной работы
оказались благоприятными для организации учебного процесса. Использованная нами
диагностика уровня готовности школьников к начальному обучению на саксофоне
(опиравшаяся на критерии музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство;
общее физическое развитие) позволила объективно оценить исходный уровень
музыкального
развития о
поступающих и в соответствии с ним наметить для каждого из них содержание
процесса освоения начальных навыков игры на саксофоне.

Для начальных занятий
необходимо было соблюдать определенную последовательность, начиная с
инструктажа по технике безопасности, знакомства с устройства инструмента,
показа, как с ним нужно обращаться. Далее следовало объяснение особенностей
аппликатуры и звукоизвлечения, демонстрации выразительных возможностей
саксофона. На последующих занятиях вводился комплекс различных упражнений на
постановку исполнительского аппарата – базы для достижения дальнейшей
технической оснащённости. Начиналась работа над гаммами и этюдами, формирующими
правильное исполнительское дыхание, развивающими беглость пальцев, помогающую
обучающимся преодолевать метроритмические и аппликатурные трудности. Наибольшую
трудность вызывала синхронизация дыхания (звуковой атаки) и движения пальцев, уже
в это время при работе над этюдами особое внимание мы уделяли воспитанию у
обучающихся уважения к авторскому тексту, академичность, тонкое чувство
ансамбля, попыткам передать художественный замысел композитора.

Существенное значение
придавалось учету индивидуальных физиологических и психологических особенностей
учащихся, влияющих на работоспособность, утомляемость, подвижности психических
процессов, эмоциональной возбудимости, активности, доминирующему настроению.
Необходимость яркой позитивной мотивации к обучению игре на саксофоне в этот
сложный период требовала создания эмоциональной насыщенности занятий.

На протяжении всего
первого года обучения было проведено два диагностических среза уровня овладения
вышеперечисленными навыками. За первое полугодие большинство участников сумели
добиться среднего уровня и процесс обучения был продолжен далее с учётом
индивидуальных особенностей, выявленных в ходе диагностики. Во втором полугодии
произошёл прирост юных саксофонистов в группе с высоким уровнем,
половина школьников имели высокий уровень
сформированности начальных навыков игры на саксофоне, кроме того у девяти
учеников из десяти мы наблюдали достаточно высокую мотивацию к обучению, все
эти ребята пожелали обучаться дальше в учреждении дополнительного образования,
совершенствовать свои навыки игры.

Опытная работа
подтвердила наше предположение о том, что начальный этап формирования у
школьников навыков игры на саксофоне может быть успешным, если: опираться на
научно обоснованные теоретические подходы к данному процессу; знать сущность
начальных навыков игры на саксофоне; иметь необходимые условия для проведения
опытной работы, учитывать особенности и возможности контингента обучающихся при
осуществлении процесса формирования у школьников навыков игры на саксофоне;
использовать эффективные методы и приемы обучения; осуществлять контроль за
результатами опытной работы.

Количественные и
качественные результаты нашего исследования показали значительный прирост
обучающихся с высоким уровнем сформированности начальных навыков игры на
саксофоне и блок-флейте. У подавляющего большинства обучающихся (девяти из
десяти школьников) мы наблюдали достаточно высокую мотивацию к обучению, все
эти ребята пожелали обучаться дальше в учреждении дополнительного образования,
совершенствовать свои навыки игры.

Результаты, полученные в
ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, следует
считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.

Выполненное исследование
не исчерпывает полностью решение поставленной проблемы. Поиск новых методов
формирования у школьников навыков игры на саксофоне на начальном этапе
нуждается в дальнейшей разработке.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы начального этапа
формирования у школьников навыков игры на саксофоне в условия дополнительного
образования.

 

1.1 Обзор теоретической литературы по проблеме формирования у

школьников навыков игры на саксофоне.

         В
работе с учебно-методической литературой мы установили понятие – «навык».
«Навык – умение, доведённое до автоматизма, компонент практической
деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых
действий, доведённых до совершенства, путём многократных повторений» [13].
«Навык» – это действие, доведённое до автоматизма, формируемое путём
многократного повторения [8]. «Навык» – действие, сформированное путём
повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием
поэлементной сознательной регуляции и контроля. [9]. «Навык» – действие, в
составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате
упражнения [12]. «Навык – сложившаяся в индивидуальном опыте субъекта система
регуляторных процессов, обеспечивающая регуляторное и стандартное выполнение
действия» [17].

         Различают
три типа навыков: перцептивные, двигательные и интеллектуальные. Для нашей
работы мы будем рассматривать навык двигательный. Отметим, что двигательный
навык включает в себя перцептивные процессы, то есть чувственный опыт, чувственную
реакцию [
14].

Двигательные навыки
формируются в процессе многократных повторений того или иного движения,
упражнения. Для каждого человека количество повторений очень индивидуально,
именно по этой причине в обучении игре на музыкальных инструментах очень важен
индивидуальный подход. Во время занятий педагог должен учитывать индивидуальные
психологические особенности и музыкальные способности школьников.

Формирование навыков игры
на саксофоне на начальном этапе обучения происходит не только при помощи
объяснения, но и демонстрацией составляющих элементов педагогом. В настоящее
время разработаны психолого-педагогические концепции обучения навыкам игры на
саксофоне.

Наиболее популярными методиками обучения игре на саксофоне, доступными
для занятий с детьми, являются методические труды Д. А. Браславского, В. Д.
Иванова, А. Б. Ривчуна и М. К. Шапошниковой. Несколько поколений обучающихся на
музыкально-эстетических отделениях в общеобразовательных школах воспитывалось
по методикам
этих отечественных духовиков и исследователей в
области исполнительства на духовых инструментах [
1, 3, 6, 19]. Рассмотрим более подробно
методические особенности авторов этих исследований.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы