Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Моделирование преемственной образовательной среды детский сад-школа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНЬЕВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ 6
I.1 Теоретические основы преемственности дошкольного и начального образования 6
I.2. Основные направления совершенствования готовности старших дошкольников к школе 13
I.3 Возрастные особенности развития детей шестилетнего возраста 16
Выводы по I главе 21
II. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА 22
II.1 Педагогические условия обеспечения преемственности в обеспечении проектно-технологического образовательного процесса между садом и школой 22
II.2. Дидактические приемы работы с педагогами, направленные на подготовке старших дошкольников к проектно-технологическому обучению в школе 30
Выводы по II главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Первый класс — это своеобразная ступень в системе начального обучения. С одной стороны, шестилетние ученики по своему статусу — школьники, которые учатся по четко определенным требованиям учебных программ, учебникам и в определенных временных нормах. А с другой, — это дети, которые по своему возрасту находятся на грани возрастных периодов — дошкольного и младшего школьного. Именно это обуславливает длительную перестройку их психики, сложность адаптации к условиям школьного обучения.
Соблюдение принципа преемственности значительно облегчает адаптацию ребенка к выполнению новой роли — школьника. Соблюдение преемственности в работе дошкольного и начального звеньев системы образования предусматривает в условиях обучения ребенка в начальной школе учет того уровня его развития, с которым он пришел в школу. В этом процессе следует закрепить и развить все позитивные достижения дошкольного детства: познавательную активность, подвижность, открытость, контактность, склонность к подражанию и одновременно к фантазии, словообразованию и др.
Первоклассник по уровню своего развития в значительной степени остается дошкольником. И это проявляется в особенностях мышления, памяти, неустойчивости внимания, непродолжительности волевых усилий, слабости координации мышц, отсутствии устойчивой мотивации к обучению, неумении самостоятельно работать.
Проблеме обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием, организации обучения шестилетних первоклассников посвящены труды таких педагогов как Ш. Амонашвили, Н. Бибик, А. Богуш, А. Калмыкова, Н. Коваль, В. Котырло, З.Онишкова, В.Онищук, В. Сухомлинского и др.
Объектом исследования является — процесс адаптации детей к образовательному процессу в начальной школе
Предмет исследования — методы, приемы, средства, обеспечивающие преемственность образовательной среды сад-школа.
Целью работы является создание модели преемственной образовательной среды детский сад-школа.
Гипотеза исследования: если будут определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие преемственность в образовательном процессе между детским садом и школой, то это будет способствовать эффективной подготовке старших дошкольников к проектно-технологическому типу обучения.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработки исследуемой проблемы по литературным источникам;
2. Определить условия, при которых осуществляется преемственность в обеспечении проектно-технологического образовательного процесса между садом и школой.
3. Определить дидактические приемы, направленные на подготовке старших дошкольников к проектно-технологическому обучению в школе.
Текст работы:
Обеспечение непрерывности получения человеком образования возможно при условии реализации принципов перспективности и преемственности между смежными звеньями образования, в частности дошкольным и начальным. С переходом общего среднего образования на новые термины, структуру и содержание обучения актуализируется вопрос поиска путей обеспечения целостного развития личности на разных уровнях образования.
Тенденции развития дошкольного и начального образования в условиях реформирования общего среднего образования имеют много общего. В частности, гуманизм как норма уважения к личности, доброжелательное, бережное отношение к ребенку без понуждения и насилия; признание самоценности каждого возрастного периода и ориентация на возрастные особенности; учет индивидуальных интересов, способностей, темпа развития ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития; создание благоприятных условий для формирования и развития у ребенка познавательных, психических процессов, надлежащей направленности на активность в социуме, конструктивных мотивов поведения, самосознания, позитивной самооценки, самоуважения и уважительного отношения к тем, кто ее окружает; обеспечение реализации возможностей ребенка и тому подобное.
Ведущие виды деятельности детей старшего дошкольного возраста должны быть сохранены и содержательно обогащены в младшем школьном возрасте. Это позволит осуществить постепенный переход к обучению как новому ведущему виду деятельности в первый (адаптационно-игровой) период начального образования. Наряду с другими, целью этой деятельности является развитие разных видов активности ребенка, его творческая самореализация, формирование новых компетентностей.
Сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства, начальная школа обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его физическое, интеллектуальное, социальное развитие; формирует ценностное отношение к государству, родному краю, культуре, здоровью, способности к творческому самовыражению, критического мышления и другое.
Преемственность дошкольного и начального образования обеспечивается путем единства подходов к организации жизнедеятельности ребенка шестого и седьмого (восьмого) года жизни независимо от социально-педагогических условий получения образования: учреждения дошкольного образования, первый класс начальной школы, группа Центра развития ребенка, семейное воспитание и тому подобное. Деятельность учреждений образования по обеспечению преемственности должно осуществляться педагогическими коллективами совместно и системно. Объединены усилия педагогических коллективов учреждений дошкольного и общего среднего образования и родительской общественности обеспечит психологически уравновешенный и успешный для ребенка переход с предыдущего уровня – дошкольное образование, на следующий – начальное образование.
Заключение:
Первый класс — это своеобразная ступень в системе начального обучения. С одной стороны, шестилетние ученики по своему статусу — школьники, которые учатся по четко определенным требованиям учебных программ, учебникам и в определенных временных нормах. А с другой, — это дети, которые по своему возрасту находятся на грани возрастных периодов — дошкольного и младшего школьного. Именно это обуславливает длительную перестройку их психики, сложность адаптации к условиям школьного обучения.
Соблюдение принципа преемственности значительно облегчает адаптацию ребенка к выполнению новой роли — школьника. Соблюдение преемственности в работе дошкольного и начального звеньев системы образования предусматривает в условиях обучения ребенка в начальной школе учет того уровня его развития, с которым он пришел в школу. В этом процессе следует закрепить и развить все позитивные достижения дошкольного детства: познавательную активность, подвижность, открытость, контактность, склонность к подражанию и одновременно к фантазии, словообразованию и др.
Первоклассник по уровню своего развития в значительной степени остается дошкольником. И это проявляется в особенностях мышления, памяти, неустойчивости внимания, непродолжительности волевых усилий, слабости координации мышц, отсутствии устойчивой мотивации к обучению, неумении самостоятельно работать.
Проблеме обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием, организации обучения шестилетних первоклассников посвящены труды таких педагогов как Ш. Амонашвили, Н. Бибик, А. Богуш, А. Калмыкова, Н. Коваль, В. Котырло, З.Онишкова, В.Онищук, В. Сухомлинского и др.
Объектом исследования является — процесс адаптации детей к образовательному процессу в начальной школе
Предмет исследования — методы, приемы, средства, обеспечивающие преемственность образовательной среды сад-школа.
Целью работы является создание модели преемственной образовательной среды детский сад-школа.
Гипотеза исследования: если будут определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие преемственность в образовательном процессе между детским садом и школой, то это будет способствовать эффективной подготовке старших дошкольников к проектно-технологическому типу обучения.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработки исследуемой проблемы по литературным источникам;
2. Определить условия, при которых осуществляется преемственность в обеспечении проектно-технологического образовательного процесса между садом и школой.
3. Определить дидактические приемы, направленные на подготовке старших дошкольников к проектно-технологическому обучению в школе.
Список литературы:
I. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНЬЕВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
I.1 Теоретические основы преемственности дошкольного и начального образования
В последнее время в педагогической литературе повысился интерес к проблемам моделирования, проектирования и экспертизы образовательной среды, прогнозированию ее влияния на различные категории участников учебного процесса. Рост количества публикаций по данной тематике объясняется осознанием роли, которую играет образовательная среда в жизни человека, распространением в практике идей «педагогики среды» — теории и технологии опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка (С.Т.Шацкий Ю. С. Мануйлов) .
Поскольку понятия «моделирование», «образовательная среда», «преемственность» ключевые в исследовании, необходимо определить, какой смысл будет вкладываться в них в контексте данной работы.
Исследование психолого-педагогической литературы показало, что нет единого мнения относительно определения понятия «образовательная среда». Как отмечают В.Ю. Лыскова и Е.А. Ракитина «пространство» и «среда» являются понятиями близкими, но не синонимичны. Данными авторами пространство рассматривается как набор условий, определенным образом связанных между собой, которые могут осуществлять влияние на человека. В понятии пространства не предусмотрена включенность индивида, поскольку пространство может существовать и независимо от него .
Понятие среды отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. Но в данном случае предусмотрено не только его присутствие в среде, но и взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Под образовательной средой понимают социокультурное окружение учащегося, созданное естественным или искусственным путем, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика. Образовательная среда представляет собой многомерное пространство, которое должно быть адекватным современным потребностям общества и отвечает тенденциям развития культуры, экономики, производства и технологий. Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие большого количества локальных образовательных сред, совместное использование различных методов, приемов и инноваций учеными разных стран способствует развитию сферы образования в целом и является проявлением тенденции к интеграции образовательных процессов в различных странах в мировое образовательное пространство.
В.И. Слободчиков понимает среду как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку. По мнению автора, образовательная среда не является чем-то однозначным и заранее заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и того, что образуется, где становится возможным совместное проектирование и строительство и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательной деятельности начинают выстраиваться определенные связи и отношения .
Н. Б. Крылова рассматривает образовательную середу как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов . С. Д. Дерябо дает определения образовательной среды по совокупности всех возможностей для обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных . Тем самым исследователи подчеркивают именно аспект педагогического влияния, как детерминированного процесса развития культурной среды школы и личности в ней. Под образовательной средой понимается система действий и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, заключающуюся в социальном и пространственно-предметном окружении .
Образовательная среда — это специально смоделированное место и условия, которые обеспечивают различные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. Указывая на особую организацию образовательной среды, М.С. Нефедова подчеркивает важность и необходимость обеспечения оптимизации ее влияния на развитие ребенка. Субъект, управляющий образовательным процессом (педагог или родители), выполняет систему действий по преобразованию среды в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность локальных сред, в которых функционирует ребенок («я — ситуация», семья, класс или учебная группа, учебное заведение, двор, микрорайон и др.), которые обеспечивают ребенку познание и развитие. Такое понятие как «образовательное пространство» рассматривается при этом как одна из характеристик образовательной среды .
Теоретико-методологическим средством исследования образовательной среды может выступать моделирование, которое объективно позволяет найти ответы на задаваемые вопросы и, что самое главное, дает возможность определить пути и подходы к эффективному развитию образовательной среды начальной школы, ее составляющих и