Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Межведомственное взаимодействие по формированию ЗОЖ у младших подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Понятие здоровья и здорового образа жизни как педагогическая проблема 5
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков и их отношение к здоровому образу жизни 11
1.3. Особенности межведомственного взаимодействия в формировании здорового образа жизни у подростков 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей межведомственного взаимодействия в формировании здорового образа жизни у подростков 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Пути формирования у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ЛИТЕРАТУРА 57
Введение:
Актуальность работы. Проблема здоровья ребенка всегда находится в центре внимания педагогов и интерес к ней не ослабевает и на сегодняшний день, так как изменение социальных условий привело к пересмотру целей и содержания физического и психического развития учащихся. В частности, согласно условиям системного рассогласования отношений человека с внешней средой, стоит вопрос о необходимости пересмотра педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. Посредством этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий для здоровьесберегающего воспитания личности в условиях общеобразовательных учебных заведений.
Педагогической технологией формирования основ здорового образа жизни у ребенка школьного возраста является специально организованный педагогический процесс, который позволяет ребенку получать знания о собственном организме, дает возможность целенаправленно и гарантированно обеспечивать сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях школы.
Приходится признать, что в последнее время возросло число детей с ослабленным здоровьем. Ухудшение здоровья учащихся в условиях обострения социальных, экономических и экологических проблем свидетельствует о несостоятельности физического воспитания школьников, ориентирующего их в основном на выполнение нормативов физической и технической подготовленности и мало учитывающего интересы и потребности самих учеников.
Исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы формирования здорового образа жизни у молодого поколения находилось в поле повышенного внимания отечественных и зарубежных ученых (Н. Беседа, Л. Горяная, А. Дубогай, Л. Попова, С. Лапаенко и другие). Сущность валеологической культуры молодежи в современных условиях обучения нашла отражение в трудах таких исследователей, как Т. Бойченко, А. Бондаренко, Л. Ващенко, М. Гончаренко, В. Горащук, В. Грибан, С. Кондратюк и др. Обстоятельный анализ факторов формирования здоровьесберегающей образовательной среды в учебном учреждении осуществили А. Ващенко, В. Звеков, А. Клестова, К. Оглоблин и другие.
Противоречие заключается в том, что несмотря на существенный интерес ученых, проблема формирования здорового образа жизни у школьников остается недостаточно разработанной. Так, не определен достаточно полно комплекс знаний, умений и навыков, здоровьесберегающей работы со школьником и его семьей; не определены теоретико-методологические подходы, на основе которых может быть разработана психолого-педагогическая основа, связанная с практическим применением заданий по сохранению и укреплению здоровья школьника, не сконструирована технология внедрения данной системы. Все это предопределяет недостаточный уровень взаимодействия разных ведомств, связанного с формированием здорового образа жизни у младших подростков
Проблема исследования: каковы способы формирования здорового образа жизни у младших в процессе межведомственного взаимодействия.
Цель исследования: изучить особенности межведомственного взаимодействия при формировании у младших подростков здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: предполагается, что среди ценностных ориентаций современных подростков, здоровье является неотъемлемой категорией успешности и благополучия
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие здоровья и здорового образа жизни как педагогической проблемы.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших подростков и их отношение к здоровому образу жизни.
3. Охарактеризовать особенности межведомственного взаимодействия в формировании здорового образа жизни у подростков.
4. Организовать исследование особенностей межведомственного взаимодействия в формировании здорового образа жизни у младших подростков.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Выработать пути формирования у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Объектом исследования выступает процесс формирования здорового образа жизни у детей младшего подросткового возраста.
Предметом исследования становится исследование особенностей межведомственного взаимодействия в формировании здорового образа жизни у подростков.
Методами исследования были определены следующие: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, нормативных актов; анализ и обобщение педагогического опыта, связанного с формированием здорового образа жизни у школьников; метод педагогического эксперимента; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой курсовой работы стали следующие положения:
• Идеи ценностного подхода к здоровью в образовании освещены в работах И. Андреева, А. В. Бездухова, В. П. Бездухова, Ю. Н. Кулюткина, Г. Б. Корнетова, З. И. Равкина, В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой и др
• Опыт формирования здорового образа жизни человека изучается в трудах Ю.Ф. Змановского, В.В. Колбанова, В.И. Сыренского, и др.
• Труды эколого-валеологического образования (В. Г. Воронцова, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваща и др.)
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Изучив психолого-педагогическую литературу, было выявлено, что интерес исследователей к вопросам здоровья и формирования здорового образа жизни не случаен. Он обуславливается тем, что формирование направленности личности вести здоровый образ жизни выступает достаточно сложным процессов, который определяется множеством факторов. Среди таких факторов на первый план выходят особенности развития государства, общественного мнения, общей экологической обстановки, использование технологий воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов и семейное воспитание обучающихся.
Опираясь на теоретические основы о здоровье младших подростков, было определено, что оно является одной из важных педагогических проблем современности. Вопрос сохранения и укрепления здоровья молодого поколения так же важен, как и вопрос профессиональной подготовки. Будущие специалисты должны обладать как высоким уровнем специальной подготовки, профессиональной квалификацией, так и быть здоровыми, сильными и психически устойчивыми. Коренные изменения в социально-экономической системе России, реформы здравоохранения, снижение уровня здоровья молодого поколения требуют от различных ведомств принятия адекватных мер по сохранению и укреплению здоровья подростков, получению ими социально-гигиенических знаний и овладение навыками здорового образа жизни. Поэтому воспитание у подростков здорового образа жизни, формирование их стремления быть здоровыми сегодня очень важно. Здоровый образ жизни подростков должен формироваться в течение всего периода их обучения и должен включать в себя выработку ценностно-концептуальных и практико-ориентированных принципов для сохранения и укрепления здоровья.
Здоровый образ жизни выступает как концепция жизнедеятельности, направленная на укрепление и сохранение здоровья, при этом выступает как предпосылка для развития различных сторон жизнедеятельности индивида.
Поэтому сегодня проблема формирования здорового образа жизни должна решаться на государственном уровне. В свободное время подростков их жизненная активность очень разнообразна. Свободное время следует посвятить самообразованию и активному физическому воспитанию, активному отдыху. То, как студенты используют свое свободное время, может показать их здоровый образ жизни. Младшие подростки — это уже отдельная социальная группа, отличающаяся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией. Их можно отнести к группе повышенного риска, поскольку сложные проблемы подростков, такие как высокая эмоциональная и умственная нагрузка, адаптация к новым условиям жизни и обучения, накладываются на негативное кризисное воздействие всех основных сфер общества и государства. Все это приводит к дезадаптации подростков, последствиями которой являются серьезные медицинские и социально-психологические проблемы.
Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Для формирования ценностного здорового образа жизни среди учащихся необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей, межведомственных организаций и самих подростков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие здоровья и здорового образа жизни как педагогическая проблема
Здоровье человека является важнейшим фактором его социально-психологической адаптации в современном мире. Понимание того, что здоровье есть «ценность само по себе», и что над ним надо работать (заниматься спортом, вести здоровый образ жизни и т.п.) для подростка очень важно.
Индивидуальное здоровье человека принято определять как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания. Именно такое определение здоровья было дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утверждённого парламентами 26 стран – участниц этой международной организации, – при её основании 7 апреля 1948 года [23].
Отметим, что однозначного определения понятия здоровья не существует. Основывая на медико-биологические признаки, Н.М. Амосов определяет здоровье как естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием тех или иных болезненных явлений [6].
Солопов В.Н. определяет здоровее как индивидуальное психосоматическое состояние, которое выражается в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности [42].
Еще одним мнением является определение Г.М. Коджаспировой, которая говорит о том, что здоровье представляет собой естественное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой с отсутствием любых болезненных изменений. Она называет здоровьем такое состояние человека, когда он находится в полном телесном, душевном и социальном благополучии, имеет достаточное количество энергии, энтузиазма и настроения для выполнения того или иного дела [25].
Отметим, что главными образующими здоровья является биологический потенциал, которые определяется наследственными возможностями, физиологические резервы жизнедеятельности и нормальное психическое состояние для реализации социальных возможностей человека всех его задатков.
Так же выделяется психологическое здоровье, которое определяет душевное эмоциональное благополучие человека. Согласно работам Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной и Т.А. Репиной, то эмоциональное благополучие учащегося следует определять как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, в основе которого лежит удовлетворение основных возрастных потребностей (биологических и социальных). М.Ю. Стожарова говорит о том, что одним из основных показателей эмоционального благополучия школьника является именно физическое здоровье [43].
Эмоциональное ощущение учащегося относится к сфере его эмоционального развития и представляет собой ту базу, которая предопределяет все проявления его активности, усиливая и направляя эту активность, либо же ослабляя и блокируя ее.
В научном лексиконе термин «психологическое здоровье» появился благодаря И.В. Дубровиной, которая подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Исследователь обобщает портрет психологически здорового человека как творческого, жизнерадостного, веселого и открытого, человека познающего себя и окружающий мир посредством разума, чувств и интуиции. По ее мнению, основой психологического здоровья выступает полноценно психическое развитие ребенка на всех этапах. При этом автор отмечает, что психологическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения духовного богатства личности и ее ориентации на абсолютные ценности [21].
Здоровье представляет собой отсутствие психических или физических дефектов, а также наличие полного физического, душевного и социального благополучия. На основе данного определения следует среди признаков здоровья учитывать структурную и функциональную сохранность систем и органов школьника, индивидуальную приспособленность к физической и общественной среде, а также сохранность привычного самочувствия каждого индивида.
Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее значимыми нам представляются следующие [9]:
• соматический компонент здоровья человека;
• физический компонент здоровья;
• ментальный (умственный, психический) компонент;
• духовно-нравственный компонент здоровья;
• психолого-коммуникативный (психологический) компонент;
• сенсорный компонент здоровья;
• речевой (логопедический) компонент;
• аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья;
• репродуктивный компонент здоровья человека.
Задача формирования культуры здоровья школьников является комплексной психологической и педагогической проблемой, которая охватывает разные аспекты развития детей в школьном возрасте и обуславливает цели для поиска эффективных способов формировать культуру его здоровья.
Определяя феномен здоровья в рамках современной психологии личности необходимо учитывать основные положения трех универсальных концепций здоровья. Такое положение говорит о том, что здоровье необходимо рассматривать целостно как системное свойство личности. Другими словами, здоровье характеризует личность во всей полноте ее проявлений, отражая сущность основных биологических, социокультурных и психических процессов, которые интегрируют личность. Таким образом, здоровье определяется как интегративная характеристика личности, которая охватывает различные уровня и измерения индивидуального бытия [5].
На сегодняшний день проблема психического здоровья является одной из важных проблем в психологии личности. Общая теория личности предлагает рассматривать личность как целостную и самоорганизующуюся систему, которая включает 7 основных уровней. Среди них следующие:
1. Уровень телесных ощущений и реакций.
2. Уровень образов и представлений.
2. Уровень самосознания и рефлексии.
3. Уровень межличностных отношений и социальных ролей.
4. Уровень социокультурной детерминации личности.
5. Уровень экзистенциальных (сущностных) или трансперсональных переживаний.
6. Уровень самоактуализации (Самости) [8].
Рассмотрим составляющие каждого вышеназванного уровня личности. Так, к первому уровню относятся любые телесные состояния, которые формируют физическое самочувствие человека, а также такие феномены как влечения, безусловные и условные рефлексы, динамические стереотипы, проявляющиеся во внешнем поведении и реагировании личности.
Ко второму уровню относятся два разнонаправленных психических процесса – восприятие внешних событий и формирование образов внутреннего плана посредством воображения. Так, позитивные образы или представления влияют на формирование здоровых установок личности, а негативные, в свою очередь, подкрепляют болезненные состояния [11].
Основываясь на первые два уровня происходит формирования образа Я и Эго-сознания, которые и образуют третий уровень в системе личности, состоящий из аспектов самоидентификации, самооценки и рефлексии. Так, сильное дифференцированное Эго, имеющее развитые Эго-функции и целостный позитивный образ Я обеспечивают здоровье личности.
Что касается четвертого уровня, то он характеризует всю совокупность межличностных отношений. Так, для здоровья индивидуума достаточно важное значение имеют конструктивные взаимоотношения с другими людьми. В случаях нарушений коммуникации и социальной дезадаптации личность приходит к утрате психического здоровья [19].
На пятом уровне находятся усвоенные индивидом коллективные представления, нормы и ценности, целостный спектр культурного и духовного наследия личности, который определяет ее индивидуальную культуру. На этом уровне личность воспринимает эталоны здоровья, ориентируясь на них в процессе оздоровления, понимая социальные аспекты здоровья.
Что касается шестого уровня, то экзистенциальные переживания затрагивают основание индивидуального бытия в мире. Другими словами, способность интегрировать экзистенциальный опыт, сохраняя при этом основные навыки социальной адаптации, является важным параметром здоровья [25].
Седьмой уровень содержит в себе целостный потенциал личности, т.е. вся полнота жизненных возможностей индивида. К этому уровню относится заложенный в каждом человеке потенциал здоровья и так называемый «целительный потенциал» души. Можно сказать, что на этом уровне все проблемы здоровья сводятся к проблеме целостности и интеграции.
Среди критериев, которые показывают сформированность здорового образа жизни, принято выделять такие показатели:
1. Потребность человека в здоровом образе жизни, которая заключается в направленности личности на создание здорового образа жизни, понимание важного такого образа жизни и убежденность в самосовершенствовании по этим вопросам.
2. Наличие уровня теоретической подготовки, который представляется в комплексе знаний, познавательной активности и сформированности аналитического мышления.
3. Достаточный уровень технологической готовности, заключающийся в умении прогнозировать деятельность и ее результаты с точки зрения здорового образа жизни и безопасности в целом. Сюда же относится и уровень владения способами и методами сокращения негативного воздействия со стороны окружающей среды на здоровье человека и владение технологией принятия решений в какой-либо чрезвычайной ситуации.
4. Присутствие творческой активности при обеспечении здорового образа жизни. Такой критерий заключается в способности человека видеть проблемы, иметь нестандартное мышление и способность воспринимать инновации в сфере здорового образа жизни.
Многие отечественные исследователи говорят так же о том, что здоровый образ жизни отражается в ориентированности личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья. При этом здоровый образ жизни включает в себя и первичную профилактику заболеваний, которая способствует предотвращению их появления, помогает удовлетворять жизненно важную потребность в активных телесно-двигательных физических упражнений.
Следует заметить, что здоровый образ жизни представляет собой экобиосоциальную категорию, которая соединяет в себе биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, так как физическое благополучие опирается не только на наследственность и внимание к здоровью ребенка со стороны родителей, но так же зависит от оказанного влияния экологических факторов, определяется степенью гармонизации взаимоотношений ребенка со внешней социальной и экологической средой [22].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что построение целостной модели здоровой личности требует интеграции двух подходов – структурного и процессуального. Только постижение личности как целостной структуры и понимание скрытой логики ее индивидуального развития дают возможность иметь полное представление о здоровье.
Так, здоровая личность характеризуется упорядоченностью составляющих ее элементов и согласованностью процессов, которые обеспечивают ее цельность и гармоничное развитие. При этом здоровье является показателем, который характеризует личность в ее целостности.